Пояснительная записка
к рабочей программе по внеурочной деятельности «Я и общество»
для 5 класса
Общая характеристика учебного предмета, курса, класса.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер,
связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе
обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому
в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие
социальные свойства человека. Программа последовательно вводит обучающегося в
расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально
значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой
жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Обучающиеся
расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их
общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии
с ними.
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества
семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед
нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
2
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять
с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание программы учебного курса «Я и общество» для 5 класса
Тема 1. Человек
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек —
биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество
— особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о
будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.
Тема 2. Семья
3
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.
Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное
хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности
подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и
спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа
жизни.
Тема 3. Школа
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени
школьного образования. Образование и самообразование. Учение вне стен школы.
Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками,
друзьями. Дружный класс.
Тема 4. Труд
Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд —
условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки
мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Тема 5. Родина
Россия — федеративное государство. Структура России как федерации, права
субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России.
Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов.
Москва — столица России. Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан
России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Россия — многонациональное
государство. Национальность человека. Народы России
— одна семья.
Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Таблица 1.
Тематическое планирование по Обществознанию 5 класс.
№ раздела и
тем
Наименование
разделов и тем
Количество часов
Учебные часы
Контрольные
работы
Практическая
часть
(в соответствии
со спецификой
предмета, курса)
(в соответствии
со спецификой
предмета, курса)
I
Введение
1
II
Человек
5
1
III
Семья
7
1
IV
Школа
7
1
V
Труд
5
1
VI
Родина
8
1
VII
Итоговая
контрольная
1
1
4
работа
Итого:
34 часа.
1 час.
5 часов.
Таблица 2.
Календарно-тематическое планирование по Обществознанию 5 класс.
№ п/п
Тема урока
Дата проведения урока
Дата по
плану
Дата по
факту
1 четверть. 9 часов.
1.
1. Введение.
Глава I. Человек. 5 часов.
2,3.
1,2. Загадка человека.
4,5.
3,4. Отрочество – особая пора жизни.
6.
5. Практикум по главе «Человек»
Глава II. Семья. 7 часов.
7,8.
9.
1,2. Семья и семейные отношения.
3. Семейное хозяйство
2 четверть. 7 часов.
10.
4. Семейное хозяйство
11,12.
5,6. Свободное время
13.
7. Практикум по главе «Семья»
Глава III. Школа. 7 часов.
14,15.
1,2. Образование в жизни человека.
16.
3. Образование и самообразование
3 четверть. 10 часов.
17.
18,19.
20.
4. Образование и самообразование
5,6. Одноклассники, сверстники, друзья
7. Практикум по главе «Школа»
5
4 четверть. 8 часов.
Глава IV. Труд. 5 часов.
21,22.
1,2. Труд – основа жизни.
23,24.
3,4. Труд и творчество.
25.
5. Практикум по главе «Труд»
Глава V. Родина. 8 часов.
26.
1. Наша Родина – Россия.
4 четверть. 8 часов.
27.
2. Наша Родина – Россия.
28,29.
3,4. Государственные символы России.
30,31.
5,6. Гражданин России.
32.
7. Мы – многонациональный народ
33.
8. Практикум по главе «Родина»
34.
Итоговая контрольная работа
Итого: 34 часа.
6