Рабочая программа курса внеурочной деятельности Работа с текстом

1.Пояснительная записка

Программа разработана на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, «Планируемыми
результатами начального общего образования», учебно – методическому комплекту О.Н
Крыловой «Чтение. Работа с текстом», Образовательной программы МКОУ «Дерябинская
СОШ».
.
Цель данного курса – формирование информационно – коммуникативной
компетентности школьника – блока умений, направленных на самостоятельное
приобретение знаний с использование различных по характеру и знаковым системам
источников информации.
Планируемым результатом обучения могут стать как успешность работы в
информационном поле, так и способность включиться в предметную и общекультурную
коммуникацию.
Общая характеристика учебного курса
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только
проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с
текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и
понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом,
учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического,
стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для работы с
текстом включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя
тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие
его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая
абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение,
вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее
полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую
информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе
работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а также с
целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит,
развивает орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как
заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с
иллюстративным материалом, работа с фразеологизмами.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также
прослеживаются межпредметные связи.
Место курса «Работа с текстом» в учебном плане.
Предмет «Работа с текстом» относится к образовательной области «Филология». На
предмет «Работа с текстом» школьным компонентом начального общего образования
отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 102 часов: во 2-4 классах – по 34 ч (1 ч в
неделю 34 учебные недели в каждом классе).

Планируемые результаты освоения учебного предмета
2

Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир
в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
3

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре,
понятий о добре и зле, дружбе и честности;
3) достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и
про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и
учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их
обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений, уметь написать отзыв на
прочитанное произведение;
8) умение создавать собственный текст на основе художественного произведения,
репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
2 класс
Ученик научится:
- определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, определять главную
мысль текста,
- озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы,
Ученик получит возможность научиться:
·соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в
учебнике материала);
·находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
(по словарю учебника) обращаясь за помощью к учителю, родителям и др.
·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);

4

3 класс
Ученик научится:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации, ключевым словам;
- самостоятельно читатьпро себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
- делить текст на части, составлять простой план;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста; тип текста;
- находить в тексте материал для характеристики героя;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к
художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в
учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю,
родителям и др.
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
4 класс
Ученик научится:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- самостоятельно находить ключевые слова;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов
автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу
чтения);
- формулировать основную мысль текста; тему текста, стиль, тип текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и
определять свои эмоции;
- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям
других;
- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки,
речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою)
- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым
признакам;
5

Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать нормы родного литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике
материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю,
родителям и др.
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.

2. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского
стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у
них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное
увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью
интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных
по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию,
понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
6

ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать
сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать
с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных
средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ
(с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев
по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер,
выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе
анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный
и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и в сего текста): определение
главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план
(в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача
информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста.
Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста
с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными
заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать
7

свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм
речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального
этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со
словарями.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.
Система оценивания знаний обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Работа
с текстом» направлены на достижение личностных результатов освоения программы.
Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффек тивные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат
достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком
необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на
формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные
материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к
самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде
индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны
и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или
события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может
проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может
быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета в
зачетно/незачетной форме.

3. Календарно тематическое планирование
2 класс
№
п/п
1

Тема урока

Дата

Работа над текстом И.Соколова – Микитова «В лесу».
8

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Работа над текстом В. Осеевой «Плохо»
Работа над текстом Л.Толстого «Два товарища»
Работа над текстом В. Бурлакова «На рассвете»
Работа над текстом А.Тихонова «Где вода, там жизнь»
Работа над текстом С.Михалкова «Аисты и лягушки».
Работа над текстом И.Пузанова «На рыбалке».
Итоговая работа по тексту: «Медведко» Д.Н.Мамина-Сибирика
Работа над текстом В. Бехревского «Мишка под деревом»
Работа над текстом И.Соколова- Микитова «На лесной дороге»

11
12
13
14
15

Работа с текстом Л.Яхнина «Силачи».
Работа над текстом А.Тихонова «Сороки».
Работа с текстом из детской энциклопедии.
Работа над текстом К.Ушинского «Играющие собаки»
Итоговая работа за 2 четверть по тексту: «Четыре желания»
К.Д.Ушинского
Работа с текстом И. Соколова – Микитова «Утром в лесу»
Работа над текстом Е.Пермяка «Первая рыбалка»
Работа с текстом И.Соколова – Микитова «Белка»
Работа над текстом С.Михалкова «Не стоит благодарности».
Работа над текстом Г.Цыферова «Жил на свете слоненок».
Работа с текстом В.Кологрива «Жизнь кузнечика»
Работа с текстом С.Аксакова «Щенок».
Работа с текстом Ш.Перро «Золушка»
Итоговая работа за 3 четверть
Работа над ошибками. Работа с текстом Н.Юрцевича «Красавица
русских лесов»
Работа над текстом С.Юцзунь «Светлячок и Муравей»
Работа над текстом В.Танасийчук «Лосось».
Работа с текстом В.Коржикова «Прогулка по лесу»
Работа над арабской народной сказкой «Хлеб и золото»
Работа с текстом К.Ушинского «Гадюка»
Работа с текстом М.Садовского «Зима на колесах»
Работа над текстом В. Осеевой «Кто хозяин?»
Итоговая работа за год по тексту И.Соколова – Микитова «Лоси»
Работа над текстом басни И.Крылова «Кукушка и Петух»

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

3 класс(3 класс)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Разделы (темы)
Вводное занятие
Работа с текстом «Синица»
Работа по тексту А.Тихонова
Работа по тексту Э.Бауэра
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать».
Работа с текстом по Г.Ханнелору «Растения»
Работа с текстом С Михалкова «Ответ»
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Что такое? Кто
такой?»
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»

Дата

9

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
2733
34

Работа с текстом А.Старостина
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Что такое? Кто
такой?»
Работа с текстом по Э.Шиму
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Что такое? Кто
такой?»
Работа с текстом Л.Киселёвой «И так бывает»
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Что такое? Кто
такой?»
Работа с текстом по А.Тихонову
Работа с текстом по И.Соколову-Микитову
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Что такое? Кто
такой?»
Работа по Л.Киселёвой «Башмачки»
Работа с текстом по Э.Бауэру
Работа с текстом С.Михалкова «Осёл и бобр».
Работа с текстом В.Васильева
Работа с текстом В.Осеевой
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»
Работа с текстом по И.Соколову-Микитову «Калина»
Комплексный анализ текста
Итоговое занятие
ИТОГО

4 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Разделы (темы)
Дата
Вводное занятие
Работа с текстом по Г Николаевой «Ливень»
Работа с текстом по Г. Скребицкому
Работа с текстом по К.Ушинскому
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»
А.Бостром «Кошка и ёж»
С.Аксаков «Осень»
Работа с текстом по И.Соколову-Микитову
Работа с текстом по Р.Киплингу
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»
А.Тихонов «Колибри»
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»
Работа с текстом по И.Соколову-Микитову
К.Ушинский «Четыре желания»
Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё
знать».
Работа с текстом по Э.Бауэру
С.Михалков «Жадный Заяц»
Работа с текстом по И.Соколову-Микитову «Рябина»
Работа с текстом по Н Дудникову
К.Ушинский «Утренние лучи»
По Е.Пермяку «Как Маша стала большой»
10

22
23
24
25
26
27-33
34

Работа с текстом по С.Михалкову
В.Осеева «Злая мать и добрая тётя»
Работа с текстом по Г. Скребицкому
Работа с текстом по П.Молчанову
Работа с текстом по Г.Скребицкому.
Комплексный анализ текста
Итоговое занятие
ИТОГО
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – наглядные пособия:

1.Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка,
треугольники, ластик.
2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3.Набор предметных картинок
4.Словари по русскому языку.

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
1. УМК «Начальная школа» 1-4. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия. Версия 3.0.
Издание 3.
2. Персональный компьютер
3. Мультимедийный проектор
4. Аудиопроигрыватель
5. Ксерокс

Книгопечатная продукция:
Список литературы
(рекомендуемая для детей и родителей)
1.Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс / О.Н.Крылова. – 20-е изд.- перераб и
доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 109 с. (Серия «Учебно – методический
комплект»)
2.Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 3 класс / О.Н.Крылова. – 6-е изд.- перераб и
доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 109 с. (Серия «Учебно – методический
комплект»)
3.Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 4 класс / О.Н.Крылова. – 3-е изд.- перераб и
доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 109 с. (Серия «Учебно – методический
комплект»)
Методическая литература:
1.Чайка Е.С. Моя первая энциклопедия.- Минск: Харвест, 2010.- 240 с.
11

2. Шукейло В.А. Русский язык. Сборник проверочных и диагностических работ. 1 -4 кл.
Изд-во «Вентана Граф» - 2007 г.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».