ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке
(русском)» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне
начального общего образования подготовлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального
общего
образования»,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.
№ 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного
развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на
формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином
культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от
поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических
ценностей, понимания роли фольклора и художественной литературы родного
народа в создании культурного, морально-этического и эстетического
пространства субъекта Российской Федерации, на формирование понимания
родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций,
формирования представлений о мире, национальной истории и культуре,
воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для
обеспечения культурной самоидентификации. В основу содержания программы по
литературному чтению на родном (русском) языке положена идея о том, что
русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для
национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения,
но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает
преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национальнокультурной традиции в сознании обучающихся. Содержание курса «Литературное
чтение на родном (русском) языке» не предусматривает дублирования
произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс
предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших
школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской
литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют
обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального
сознания и русской культуры понятиями.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
Целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке являются:
-воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как
существенной части родной культуры;
-включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и
приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего
народа;
-осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение русской культуры;
-развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального
российского общества;
-воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского
народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа,
формирование у обучающегося интереса к русской литературе как источнику
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
-формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях,
значимых для национального русского сознания и отражённых в родной
литературе;
-обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
-формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для
речевого самосовершенствования;
-совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
-развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных
и письменных высказываний о прочитанном.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть
национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского
языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной
культурой русского народа.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет
права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную
литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не
может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса
литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и
литературное чтение».
Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора
младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной
русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников,
позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для
национального сознания и русской культуры понятиями.
Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения
русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского
народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие,
милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском)
языке» реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер,
обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир
русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений
со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего
мира;
в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям,
созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет
современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и
культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно
связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников,
развитию их речевой культуры и коммуникативных умений.
Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению
дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемнотематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков
включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и
материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё
одной общей чертой обоих курсов является концентрирование их содержания
вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьного возраста, что находит
отражение в специфике выбранных произведений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА
РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на
родном (русском) языке – 34 часа: в 3 классе – 17 часа (1 час в неделю во втором
полугодие), в 4 классе – 17 часов (1 час в неделю во втором полугодие).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При определении содержания литературного чтения на родном (русском) языке в
центре внимания находятся:
-важные для национального сознания концепты, существующие в культурном
пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности
(например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть). Работа с этими
ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия
обучающихся на уровне начального общего образования произведений русских
писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской
литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает
обучающимся понять ценности национальной культурной традиции, ключевые
понятия русской культуры;
-интересы обучающегося: главными героями значительного количества
произведений выступают сверстники обучающегося, через их восприятие
обучающиеся открывают для себя представленные в программе по литературному
чтению на родном (русском) языке культурноисторические понятия. В программу
по литературному чтению на родном (русском) языке включены произведения,
которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления,
становления характера, формирования нравственных ориентиров, отбор
произведений позволяет обучающемуся глазами сверстника увидеть русскую
культуру в разные исторические периоды. В программе по литературному чтению
на родном (русском) языке представлено значительное количество произведений
современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции
русской литературы, эти произведения близки и понятны современному
обучающемуся.
-произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых
национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами
других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств
в русской культуре.
В соответствии с целями изучения литературного чтения на родном (русском)
языке» содержание обучения для каждого класса включает два основных раздела:
«Мир детства» и «Россия – Родина моя».
В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в первом
разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и т. д., во втором: «Люди
земли русской», «О родной земле». Произведения каждого раздела находятся друг
с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование
традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или проблемы).
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке предусматривает
выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем
подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания, разработка
которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов
России в целях выявления национально-специфического и общего в
произведениях, близких по тематике и проблематике.
Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие
программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики
региона.
В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено
содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную
специфику русской литературы, взаимосвязь русского языка и русской литературы
с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа.
Литературное чтение на родном (русском) языке направлено на расширение
литературного и культурного кругозора обучающихся, произведения фольклора и
русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального
чтения обучающихся, позволяют обеспечить знакомство обучающихся с
ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями.
Предложенные обучающимся для чтения и изучения произведения русской
литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа,
актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие,
совесть, правда, любовь и другие).
3 КЛАСС
Раздел 1. Мир детства.
1.1. Я и книги.
Пишут не пером, а умом.
Произведения, отражающие первый опыт "писательства".
Например:
В.И. Воробьев "Я ничего не придумал" (глава "Мой дневник").
В.П. Крапивин "Сказки Севки Глущенко" (глава "День рождения").
1.2. Я взрослею.
Жизнь дана на добрые дела.
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Ю.А. Буковский "О Доброте - злой и доброй".
Л.Л. Яхнин "Последняя рубашка".
Живи по совести.
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
П.В. Засодимский "Гришина милостыня".
Н.Г. Волкова "Дреби-Дон".
1.3. Я и моя семья.
В дружной семье и в холод тепло.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных
ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим).
Например:
В.М. Шукшин "Как зайка летал на воздушных шариках" (фрагмент).
А.Л. Решетов "Зернышки спелых яблок" (фрагмент).
О.Ф. Кургузов "Душа нараспашку".
1.4. Я фантазирую и мечтаю.
Детские фантазии.
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления,
взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например:
В.П. Крапивин "Брат, которому семь" (фрагмент главы "Зеленая грива").
Л.К. Чуковская "Мой отец - Корней Чуковский" (фрагмент).
Раздел 2. Россия - Родина моя.
2.1. Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Н.М. Коняев "Правнуки богатырей" (фрагмент).
В.А. Бахревский "Семен Дежнев" (фрагмент).
О.М. Гурьян "Мальчик из Холмогор" (фрагмент).
А.Н. Майков "Ломоносов" (фрагмент).
2.2. От праздника к празднику.
Всякая душа празднику рада.
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве,
Пасхе. Например:
Е.В. Григорьева "Радость".
А.И. Куприн "Пасхальные колокола" (фрагмент).
С. Черный "Пасхальный визит" (фрагмент).
2.3. О родной природе.
Неразгаданная тайна - в чащах леса...
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане, отражение
этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Например:
Русские народные загадки о реке.
И.С. Никитин "Лес".
К.Г. Паустовский "Клад".
В.Г. Распутин "Горные речки".
И.П. Токмакова "Туман".
В.П. Астафьев "Зорькина песня" (фрагмент).
4 КЛАСС
Раздел 1. Мир детства.
1.1. Я и книги.
Испокон века книга растит человека.
Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в
становлении личности. Например:
С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные
воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
С. Т. Григорьев «Детство Суворова» (фрагмент).
1.2. Я взрослею.
Скромность красит человека.
Пословицы о скромности.
Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как
черте характера. Например:
Е. В. Клюев «Шагом марш».
И. П. Токмакова «Разговор татарника и спорыша».
Любовь все побеждает.
Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии,
сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических
ценностях, значимых для национального русского сознания. Например:
И.А. Мазнин "Летний вечер".
1.3. Я и моя семья.
Такое разное детство.
Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные
исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками. Например:
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый
«полет»).
1.4. Я фантазирую и мечтаю.
Придуманные миры.
Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например:
В. П. Крапивин «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). Проверочная работа
Раздел 2. Россия - Родина моя.
2.1. Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Е. В. Мурашова«Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю.А. Гагарин "Сто восемь минут".
2.2. Что мы Родиной зовем.
Широка страна моя родная.
Произведения, отражающие любовь к Родине, красоту различных уголков
родной земли. Например:
В. Г. Распутин «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
2.3. О родной природе.
Под дыханьем непогоды.
Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе, отражение
этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Например:
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин «Зимой».
В. Д. Берестов«Мороз».
Н. М. Рубцов«Во время грозы». Проверочная работа
Распределенное по классам содержание обучения сопровождается
следующим деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание).
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи, умения отвечать на
вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию
воспринятого на слух текста.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по
объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный
текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и
сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь
к Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и другие Черты русского
национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость
и другие Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость,
гостеприимство и другие. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание,
забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры
православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим
миром, взрослыми и сверстниками, осознание себя как носителя и продолжателя
русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира
героя, его переживаний, обращение к нравственным проблемам. Поэтические
представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане,
ветре, морозе, грозе и другие), отражение этих представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с
чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения).
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с использованием
текста, высказывания, отражающих специфику русской художественной
литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или
прочитанного текста с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или)
иллюстраций к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул,
принципов общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
обучающихся.
Письмо (культура письменной речи).
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура.
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с использованием
списка произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике.
Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих
сведения о русской культуре.
Литературоведческая пропедевтика.
Практическое использование при анализе текста изученных литературных
понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие
фольклорные формы, литературная сказка, рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь, художественный вымысел, сюжет, тема, герой
произведения, портрет, пейзаж, ритм, рифма. Национальное своеобразие сравнений
и метафор, их значение в художественной речи.
Творческая
деятельность
литературных произведений).
обучающихся
(на
основе
изученных
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности
обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, создание собственного устного и
письменного текста на основе художественного произведения с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов), с использованием серий
иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке»
в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» соответствуют требованиям к результатам освоения федеральной
образовательной программы начального общего образования, сформулированным
в ФГОС НОО.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным
направлениям воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическое воспитание:
-становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через
изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру
страны;
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями;
-уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений и фольклора;
-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в фольклорных и художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
-признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного
жизненного и читательского опыта;
-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием языковых средств, для выражения своего состояния и чувств,
проявление
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка;
-сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, в том числе с использованием примеров
художественных произведений.
Эстетическое воспитание:
-уважительное
отношение
и
интерес
к
художественной
культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
-стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в
том числе в искусстве слова;
-физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации;
-бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
-осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из художественных произведений. Экологическое
воспитание:
-бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами,
неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания:
-первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том
числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению
художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга
чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на родном (русском) языке на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные
универсальные
учебные
действия,
коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
-сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
-объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
-определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок,
фразеологизмов;
-находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм действий при анализе
текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
-выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
-устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
-с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного
высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
-сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
-проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять
по предложенному плану проектное задание;
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого смыслового анализа текста, формулировать с помощью учителя
вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
-прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
-выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
-согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
-соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете;
-анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
-понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
-признавать возможность существования разных точек зрения;
-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
-подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования,
проектного задания;
-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
-выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
-устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
-корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и
ошибок, связанных с анализом текстов;
-соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу
текстов;
-находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
-сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
-ответственно выполнять свою часть работы;
-оценивать свой вклад в общий результат;
-выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного
образца.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в
течение четырёх лет обучения должно обеспечить:
-понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности
народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
-осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития,
для познания себя, мира, национальной истории и культуры, для культурной
самоидентификации, для приобретения потребности в систематическом чтении
русской литературы;
-ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков
героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков
героев;
-овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов;
-совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение
элементарными
приёмами
интерпретации,
анализа
и
преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов);
-применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/
прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на
текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом
специфики текста в виде пересказа, полного или краткого, составлять устный
рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи
(для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);
-самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного
круга чтения;
-использование справочных источников для получения дополнительной
информации.
К концу обучения в 3 классеобучающийся достигнет следующих предметных
результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном
(русском) языке:
-осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
-осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как
средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами
интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
-применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст,
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное
произведение от имени одного из действующих лиц;
-пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.
К концу обучения в 4 классеобучающийся достигнет следующих предметных
результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном
(русском) языке:
-осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития, для
культурной самоидентификации;
-определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
-совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
-применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст,
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого), составлять устный рассказ на
основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных
адресатов);
-самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения;
-пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной
информации.
3 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1.МИР ДЕТСТВА
1.1. Я и книги
3
https://litlife.club/books/319146/sections/17
Я взрослею
3
https://proza.ru/2012/02/28/467
1
https://infourok.ru/
2
https://libking.ru/books/
1.2.
1.3. Я и моя семья
1.4.
Я фантазирую и мечтаю
Итого по разделу:
Раздел 2.РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
2.1. Родная страна во все времена сынами сильна
9
2
https://www.culture.ru/poems/38130/les
https://infourok.ru/prezentaciya-natemupasha-klass-542042.html
https://vk.com/@labirintmam-fragment
2.2.
От праздника к празднику
2
2.3.
О родной природе
4
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
8
17
1
istoricheskoi
1
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
1.1. Я и книги
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
3
https://infourok.ru/
1.2.
Я взрослею
3
https://infourok.ru/
1.3.
Я и моя семья
1
https://infourok.ru/
1.4.
Я фантазирую и мечтаю
1
Итого по разделу:
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
2.1. Родная страна во все времена сынами сильна
1
8
3
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
2.2.
От праздника к празднику
2
2.3.
О родной природе
4
1
9
17
2
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник «Литературное чтение на родном русском языке» 1-4 класс О.М.Александрова.; М.И.Кузнецова.;
Л.А.Романова М.: Просвещение;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие 1-4 класс О.М.Александрова, М.И. Кузнецова Л.В.Петленко, В.Ю. Романова Москва
"Учебная литература
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https://educont.ru
2. https://multiurok.ru