Рабочая программа ИЗО 5 класс

Пояснительная записка
Программа учебного курса «Изобразительное искусство» составлена на основе Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Дерябинской среднеобразовательной школы»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от
24.07.1998 N 124-ФЗ;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля
2015 года № 26;
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями приказ
министерства просвещения РФ №1026 от 24 ноября 2022 г.)
-Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) МКОУ «Дерябинская
СОШ» 2022 г.;
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и учебным планом МКОУ
«Дерябинская СОШ» и предусматривает изучение предмета Изобразительное искусство в
количестве:
2 часа в неделю (68 часов в год).

На уроках изобразительного искусства на пятом году обучения решаются
следующие задачи:
продолжение работы по развитию у детей эстетического восприятия и
формирования образов предметов и явлений окружающей действительности
в процессе их познания;
продолжение развития у обучающихся интереса к изобразительному
искусству, потребности в изображении воспринимаемой действительности,
формирования желания овладевать приёмами изображения объектов
наблюдения в разных видах изобразительной деятельности;
обучение изобразительному искусству. Эта задача осуществляется на
этапе закрепления и расширения полученных в 1—4 классах знаний и
умений. С целью обучения детей изображению окружающей
действительности учитель отрабатывает со школьниками приёмы
рассматривания объектов, произведений изобразительного искусства и
народного творчества, формирует новые и закрепляет старые способы
изображения в рисунке, лепке (в более сложных заданиях при изображении с
натуры), в работе над аппликацией, а также продолжает развивать
технические навыки работы с разными художественными материалами;
коррекционное развитие обучающихся с учётом их трудностей и

возможностей в рамках нового этапа обучения изобразительному искусству в
5 классе.
умение анализировать форму, строение (конструктивные особенности)
объекта наблюдения, выделять в нём части, определять пропорции и видеть
объект целостно, а затем изображать его, передавая относительное сходство;
восприятие цвета предметов и явлений окружающей природной среды
и умение изображать полученные при наблюдении впечатления красками
(акварелью и гуашью) разными способами (по сухой и по мокрой бумаге) и
другими художественными материалами (цветными карандашами, мелками,
фломастерами);
умение работать над композицией в практической деятельности
(выделение центра композиции способом центрального расположения
главного объекта, выделения цветом);
более углублённое восприятие некоторых произведений
изобразительного искусства, а также восприятие предметов декоративноприкладного искусства, являющихся темой занятия (уметь их рассматривать
и рассказывать об их содержании). Обучающиеся знакомятся с биографиями
известных художников и историей создания знаменитых произведений. В
рамках изучения особенностей декоративно-прикладного искусства
школьники узнают о приёмах работы мастеров, создающих шедевры
народных промыслов.__
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

Результаты освоения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на
момент завершения образования.
Освоение обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования — введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладения ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые
для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие
формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных
средах.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-

личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу
«Изобразительное искусство» к концу 5 класса, относятся:
— положительное отношение и интерес к процессу изобразительной
деятельности и её результату;
— приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
предметов искусства;
— умение адекватно эмоционально откликаться на произведения
искусства;
— бережное отношение к культурно-историческому наследию родного
края и страны;
— уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их
деятельности;
— отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному
из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нём,
выражения настроения, переживаний, эмоций;
— умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно
реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную
реакцию (красиво/некрасиво);
— представление о собственных возможностях, осознание своих
достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке
результата собственной деятельности;
— чувство гордости за школьные успехи и достижения, как собственные,
так и своих товарищей;
— стремление к организованности и аккуратности в процессе
деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению
дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда;
— умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/не нравится; что получилось/что не
получилось), принятие факта существования различных мнений;
— проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам
одноклассников;
— умение использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач;
— умение принимать и сохранять цели типовых учебных и практических
задач;
— умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
— стремление к использованию приобретённых знаний и умений в
предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в
самостоятельной изобразительной деятельности;
— стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных
навыков и накоплению общекультурного опыта;

— умение вступать в коммуникацию и поддерживать её в разных
ситуациях социального взаимодействия;
— стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной
творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия для решения практических и
творческих задач;
— способность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности;
— способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с оценкой свою деятельность;
— использование усвоенных логических операций (сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
— использование в жизни и деятельности некоторых межпредметных
знаний, отражающих доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
школьников в усвоении знаний и умений, способность применять их в
практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными
обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 5 класса (по
завершении курса «Изобразительное искусство»):
Минимальный уровень:
— знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения с
ними и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
— знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи
формы предмета и др.;
— знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
— пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
— знание названий предметов, изображаемых в рисунке, лепке и
аппликации;
— знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: дымковского, гжельского, городецкого,
каргопольского и др.;
— организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой

работы;
— следование при выполнении работы инструкциям учителя;
рациональная организация своей изобразительной деятельности;
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля
выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
— владение некоторыми приёмами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
— рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению,
воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в
рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
— применение приёмов работы карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
— ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного
предмета или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности;
— адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
— узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображённых предметов и действий.
Достаточный уровень:
— знание названий жанров изобразительного искусства (портрет,
натюрморт, пейзаж и др.);
— знание названий некоторых народных и национальных промыслов
(дымковского, гжельского, городецкого, хохломского и др.);
— знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
— знание выразительных средств изобразительного искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет,
объём и др.;
— знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.;
— знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
— знание способов лепки (конструктивный, пластический,
комбинированный);
— нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
— следование при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
— оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников (красиво/некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
— использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;

— применение разных способов лепки;
— рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
— различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
— различение произведений живописи, графики, скульптуры,
архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
— различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение._
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 5 КЛАССЕ

Содержание программы отражено в четырёх разделах: «Обучение
композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие
восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Обучение композиционной деятельности
Осуществление обучения искусству композиции в разных видах
практической изобразительной деятельности (в рисунке, в лепке на
плоскости, называемой рельефом, в работе над аппликацией), в процессе
работы над натюрмортом, портретом, сюжетной картиной.
Элементарные правила композиции: ориентировка в пространстве
изобразительной плоскости, соотнесение изображения (его размеров) с
форматом и размерами изобразительной плоскости.
Выбор изобразительной плоскости (например, листа бумаги)
определённого формата (не только прямоугольного, но и квадрата, круга,
овала) и размера для предполагаемого изображения, их соотнесение.
Размещение изображения в центре в соответствии с параметрами
изобразительной плоскости.
Определение центра композиции. Способы выделения главного объекта
(или главных объектов): место расположения, фронтальное или профильное
изображение (например, человека) для обозначения смысловых взаимосвязей
между главными и второстепенными объектами в сюжетном рисунке,
выделение цветом.
Пространственные отношения. Способы передачи глубины пространства:
планы на изобразительной плоскости (передний, задний и т. д.), уменьшение
объектов в связи с их удалённостью от наблюдения, загораживание
удалённых объектов впереди стоящими объектами, уменьшение яркости
цвета в окраске удалённых объектов (изменение его насыщенности,
светлотности); оттенки цвета.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст
(низкий/высокий, большой/маленький, толстый/тонкий). Достижение
равновесия в композиции с помощью выделения композиционного центра,

симметрии и т. д.
Подготовительная работа над композицией: формирование образов её
объектов. Использование предварительных зарисовок, набросков объектов с
натуры, по памяти после наблюдения, по представлению, а также
планирования на изобразительной плоскости в работе над композицией
натюрморта, портрета, сюжетной картины (работы карандашом, мелком,
акварельными красками). Использование с этой целью модели фигуры
человека, работы над аппликацией при составлении фигуры животного
(зверя, птицы); использование «подвижной аппликации» в поиске
оптимального композиционного решения на изобразительной плоскости.
Композиционная деятельность в декоративной работе при знакомстве с
народным декоративно-прикладным творчеством.
Виды орнаментов: по форме (в полосе, замкнутый), по содержанию
(геометрический, растительный, зооморфный). Принципы построения
орнамента в полосе, квадрате, круге, овале, треугольнике. Ритм в композиции
(повторение одного элемента, его цвета, пространственного расположения на
протяжении всего узора; чередование элементов по тем же параметрам;
расположение элементов по углам, в центре, по краю и т. д.).
Работа над речью в процессе формирования понятия «композиция» и
усвоения детьми элементарных правил композиции. Запоминание слов и
словосочетаний и использование их в самостоятельной речи (форма и размер
листа бумаги, размер изображения, размещение изображения, центр листа;
спереди, сзади и др., загораживает; низкий, высокий и т. д.).
Развитие умений воспринимать и изображать форму предмета,
пропорции, конструкцию
Закрепление умения наблюдать натуру, исследовать её с целью
последующего изображения. Плоскостные (например, листья дуба и др.) и
объёмные (например, человек, животное) объекты .
Формирование стремления (установки) к правдивой передаче в рисунке
(лепке) формы предметов, конструктивных особенностей (строения),
пропорций частей.
Изображение с натуры, по памяти, представлению и воображению
плоскостных и объёмных объектов со сложными особенностями формы
(сложно расчленёнными, конструктивными и пропорциональными
особенностями) (например, листья, вазы).
Изображение объёмных объектов со сложной формой (человек, животное)
с установкой на передачу сходства (правдивости) изображения.
Использование определённой предварительной последовательности
действий, например: 1) расположение частей тела человека на подвижной
модели фигурки человека; 2) лепка фигурки в нужном ракурсе (или в
ракурсах); 3) зарисовка фигурки в разных положениях: в статике и в
динамике.
Использование в качестве художественных материалов простые
карандаши мягкостью 2М‒3М, цветные карандаши, пастель, уголь, гуашь и

кисть.
Различение при восприятии эмоциональных состояний человека и
передача их в рисунке (лепке) определёнными приёмами изображения.
Работа над речью при формировании образов объектов: название
объектов, название частей, составляющих их форму; название действий
(идёт, бежит и др.); состояний (смеётся, грустит и др.) и т. д.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи
Закрепление полученных обучающимися в 1‒4 классах знаний о цвете,
умений работать красками и кистью и их расширение. Адекватная передача
цвета изображаемого объекта, явления природы.
Продолжение работы над понятиями «цвет», «цветовой спектр», «краски в
живописи».
Закрепление знаний о цветах солнечного спектра (основные, составные,
дополнительные оттенки цвета); тёплые и холодные цвета.
Практические умения, составляющие основы цветоведения (получение
составных цветов, оттенков). Работа кистью и красками, получение новых
цветов и оттенков через смешение на палитре основных цветов, отражение
насыщенности цвета (светло-зелёный, тёмно-зелёный и т. д.).
Обозначение словом цветов спектра и некоторых ясно различимых
оттенков цвета.
Приёмы работы акварельными красками (закрепление и расширение):
примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование кистью по сухой и
влажной бумаге; послойная живопись (лессировка).
Использование эффекта работы «по-сырому» при изображении неба, земли
осенью с разноцветными упавшими листьями и пожухлой травой, листьями в
осенней окраске и в других подобных заданиях.
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета, цветовых
оттенков состояния в природе (яркий, красочный осенний день и сумрачный
весенний день, освещённые солнцем деревья и листва деревьев в тени и т. д.).
Использование цвета при передаче характеристик сказочных героев.
Практическое применение цвета при передаче графических образов в
рисовании с натуры или по образцу, в заданиях по памяти или по
представлению, по воображению в тематическом и декоративном рисовании,
а также в работе над аппликацией. Использование в графических работах
разных художественных материалов (карандаш, цветные мелки, пастель,
уголёк).
Работа над речью. Запоминание слов, словосочетаний и использование их
в самостоятельной речи: название принадлежностей для работы красками;
название изобразительных действий («примакиваю кистью» и т. д.; «работаю
по мокрой бумаге» и т. д.).
Обучение восприятию произведений искусства
Различение видов изобразительного искусства (живопись, скульптура,
графика) и жанров (пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение).

Закрепление полученных обучающимися в 1‒4 классах знаний о жанрах
изобразительного искусства в живописи и их расширение.
Пейзаж. Работа над определением понятия.
Варианты пейзажной живописи (деревенский, городской, горный, морской
в разные времена года).
Формирование умения рассматривать картину-пейзаж и описывать её
содержание в определённой учителем последовательности при
использовании опорного словаря.
Фамилии знаменитых русских художников-пейзажистов и описание их
самых известных произведений (А. Саврасов. «Грачи прилетели»,
И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу» и др.).
Натюрморт. Работа над определением понятия.
Варианты натюрморта в живописи и его названия (цветочные натюрморты,
с изображением листьев и злаков, фруктов и овощей, посуды и т. д.).
Формирование умения рассматривать картину-натюрморт и подробно
описывать её содержание.
Значение натюрморта, включённого в картину сюжетного содержания или
портрет (на примере конкретной картины).
Фамилии знаменитых художников и названия их самых известных
произведений-натюрмортов, с которыми обучающиеся познакомились за
годы обучения в 1‒5 классах.
Портрет. Автопортрет. Работа над определениями понятий.
Формирование умения рассматривать картины-портреты.
Виды портрета, определяемые положением портретируемого в
пространстве (изображение в профиль и др.; изображение во весь рост и др.).
Фамилии знаменитых художников и названия их самых известных
произведений-портретов, с которыми обучающиеся познакомились за годы
обучения в 1‒5 классах.
Сюжетное изображение. Формирование умения последовательно
рассматривать сюжетную картину, выделять в ней главные и второстепенные
объекты, устанавливать их взаимосвязь, взаимодействие и понимать в целом
содержание картины.
Умение раскрыть содержание сюжетной картины с использованием
опорных слов («главный герой», «спереди», «на переднем плане» и т. д.).
Фамилии знаменитых художников и названия их самых известных
сюжетных картин, с которыми обучающиеся познакомились за годы
обучения в 1‒ классах.
Скульптура. Работа над определением понятия.
Расширение знаний. Скульптура и художники-скульпторы. Виды
скульптуры: круглые (объёмные) и рельефы (скульптурные изображения на
плоскости). Статуя, бюст, статуэтка, группа.
Различия по размеру (крупные и небольших размеров). Памятник,
монумент, мемориал.
Названия известных произведений скульптуры и фамилии их авторов,
знаменитых скульпторов.

Памятники животным. Скульпторы-анималисты.
Красная книга, охрана животных и окружающей среды (почему
необходима и в чём проявляется).
Графика. Книга и её создание. Части книги. Иллюстрации в книге, их
разновидности. Художники-иллюстраторы детских книг (Е. Чарушин,
И. Билибин, Ю. Васнецов).
Узнавание в книжных иллюстрациях и репродукциях предметов, действий,
умение устанавливать взаимосвязи, взаимодействие, понимание содержания
изображённого.
Плакат. Открытка (как разновидность графики). Назначение, сходство
и различия плаката и открытки.
Разная направленность тем плакатов (военное время, охрана природы,
здоровье человека и др.) и открыток (поздравительные с праздником, днём
рождения и др.).
Принципы работы над плакатом и открыткой.
Декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное
творчество.
Закрепление знаний о народном декоративно-прикладном творчестве
(русские матрёшки, дымковские и каргопольские игрушки из глины,
косовская керамика и фарфоровые изделия гжели, городецкие игрушки и
изделия из дерева для крестьянского быта). Названия изделий и их
предназначение, элементы их росписи.
Знакомство с новыми образцами народного творчества: богородские
игрушки и изделия хохломы. Принципы работы механизмов богородских
игрушек. Разнообразие форм деревянных изделий хохломы и особенности
элементов их росписи.
Некоторые приёмы работы народных мастеров в рамках изучения
особенностей этих видов народного искусства. Элементы росписи предметов
народного творчества и их усвоение обучающимися в практических
работах.__

Тематическое планирование в 5 классе
№ пп
1

2

Наименование раздела
Признаки уходящего лета, наступающей
осени.
Листья разной формы в окраске
уходящего лета и наступающей осени
Пейзаж как жанр изобразительного
искусства
(расширение знаний о пейзаже).

Количество занятий
6

8

3

4

5
6

7

8
9

10
11

Художники-пейзажисты и их картины. А.
Саврасов. И. Шишкин
Развитие у детей восприятия картин в
жанре натюрморта
(расширение знаний о натюрморте).
Красота вещей вокруг нас
(разные сосуды: кувшины, вазы, кринки,
бутыли)
Расширение знаний о портрете.
Закрепление умений наблюдать,
рассматривать натуру и изображать её
Как построена книга? Иллюстрации в
книге. Для чего нужна книга?
Развитие у детей умения рассматривать
сюжетные картины, понимать
их содержание, обращать внимание (с
помощью учителя) на некоторые
художественные выразительные
средства, используемые художником
Расширение знаний обучающихся о
скульптуре как виде
изобразительного искусства, о работе
скульптора и художникаанималиста. Памятники животным.
Красная книга
Народное искусство
Плакат. Зачем он нужен?
Открытка. Её сходство с плакатом и
различия между ними
Музеи мира
Викторина «Народное искусство»
Итого:

10

10

7
4

8

6
4

3
2
68 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».