Рабочая программа Я и общество 5 класс

Пояснительная записка
к рабочей программе по внеурочной деятельности «Я и общество»
для 5 класса
Общая характеристика учебного предмета, курса, класса.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер,
связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе
обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому
в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие
социальные свойства человека. Программа последовательно вводит обучающегося в
расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально
значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой
жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Обучающиеся
расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их
общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии
с ними.
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:
 мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества
семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед
нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты

умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;

способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей, свойственных подросткам;

овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
2

3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
 относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
 знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять
с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
 знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
 приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
 знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
 понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
 понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
 знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
 знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
 понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
 понимание значения коммуникации в межличностном общении;
 умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
 знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание программы учебного курса «Я и общество» для 5 класса
Тема 1. Человек
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек —
биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество
— особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о
будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.
Тема 2. Семья
3

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.
Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное
хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности
подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и
спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа
жизни.
Тема 3. Школа
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени
школьного образования. Образование и самообразование. Учение вне стен школы.
Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками,
друзьями. Дружный класс.
Тема 4. Труд
Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд —
условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки
мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Тема 5. Родина
Россия — федеративное государство. Структура России как федерации, права
субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России.
Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов.
Москва — столица России. Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан
России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Россия — многонациональное
государство. Национальность человека. Народы России
— одна семья.
Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Таблица 1.
Тематическое планирование по Обществознанию 5 класс.
№ раздела и
тем

Наименование
разделов и тем

Количество часов
Учебные часы

Контрольные
работы

Практическая
часть

(в соответствии
со спецификой
предмета, курса)

(в соответствии
со спецификой
предмета, курса)

I

Введение

1

II

Человек

5

1

III

Семья

7

1

IV

Школа

7

1

V

Труд

5

1

VI

Родина

8

1

VII

Итоговая
контрольная

1

1

4

работа
Итого:

34 часа.

1 час.

5 часов.
Таблица 2.

Календарно-тематическое планирование по Обществознанию 5 класс.
№ п/п

Тема урока

Дата проведения урока
Дата по
плану

Дата по
факту

1 четверть. 9 часов.
1.

1. Введение.
Глава I. Человек. 5 часов.

2,3.

1,2. Загадка человека.

4,5.

3,4. Отрочество – особая пора жизни.

6.

5. Практикум по главе «Человек»
Глава II. Семья. 7 часов.

7,8.
9.

1,2. Семья и семейные отношения.
3. Семейное хозяйство
2 четверть. 7 часов.

10.

4. Семейное хозяйство

11,12.

5,6. Свободное время

13.

7. Практикум по главе «Семья»
Глава III. Школа. 7 часов.

14,15.

1,2. Образование в жизни человека.

16.

3. Образование и самообразование
3 четверть. 10 часов.

17.
18,19.
20.

4. Образование и самообразование
5,6. Одноклассники, сверстники, друзья
7. Практикум по главе «Школа»

5

4 четверть. 8 часов.
Глава IV. Труд. 5 часов.
21,22.

1,2. Труд – основа жизни.

23,24.

3,4. Труд и творчество.

25.

5. Практикум по главе «Труд»
Глава V. Родина. 8 часов.

26.

1. Наша Родина – Россия.
4 четверть. 8 часов.

27.

2. Наша Родина – Россия.

28,29.

3,4. Государственные символы России.

30,31.

5,6. Гражданин России.

32.

7. Мы – многонациональный народ

33.

8. Практикум по главе «Родина»

34.

Итоговая контрольная работа
Итого: 34 часа.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».