Рабочая программа Обществознание 6-9 класс 2022

Пояснительная записка
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять
явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины
и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
I.
Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни.
Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды
деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как
человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
3

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные
«параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус.
Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности
подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный
пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет
ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в
обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
II.
Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и
воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные
отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
III.
Общество — большой «дом» человечества.
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества.
Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные
общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества:
создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV.
Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные
средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном
глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и
возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной
экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное
устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня
быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа.
Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России
среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
V.
Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её
основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и
моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на
развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция
Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные
(гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права
и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги.
Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и
обязанность.

4

VI.
Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения.
Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без
родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и
работодателя.
Особенности
положения
несовершеннолетних
в
трудовых
правоотношениях.
Административные
правоотношения.
Административное
правонарушение.
Преступление
и
наказание.
Правовая
ответственность
несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
VII. Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары
и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы
производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные
формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное
регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной
экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства
в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие
профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль
государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого
фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и
профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель.
Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное
потребление. Права потребителя.
IX.
Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как
взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в
обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное
общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий
«социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном
обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика
Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика
межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
X.
Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность
государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции
государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство
России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия.
Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и
правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации.
Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные
органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные
политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная
безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых
конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические
события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
5

XI.
Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта
современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые
религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука.
Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам?
Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ
жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Таблица 1.
Тематическое планирование по Обществознанию 6 класс.
№ раздела и тем

I
II
III
IV
V

Наименование
разделов и тем

Введение
Человек в
социальном
измерении
Человек среди
людей
Нравственные
основы жизни
Итоговое
повторение
Итого:

Количество часов
Контрольные
работы
(в соответствии
со спецификой
предмета,
курса)

Практическая
часть
(в соответствии
со спецификой
предмета,
курса)

1
13

1

2

11

1

2

8

1

2

1

1

34ч.

4

Учебные часы

6
Таблица 2.

Тематическое планирование по Обществознанию 7 класс
№ раздела и
тем

I
II

III

Наименование
разделов и тем

Вводный урок
Регулирование
поведения
людей в
обществе
Человек в

Учебные часы

Количество часов
Контрольные
работы
(в соответствии
со спецификой
предмета,
курса)

Практическая
часть
(в соответствии
со спецификой
предмета,
курса)

1
14

1

14

1
6

экономических
отношениях
Человек и
природа
Контрольный
урок
Итого:

IV
V

4

1

1

1

34 часов.

1 час

3 часа.
Таблица 3.

Тематическое планирование по Обществознанию 8 класс
№ раздела и тем

I.
II.
III.
IV.
V.

Наименование
разделов и тем

Учебные часы

Личность и
общество
Сфера духовной
культуры
Экономика
Социальная
сфера
Контрольная
работа
Итого:

Количество часов
Контрольные
работы (в
соответствии со
спецификой
предмета,
курса)

6

Практическая
часть
(в соответствии
со спецификой
предмета,
курса)
1

8

1

13
6

1
1

1
34ч.

4
Таблица 4.

Тематическое планирование по обществознанию 9 класс
№ раздела и
тем

Наименование
разделов и тем

Количество часов
Учебные
часы

Контрольные
работы

Практическая
часть

(в соответствии
со спецификой
предмета, курса)

(в соответствии
со спецификой
предмета, курса)

I

Введение

1

II

Политика

9

1

III

Гражданин
государство

9

1

и

7

IV

Основы
Российского
законодательства

14

V

Заключительный
урок

1

1

34 часа

1 час.

Итого:

1

3 часа.

Таблица 5.
Календарно-тематическое планирование по Обществознанию 5 класс.
№ п/п

Тема урока

Дата проведения урока
Дата по
плану

Дата по
факту

3 четверть. 10 часов.
1.

1. Введение.
Глава I. Человек. 3 часа.

2.

1. Загадка человека.

3.

2. Отрочество – особая пора жизни.

4.

3. Практикум по главе «Человек»
Глава II. Семья. 3 часа.

5.

1. Семья и семейные отношения. Семейное
хозяйство

6.

2. Свободное время

7.

3. Практикум по главе «Семья»
Глава III. Школа. 3 часа.

8.

1. Образование в жизни человека. Образование и
самообразование

9.

2. Одноклассники, сверстники, друзья

10.

3. Практикум по главе «Школа»
4 четверть. 8 часов.

8

Глава IV. Труд. 3 часа.
11.

1. Труд – основа жизни.

12.

2. Труд и творчество.

13.

3. Практикум по главе «Труд»
Глава V. Родина. 4 часа.

14.

1. Наша Родина – Россия.

15.

2. Государственные символы России.

16.

3. Гражданин России. Мы – многонациональный
народ

17.

4. Практикум по главе «Родина»

18.

5. Итоговая контрольная работа
Итого: 18 часов.

Таблица 6.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6 класс.
№ п/п

Тема урока

Дата проведения урока
Дата по плану
Дата по
факту

1 четверть. 9 часов.
1.
2,3.
4,5.
6,7.
8,9.
10,11.
12,13.
14.

15,16.
17,18.
19,20.
21,22.

Введение.
Глава 1. Человек в социальном измерении. 13 часов.
1,2. Человек – личность.
3,4. Человек познает мир
5,6. Человек и его деятельность
7,8. Потребности человека
2 четверть. 7 часов.
9,10. На пути к жизненному успеху
11,12. Практикум по главе: Человек в
социальном измерении
13. Повторение по теме: «Человек в
социальном измерении»
Глава 2. Человек среди людей. 11 часов.
1,2. Межличностные отношения
3 четверть. 10 часов.
3,4. Человек в группе
5,6. Общение
7,8. Конфликты в межличностных
отношениях
9

9,10. Практикум по главе: Человек среди
людей
11. Повторение по теме: «Человек среди
людей»
Глава 3. Нравственные основы жизни. 8 часов.
1. Человек славен добрыми делами
4 четверть. 8 часов.
2,3. Будь смелым
4,5. Человек и человечность
6,7. Практикум по главе: «Нравственные
основы жизни»
8. Повторение по теме: «Нравственные
основы жизни» заключительные уроки
9. Итоговое повторение
Итого: 34 часа.

23,24.
25.

26.
27,28.
29,30.
31,32.
33.
34.

Таблица 7.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 7 класс.
№ п/п

1.
2,3.
4,5.
6,7.
8.
9.
10,11.
12.
13,14.
15.

16.

17.

Тема урока

Дата проведения урока
Дата по плану
Дата по
факту

1 четверть. 9 часов.
Введение.
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. 14 часов.
1,2. Что значит жить по правилам.
3,4. Права и обязанности граждан
5,6. Почему необходимо соблюдать законы
7. Защита Отечества
8. Защита Отечества
2 четверть. 7 часов.
9,10. Для чего нужна дисциплина
11. Виновен – отвечай
12,13. Кто стоит на страже закона
14. Практикум по главе: Регулирование
поведения людей в обществе.
Глава 2. Человек в экономических отношениях. 14 часов.
1. Экономика и ее основные участники.
Роль денег в нашей жизни.
3 четверть. 10 часов.
2. Экономика и ее основные участники.
Роль денег в нашей жизни.
10

18.
19,20.
21,22.
23,24.
25,26.

27,28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.

3. Мастерство работника
4,5. Производство: затраты, выручка,
прибыль. Структура доходов семьи.
6,7. Виды и формы бизнеса. Что такое
финансовое мошенничество.
8,9. Обмен, торговля, реклама
10,11. Деньги, их функции. Возможности
банковской карты.
4 четверть. 8 часов.
12,13. Экономика семьи. Зарплата как
источник дохода.
14. Практикум по главе: Человек в
экономических отношениях.
Глава 3. Человек и природа. 5 часов.
1. Человек – часть природы
2. Охранять природу – значит охранять
жизнь
3. Закон на страже природы
4. Практикум по главе: Человек и природа.
5. Итоговый урок
Итого: 34 часа.

Таблица 8.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8 класс.
№ п/п

Тема урока

Дата проведения урока
Дата по
Дата по
плану
факту

I четверть. 9 часов.
1.

1. Введение.

8.

Личность и общество. 6 часов.
1. Что делает человека человеком?
2. Человек, общество, природа.
3. Общество как форма жизнедеятельности
людей
4. Развитие общества
5. Как стать личностью
6. Практикум по главе: Личность и общество.
Сфера духовной культуры. 8 часов.
1. Сфера духовной жизни

9.

2. Мораль.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

2 четверть. 7 часов.
10.
11.
12.
13.

3. Долг и совесть.
4. Моральный выбор – это ответственность
5. Образование
6. Наука в современном обществе
11

7. Религия как одна из форм культуры
8. Практикум по главе 2: Сфера духовной
культуры.
Социальная сфера. 5 часов.
1.Социальная структура общества
3 четверть. 10 часов.
2.Социальные статусы и роли
3.Нации и межнациональные отношения
4.Отклоняющееся поведение
5.Практикум по главе 3: Социальная сфера.
Экономика. 13 часов.
1. Экономика и ее роль в жизни общества
2. Главные вопросы экономики
3. Собственность.
4. Рыночная экономика
5.Производство – основа экономики
6. Предпринимательская деятельность.
Мошенничество на финансовых рынках.
4 четверть. 8 часов.
7. Роль государства в экономике.
Подоходный налог. Налог на имущество.

14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.

8. Распределение доходов
9.Потребление. Что такое страхование, как
оно работает. ФЗ "О защите прав
потребителей".
10.Инфляция и семейная экономика.
Инфляция. Причины и последствия.
11.Безработица, её причины и последствия
12.Мировое хозяйство и международная
торговля
13.Практикум по главе: Экономика.
Контрольная работа
Итого: 34 часа.

28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.

Таблица 9.
Календарно-тематическое планирование по Обществознанию 9 класс.
№ п/п

Тема урока

Дата проведения урока
Дата по
плану

Дата по
факту

1 четверть. 9 часов.
1.

1. Введение.
Глава I. Политика. 9 часов.
12

2.

1. Политика и власть.

3.

2. Государство

4.

3. Политические режимы

5.

4. Правовое государство

6.

5. Гражданское общество и государство

7.

6. Участие граждан в политической жизни

8.

7. Политические партии и движения

9.

8. Межгосударственные отношения
2 четверть. 7 часов.

10.

9. Практикум по главе: Политика
Глава II. Гражданин и государство. 9 часов.

11,12.

1,2. Основы конституционного строя РФ

13,14.

3,4. Права и свободы человека и гражданина

15.

5. Высшие органы государственной власти в РФ

16.

6. Россия – федеративное государство
3 четверть. 10 часов.

17.

7. Судебная система РФ

18.

8. Правоохранительные органы РФ

19.

9. Практикум по главе: Гражданин и государство
Глава III. Основы Российского законодательства. 15 часов.

20.

1. Роль права в жизни человека, общества и
государства

21.

2. Правоотношения и субъекты права

22.

3. Правонарушения и юридическая
ответственность

23,24.

4,5. Гражданские правоотношения

25,26.

6,7. Право на труд. Трудовые отношения
4 четверть. 8 часов.
13

27.

8. Семья под защитой закона

28.

9. Административные правоотношения

29,30.

10,11. Уголовно-правовые отношения

31.

12. Правовое регулирование отношений в сфере
образования

32.

13. Международно-правовая защита жертв
вооружённых конфликтов

33.

14. Практикум по главе: Основы российского
законодательства

34.

15. Заключительный урок
Итого: 34 часа.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».