Пояснительная записка
Особенности организации образовательного процесса
Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в
том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками, по которым ученые –
историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории,
исторической картой, «лентой времени».
Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с
древних времен до конца XV века и представлен следующими темами:
- «История нашей страны древнейшего периода»
- «Киевская Русь»
- «Распад Киевской Руси»
- «Борьба Руси с иноземными завоевателями»
- «Начало объединения русских земель
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам
представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс
развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим
воспитательным потенциалом.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности.
Особое внимание обращено на крупные исторические события отечественной истории, жизни,
быт людей. Необходимо дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося
деятеля, олицетворяющего данный период истории. А последовательное изучение событий
обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний.
Особое внимание уделено краеведческой работе с использованием местного исторического
материала.
Методы обучения:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе
устных опросов, проведения тестов, контрольных работ.
Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На
тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится
итоговый контроль знаний по изученным темам.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся 7 класса должны усвоить основные содержательные линии:
IX в. — первое Древнерусское государство (Киевская Русь);
X в. — Крещение Руси; XI в. — расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
XI—XIII вв. — расцвет культуры Древней Руси;
XI—XV вв. — раздробленность русских земель;
монгольское нашествие; свержение Золотой Орды;
XVI—XVII вв. — объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV; Смутное время;
Земский собор 1613 г.;
Учащиеся должны знать:
когда началось и закончилось событие (по выбору),
как протекало конкретное событие,
2
великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться лентой времени,
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических
событий,
выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,
оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
Тематическое планирование по Истории Отечества 7 (коррекционный) класс
№ раздела и
Наименование
Количество часов
тем
разделов и тем
Учебные часы
Контрольные
Практическая
работы
часть
(в соответствии
(в соответствии
со спецификой
со спецификой
предмета, курса) предмета, курса)
I
Вводный урок.
1
Мир истории
II
Древняя Русь
10
1
III
Древнерусское
7
1
государство
IV
Крещение
17
1
Древней Руси.
Расцвет Русского
государства
V
Русь в борьбе с
15
1
завоевателями
VI
Единое
17
1
Московское
государство
VII
Повторение по
1
1
курсу «История
Отечества 7
класс»
Итого:
68ч.
6ч.
Календарно-тематическое планирование по Истории Отечества 7 (коррекционный) класс
№ п/п
Тема урока
Дата проведения урока
Дата по плану
Дата по факту
1 четверть. 18 часов.
1.
Вводный урок. Мир истории
С. 3-5
Раздел 1. Древняя Русь. 10 часов.
2.
1. Происхождение славян
С. 8-9
3.
2. Места расселения славян
С. 10-12
4.
3. Славяне и соседние народы
С. 12-14
5.
4. Хазары. Византия.
С. 14-16
6.
5. Облик славян и черты их характера.
С. 16-20
7,8.
6,7. Хозяйство и уклад жизни восточных
С. 21-26
славян
9.
8. Жилища, одежда, семейные обычаи
С. 27-30
восточных славян
10.
9. Языческие традиции восточных славян
С. 30-35
3
10. Повторение по теме «Древняя Русь»
С. 8-35
Раздел 2. Древнерусское государство. 7 часов.
12.
1.
Как
возникло
Древнерусское
С. 38-43
государство.
13.
2. Об Аскольде, Дире и их походах в
С. 43-45
Византию.
14.
3. Походы князя Олега
С. 45-48
15.
4. Князь Игорь из рода Рюриковичей.
С. 49-53
16.
5. Как княгиня Ольга отомстила
С. 54-58
древлянам.
17.
6. Сын князя Игоря и Ольги - Святослав
С. 59-65
18.
7. Повторение по теме: «Древнерусское
С. 38-66
государство»
2 четверть. 14 часов.
Раздел 3. Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства. 17 часов.
19.
1. Сыновья князя Святослава.
С. 70-73
20.
2. Князь Владимир Красное солнышко.
С. 73-74
21.
3. Крещение Руси
С. 75-77
22.
4. Походы князя Владимира
С. 77-79
23,24.
5,6. Расцвет Русского государства при
С. 79-80
Ярославе Мудром
25.
7. Князь – воин, строитель книжник.
С. 81-82
26.
8. Русская правда Ярослава Мудрого
С. 82-85
27,28.
9,10. Русь после смерти
Ярослава
С. 85-86
Мудрого
29.
11. Князь Владимир Мономах.
С. 87-90
30.
12. Распад Руси на отдельные княжества
С. 91-92
в XII веке.
31.
13. Новгородская Республика.
С. 92-98
32.
14. Ростово-Суздальское княжество в XII
С. 99-101
веке.
3 четверть. 20 часов.
33.
15.
Юрий
Долгорукий.
История
С. 101-102
возникновения Москвы.
34.
16. Культура Руси в X- XIII веках.
С. 102-110
35.
17. Повторение по теме: Крещение
С. 70-111
Древней
Руси.
Расцвет
Русского
государства
Раздел 4. Русь в борьбе с завоевателями. 15 часов.
36.
1.
Образование
монгольского
С. 114-119
государства.
37.
2. Нашествие монголов на Русь.
С. 120-125
38.
3. Новгородский князь Александр
С. 125-128
Невский.
39.
4. Ледовое побоище.
С. 128-130
40.
5. Власть Золотой Орды над русскими
С. 130-133
князьями.
41.
6. Объединение русских земель против
С.134-136
Золотой Орды
42.
7. Московский князь Иван Калита
С. 136-141
11.
4
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63,64.
65.
66.
67.
68.
8. Московское княжество при Иване
Калите
9. Московский князь Дмитрий Иванович.
10. Куликовская битва.
11. Наследники Дмитрия Донского.
Василий II Тёмный
12. Собирание Руси Иваном III.
13. Освобождение Руси от Золотой Орды.
14. Управление государством Иваном III.
15. Повторение по теме: «Русь в борьбе с
завоевателями»
Раздел 5. Единое Московское государство. 18 часов.
1. Русь в XVI в. Царь Иван Грозный
2. Начало правления Ивана IV.
4 четверть. 16 часов.
3. Земский собор, реформы Избранной
рады.
4. Войны Ивана Грозного.
5. Ливонская война
6. Опричнина.
7. Покорение Сибири.
8. Россия после Ивана Грозного.
9. Лжедмитрий II. Семибоярщина.
10. Минин и Пожарский: за веру и
Отечество.
11. Воцарение династии Романовых.
Царь Алексей Михайлович Романов.
12. Укрепление южных границ России.
Казаки.
13,14. Развитие России в XVIIв.
15. Культура России в XVI-XVII веках
16. Культура в Российском государстве
VI-XVII веков
17. Повторение по теме: Единое
Московское государство
18. Повторение по курсу «История
Отечества 7 класс»
Итого: 68 часов.
5
С. 136-141
С. 141-145
С. 145-152
С. 152-154
С. 154-157
С. 157-159
С. 160-166
С. 114-169
С. 172-173
С. 173-177
С. 178-180
С. 180-183
С. 183-186
С. 186-188
С. 188-193
С. 193-197
С. 197-200
С. 200-203
С. 203-209
С. 209-211
С. 211-213
С. 213-220
С. 8-220
С. 172-220
С. 8-220
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Древняя Русь
Введение.
Происхождение славян
славяне, коренные народы, предшественники, племена, переселение, кочевники.
Восточные славяне (VI—IX вв.)
община, град, знать, старейшина, вече, полюдье.
Хозяйство и образ жизни восточных славян
быт, ремесла, торговля, обмен, торговый путь.
Культура и верования восточных славян
6
язычество, культ, фольклор, традиции.
Раздел 2. Древнерусское государство
Создание Древнерусского государства
государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван.
Аскольд и Дир, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Раздел 3. Расцвет Русского государства.
религия, ислам, иудаизм, христианство, крещение.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром
могущество, зодчество, дипломатия, наречение, царь.
Феодальная раздробленность в русских землях (XI—XV вв.)
завещание, престолонаследие, междоусобица, летопись, вече, посадник, республика.
Культура Руси X—XIII вв. (до монгольского нашествия)
письменность, памятники, собор, церковь, икона, иконопись, духовная культура.
Раздел 4. Русь в борьбе с завоевателями (XIII—XV вв.)
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь
пастбища, каган (каганат), вторжение, разорение, осада, завоевание.
Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия
Образование единого Московского государства
централизованное государство, бояре, дума, судебник.
Раздел 5. Единое Московское государство
Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530—1584)
самодержец, казачество, опричнина, Земский собор, реформатор.
Смутное время. Начало царской династии Романовых кризис, патриарх, престол, заговор,
сословие, монастырь.
Культура в Российском государстве XVI—XVII вв.
народность, просвещение, архитектура, живопись, искусство, шедевр.
7
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Кол
-во
Тема урока.
часо
в
Раздел 1. Древняя Русь
11
Вводный урок. Мир истории.
1
Происхождение славян
1
Места расселения славян.
1
Славяне и соседние народы.
1
Хазары. Византия.
1
Облик славян и черты их характера.
1
Хозяйство и образ жизни восточных 1
славян
Хозяйство и образ жизни восточных 1
славян
Жилища, одежда восточных славян
1
Языческие
традиции
восточных 1
славян
Повторение по теме «Древняя Русь»
1
Раздел
2.
Древнерусское 7
государство
Как
возникло
Древнерусское 1
государство.
Об Аскольде, Дире и их походах на 1
Византию.
Походы князя Олега
1
Князь Игорь из рода Рюриковичей.
1
Как княгиня Ольга отомстила 1
древлянам.
Сын князя Игоря и Ольги - Святослав 1
Обобщающий
урок
по
теме: 1
«Древнерусское государство»
Раздел
3.
Расцвет
Русского 17
государства.
Сыновья князя Святослава.
1
Князь Владимир Красное солнышко. 1
Крещение Руси
1
Походы князя Владимира
1
Расцвет Русского государства при 1
Ярославе Мудром
Расцвет Русского государства при 1
Ярославе Мудром
Князь – воин, строитель, книжник.
1
«Русская правда»
1
Русь после смерти
Ярослава 1
Мудрого
Русь после смерти
Ярослава 1
8
Дата
План
Домашнее задание
Факт
4.09
7.09
11.09
14.09
18.09
21.09
25.09
С. 3-7
Гл.1, тема 1, с. 8-12
Гл.1, тема 1, с. 8-12
Гл.1, тема 2, с.12-16
Гл.1, тема 2, с. 12-16
Гл.1, тема 3, с. 16-20
Гл.1, тема 4, с. 21-26
28.09
Гл.1, тема 4, с. 21-26
2.10
5.10
Гл.1, тема 5, с. 27-30
Гл.1, тема 5, с. 30-33
9.10
Повторить гл. 1
12.10
Гл.2, тема 1, с. 38-42
16.10
Гл.2, тема 2, с. 43-47
19.10
23.10
26.10
Гл.2, тема 2, с. 43-47
Гл.2, тема 3, с. 49-52
Гл.2, тема 4, с. 54-58
30.10
9.11
Гл.2, тема 5, с. 59-63
Повторить Гл.2
13.11
16.11
20.11
23.11
27.11
Гл.3, тема 1, с.70-72
Гл.3, тема 2, с. 73-78
Гл.3, тема 2, с. 73-78
Гл.3, тема 2, с. 73-78
Гл.3, тема 3, с. 79-84
30.11
Гл.3, тема 3, с. 79-84
4.12
7.12
11.12
Гл.3, тема 3, с. 79-84
Гл.3, тема 3, с. 79-84
Гл.3, тема 4, с. 85-91
14.12
Гл.3, тема 4, с. 85-91
37.
Мудрого
Князь Владимир Мономах.
Распад Руси на отдельные княжества.
Новгородская Республика.
Ростово-Суздальское княжество в XII
веке.
Юрий
Долгорукий.
История
возникновения Москвы.
Культура Руси Древней Руси
Культура Руси Древней Руси
Раздел 4. Русь в борьбе с
завоевателями
Образование
монгольского
государства.
Нашествие монголов на Русь.
38.
Нашествие монголов на Русь.
39.
Новгородский
князь
Невский.
Ледовое побоище.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
40.
1
1
1
1
18.12
21.12
25.12
15.01
Гл.3, тема 4, с. 85-91
Гл.3, тема 5, с.91-99
Гл.3, тема 5, с.91-99
Гл.3, тема 6, с.99-113
1
18.01
1
1
17
22.01
25.01
Гл.3, тема 6, с.99113.
Записи в тетради
Записи в тетради
1
29.01
1
1.02
1
5.02
Александр 1
8.02
1
12.02
Власть Золотой Орды над русскими 1
князьями.
Объединение русских земель против 1
Золотой Орды
Московский князь Иван Калита
1
15.02
Московское княжество при Иване 1
Калите
Московский
князь
Дмитрий 1
Иванович.
Куликовская битва.
1
26.02
Наследники Дмитрия Донского. 1
Василий II Тёмный
Собирание Руси Иваном III.
1
9.03
Освобождение Руси от Золотой 1
Орды.
Управление государством Иваном III. 1
15.03
29.03
52.
Обобщающий урок по теме «Русь в 1
борьбе с завоевателями»
Единое Московское государство
17
Русь в XVI в. Царь Иван Грозный
1
53.
Начало правления Ивана IV.
1
5.04
54.
Земский собор, реформы Избранной 1
рады.
9
9.04
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
19.02
22.02
1.03
5.03
12.03
19.03
2.04
Гл.4, тема 1, с. 114120
Гл.4, тема 2, с. 120125
Гл.4, тема 2, с. 120125
Гл.4, тема 3, с.125134
Гл.4, тема 3, с. 125134
Гл.4, тема 4, с.134141
Гл.4, тема 4, с.134141
Гл.4, тема 4, с.134141
Гл.4, тема 4, с.134141
Гл.4, тема 5, с. 141152
Гл.4, тема 5, с. 141152
Гл.4, тема 6, с. 152154
Гл.4, тема 6, с. 154160
Гл.4, тема 6, с. 154160
Гл.4, тема 6, с. 154166
Повторить гл. 4
Гл.5, тема 1, с.172180
Гл.5, тема 1, с.172180
Гл.5, тема 1, с.172180
55.
Войны Ивана Грозного.
1
12.04
56.
Ливонская война
1
16.04
57.
Опричнина.
1
19.04
58.
Покорение Сибири.
1
23.04
59.
Россия после Ивана Грозного.
1
26.04
60.
Лжедмитрий II. Семибоярщина.
1
30.04
61.
1
3.05
1
7.05
1
10.05
64.
Минин и Пожарский: за веру и
Отечество.
Воцарение династии Романовых.
Царь Алексей Михайлович Романов.
Укрепление южных границ России.
Казаки.
Развитие России в XVII.
1
14.05
65.
Развитие России в XVII.
1
17.05
66.
Культура России в VII-XVII веках
1
21.05
Гл.5, тема 2, с. 180193
Гл.5, тема 2, с. 180193
Гл.5, тема 2, с. 180193
Гл.5, тема 2, с. 180193
Гл.5, тема 3, с. 193203
Гл.5, тема 3, с. 193203
Гл.5, тема 3, с. 193203
Гл.5, тема 4, с. 203221
Гл.5, тема 4, с. 203221
Гл.5, тема 4, с. 203221
Гл.5, тема 4, с. 203221
Записи в тетради
67.
Культура в Российском государстве 1
VI-XVII веков
Повторение по курсу «История 1
России 7 класс»
24.05
Записи в тетради
25.05
Гл.1, тема 1, с.
62.
63.
68.
10