Рабочая программа этика 7-9 класс

Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- правила взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом;
- значение понятий «добро» и «зло».
- как влияет добро и зло на человеческое общество
- этические правила в отношениях друзей;
- влияние добрых или недобрых (неправильных) поступков человека на его характер, на
отношение к нему других людей;
- определение «семья»:
- значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка;
- важность влияния семьи на формирование личности ребенка;
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать в человеке доброжелательность, недоброжелательность;
- перечислять личностные качества человека
- объяснять понятия «бесстрашие – страх, мужество – трусость»; «стыд – бесстыдство;
щедрость – скупость», «мудрость – глупость; милосердие – жестокость», «мягкость –
грубость; доброжелательность – зависть»
- понимать и преодолевать сложности, возникающие во взаимоотношениях с
родителями;
- находить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в
силу тех или иных причин
- называть роль и место ребёнка в семье, его права и обязанности характеризовать особенности
семьи,

- называть связи в семье,
-называть ближних родственников
Содержание учебного предмета
7 класс
Введение
Общее представление о предмете «Этика» как системе знаний о правилах
взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах,
регулирующих поступки людей. Этические представления людей в разные эпохи, краткое
знакомство с историей происхождения этических правил
Понять самого себя
Человек как биологичекий вид (строение тела, особенности психической деятельности).
Единство всех людей как социальная общность. Индивидуальные особенности каждого
человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности
строения тела и др. особенности психической деятельности: восприятие, ощущения,
память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент. Социальные факторы в
формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности:
развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека; условия для
формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения. Основные
виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и
влияние на развитие личности человека. Направленность личности: желания, потребности,
мотивы, интересы. Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных
качеств человека, возможности для их познания другим человеком.

2

Отношение товарищества
Дружба – чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего
человеку нужна дружба. Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей:
коллектив объединяет общая деятельность, человек учится строить межличностные
отношения, помогает выработке навыков коллективного взаимодействия и дисциплины, в
коллективе формируются права личности, самоуважение, умение соотносить свои
интересы с общественными; дружба основана на эмоциональной и деловой привязанности
к конкретному человеку, она характеризуется избирательностью, устойчивостью,
психологической глубиной. В дружбе человек имеет возможность узнавать себя в другом
человеке, он реализует потребность в самоанализе, самовыражении. Почему говорят:
«Скажи мне, кто твой друг…»? Основа дружеских отношений – согласие интересов,
убеждений, воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и партнерство. «какой
ты друг?» Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. Помощь настоящая
и ложная. Типы дружеских отношений: истинная дружба (единство взглядов, интересов и
т.д.); дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе
другого, нет уважения); дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи,
избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер). Возникновение
конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы преодоления
конфликтов. Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и
девочка, друзья-девочки, друг-взрослый).
8 класс
Представление людей о добре и зле. Идеал
Представление людей о добре и зле. Как проявляется добро. Почему возникает зло.
Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества. Влияние
добрых или недобрых (неправильных) поступков человека на его характер, на отношение
к нему других людей. Как люди распознают в человеке доброжелательность,
недоброжелательность. Идеал как представление о наиболее совершенных физических и
психологических свойствах человека. Нравственный идеал людей различных эпох. Идеал
действительный и иллюзорный. Индивидуально-личностные качества человека, их
влияние на его характер и отношение к нему других людей: любовь – ненависть;
благородство – низость; бесстрашие – страх; мужество – трусость; стыд – бесстыдство;
щедрость – скупость; мудрость – глупость; милосердие – жестокость; мягкость – грубость;
доброжелательность – зависть
Взаимоотношения с родителями
Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Связи в семье:
материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиции семьи
и т.д.). Родственники и родственные отношения. Влияние семьи на формирование
личности (социальное положение, род занятий родителей, материальный статус семьи,
состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами). Ролевые, социальные
функции членов семьи. Значение родителей для ребенка: тепло, поддержка, ощущение
защищенности; власть родителей (материальные блага, наказание, поощрение); образец
для подражания (нередко идеал, авторитет); друг и советчик. Стиль взаимоотношений
родителей с детьми: авторитарность, строгость, нетерпимость в отношениях с детьми,
наказания; любовь и внимание к ребенку, его проблемам, уважение его интересов, доброе
и бережное отношение; подчиненность ребенку, всетерпимость со стороны родителей,
потакание требованиям, капризам детей. Значение каждого типа отношений и их влияние
на характер ребенка, его последующую жизнь. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с
родителями. Причины конфликтов: отход от интересов родителей, потребность в
самостоятельности, непонимание родителями интересов ребенка, стремление к
гиперопеке, постоянная тревога за детей; повышенные материальные требования со
3

стороны детей, не знающих бюджета семьи, стремление к иждивенчеству; смена
авторитетов у ребенка (смена идеала), анализ недостатков в поведении родителей,
болезненные реакции на несоответствие родителей эталонным преставлениям;
непонимание и нежелание родителей понять своего ребенка; разница взглядов, интересов
в таких вопросах, как мода, способ организации досуга, взаимоотношения с друзьями и
т.д. предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения в семье, с
родными и близкими людьми.
9 класс
Условия, влияющие на деятельность человека
Представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора
своего пути. Индивидуальная ответственность за собственный выбор. Факторы выбора:
чувства долга, складывающихся обстоятельств, общественного мнения, совести и др. Что
такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности. Свобода,
необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии
решений. Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки. Что такое
мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали
и права. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление
чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки. Основные разделы
права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее
представление). Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с
отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя).
Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка
обществом, государством.
Взаимоотношения в семье
Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у
разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании
представлений о счастье. Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного
пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их
реальное воплощение. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь. Нравственность и
сексуальность. Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки
непростительны для человека. Этика взаимоотношений юноши и девушки. Брак и его
мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей – нравственная основа будущего
благополучия семьи). Молодая семья и ее первые шаги в семейной жизни. Помощь и
поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнера,
уважение. Социальная роль молодоженов. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой
семье. Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей – родительский долг.
Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование общих
взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье.
Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с
родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи.
Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные,
вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства).
Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения,
принятые в семье, в обществе друзей. Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь
окружающих. Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение
принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время:
средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство
приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль,
соответствие материальным возможностям. Семейные конфликты. Их происхождение и
4

психологическая основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к
выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, отсутствие понимания,
взаимопомощи и т.д. Предотвращение конфликтов, способы их разрешения. Причины
распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с положениями
Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к
детям, раздел имущества.
Тематическое планирование по Этике 7(коррекционный) класс
№ раздела и тем Наименование
Количество часов
разделов и тем
Учебные часы
Контрольные Практическая
работы
часть
(в соответствии
со спецификой
предмета,
курса)
I
II
III
IV

Введение
Понять самого
себя
Отношения
товарищества
Итоговое
повторение
Итого:

(в соответствии
со спецификой
предмета,
курса)

2
13
18
1
34 часа.

Календарно-тематическое планирование по Этике 7 (коррекционный) класс
№ п/п

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема урока

Дата проведения урока
Дата по плану
Дата по факту

1 четверть. 9 часов.
Введение. 2 часа.
1. Общее представление о предмете
«Этика»
2.Этические представления людей в
разные эпохи
Понять самого себя. 13 часов.
1. Человек как биологический вид
2. Единство всех людей как
социальная общность
3. Индивидуальные особенности
каждого человека
4. Биологические характеристики
человека
5. Особенности психической
деятельности
6. Социальные факторы в
формировании личности
7. Условия для формирования
интересов, привычек, взглядов
2 четверть. 7 часов.
5

8. Формирование человека как
личности
9. Основные виды деятельности
личности
10. Роль и влияние видов
деятельности на развитие человека
11. Направленность личности.
12. Поведение, поступки человека
13. Недостатки и достоинства
человека
« Отношения товарищества». 18 часов.
1. Дружба – чувство, присущее
человеку
3 четверть. 10 часов.
2. Дружеские связи и
взаимоотношения в коллективе
3. Умение строить межличностные
отношения
4. Выработка навыков
коллективного взаимодействия
5. Эмоциональная и деловая
привязанность
6. Реализация потребностей в
самоанализе
7. «Скажи мне, кто твой друг…»
8. Основа дружеских отношений
9. Сотрудничество и партнёрство
10. Узы товарищества
11. Помощь настоящая и ложная
4 четверть. 8 часов.
12. Типы дружеских отношений
13. Истинная дружба
14. Дружба – соперничество
15. Дружба – компанейство.
16. Возникновение конфликтов в
отношениях друзей
17. Причины возникновения
конфликтов
18. Этические правила в
отношениях друзей
19. Итоговое повторение
Итого: 34 часа.

10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тематическое планирование по Этике 8(коррекционный) класс
№ раздела и
тем

Наименование
разделов и тем

Учебные
часы

Количество часов
Контрольные Практическая
работы
часть
(в соответствии

(в соответствии
6

I
II
III

Представление
о
добре и зле. Идеал
Взаимоотношения с
родителями
Итоговое
повторение
Итого:

14

со спецификой
предмета, курса)
1

19

1

со спецификой
предмета, курса)

1
34 часа.

2 часа.

Календарно-тематическое планирование по Этике 8 (коррекционный) класс
№ п/п
Тема урока
Дата проведения урока
Дата по плану
Дата по факту
1 четверть. 9 часов.
Представление о добре и зле. Идеал. 14 часов.
1.
1. Общее представление о предмете
«Этика». Повторение по главе
«Отношения товарищества».
2.
2. Представление людей о добре и
зле. Проверочная работа по главе
«Отношения товарищества».
3.
3. Как появляется добро. Почему
возникает зло
4.
4. Эволюция взглядов на добро и
зло
5.
5. Влияние поступков человека на
его характер
6.
6. Доброжелательность и
недоброжелательность
7.
7. Идеал как представление о
совершенных свойствах человека
8.
8. Нравственный идеал различных
эпох
9.
9. Индивидуально – личностные
качества человека
2 четверть. 7 часов.
10.
10. Бесстрашие – страх;
мужество – трусость.
11.
11. Стыд – бесстыдство;
щедрость – скупость.
12.
12. Мудрость – глупость;
милосердие – жестокость.
13.
13. Мягкость – грубость;
доброжелательность – зависть.
14.
14. Урок – обобщение по теме
Взаимоотношения с родителями. 19 часов.
15.
1. Что такое семья
16.
2. Семья в жизни человека
3 четверть. 10 часов.
7

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

3. Место и роль ребенка в семье
4. Связи в семье
5. Родственники и родственные
отношения
6. Влияние семьи на формирование
личности
7. Ролевые, социальные функции
членов семьи
8. Значение родителей для ребенка.
Образец для подражания
9.
Стиль
взаимоотношений
родителей с детьми
10.
Значение
стилей
взаимоотношений
11. Ребенок в жизни семьи
12. Семейные праздники. Их
организация
4 четверть. 8 часов.
13. Конфликты с родителями
14. Причины конфликтов
15. Предупреждение и преодоление
конфликтов в семье
16. Правила поведения в семье
17. Нравственный портрет семьи
18. Культура семейных отношений
19. Зачет по теме
20. Итоговое повторение
Итого:

34ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-иметь представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и
деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.
- меры ответственности человека за свои поступки.
-правила взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом;
- историю происхождения некоторых этических норм;
- основные разделы права: семейное, уголовное, административное, трудовое;
- значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка
-о проблемах создания и сохранении семьи, об эмоциональных, социальных аспектах
проблем взаимоотношения полов;
-приемы, способы разрешения возможных конфликтов в семье
- правила приличия, нормы поведения в различных ситуациях
- этические правила в поведении юноши и девушки
- правовые основы семейно – брачных отношений
- обязанности и права в молодой семье
-права и обязанности родителей
- отношения с родителями — самые важные отношения для каждого человека.
- семья – это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных
общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью
8

- о семейном бюджете, его планировании, о распределении обязанностей в семье
- нравственные правила общения, принятые в семье
- терпение, любовь, забота, внимание – важнейшие условия семейного счастья
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать деяния, направленные против другой личности;
-анализировать свои чувства и желания относительно понятий люблю, нравится;
-примерно планировать ведение семейного хозяйства
- понимать, зачем человеку нужна мораль и почему именно с ней связано проявление
гуманизма в повседневных отношениях людей
- понимать и преодолевать сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями
- находить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в
силу тех или иных причин
-наиболее распространенные причины распада семьи

Тематическое планирование по Этике 9(коррекционный) класс
№ раздела и
тем

Наименование
разделов и тем

Учебные часы

Количество часов
Контрольные
работы
(в соответствии
со спецификой
предмета, курса)

I

II

Условия,
влияющие
деятельность
человека
Семья
Итого:

Практическая
часть
(в соответствии
со спецификой
предмета, курса)

10
на

24
34 часа.

1
1 час.

Календарно-тематическое планирование по Этике 9 (коррекционный) класс
№ п/п

1.

2.

3.
4.
5.
6.

Тема урока

Дата проведения урока
Дата по плану
Дата по факту

1 четверть. 9 часов.
Условия, влияющие на деятельность человека. 10 часов.
1. Долг, совесть, общественное
мнение. Повторение по темам 4
четверти.
2. Их влияние на поведение
личности. Проверочная работа по
темам 4 четверти.
3.
Свобода,
ответственность
4.
Свобода
ответственности

необходимость,
выбора,

мера

5. Что такое мораль и право
6. Деяние, направленное против другой
9

личности

7.

7. Наказание за проступки.

8.

8. Основные разделы права

9.

9.

Ответственность

за

правонарушение
10.

2 четверть. 7 часов.
10. Нравственное и безнравственное
поведение

11.

«Семья». 24 часа.
1. Что такое любовь и счастье

12.

2. Кого и за что можно любить

13.
14.
15.
16.

3. Влюбленность и любовь.
4. Нравственность и сексуальность.
5. Почему ссорятся влюбленные.
6. Как прощать обиды
3 четверть. 20 часов.
7. Этика взаимоотношений юноши
и девушки.

17.

18.

8. Брак и его мотивы

19.

9. Молодая семья и первые шаги в
семейной жизни.

20.

10. Помощь и поддержка друг друга

21.

11. Социальные роли молодоженов.

22.
23.

12. Взаимопомощь в молодой семье.
13.
Что
такое
материнство,
отцовство.
14. Воспитание малыша в молодой
семье.
15. Взаимоотношения с родителями,
родственниками.
16. Экономика и быт молодой
семьи.
4 четверть. 8 часов.
17.
Организация
и
ведение
домашнего хозяйства
18. Атмосфера семьи
19. Нравственный портрет семьи
20. Мода: происхождение, история
21. Семейные конфликты
22. Предотвращение конфликтов
23. Причины распада семьи.
24. Зачет по теме

24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

10

Итого: 34 часа.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».