Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дерябинская средняя общеобразовательная школа»
Свердловская область, Верхотурский район, село Дерябино
Рабочая программа по курсу
«Основы информатики»
для специальных (коррекционных) классов VIII
вида,
7-9 класс, 1 час в неделю.
Составитель:Бубенщикова Т.В.
2023г
Аннотация
Курс «Основы информатики» является факультативным курсом,
введённым в учебный план МКОУ «Дерябинской СОШ, 7-9 класс, 1 час в
неделю.
Программа факультативного курса «Основы информатики» составлена на
основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики
и ИКТ для 7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в
сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.
2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009» с учетом психофизических особенностей
учащихся коррекционных школ VIII вида.
В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом
плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют
от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении
традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к
быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную
сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся
коррекционных школ VIII вида в силу их психофизических особенностей.
Современное
состояние
общества
характеризуется
интенсивным
проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни,
все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий
получения, переработки и использования информации. Информационные
процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и
определяющий компонент современной информационной цивилизации. В
целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных
технологий
оказывает
существенное
влияние
на
формирование
мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его
возможности к адаптации в социуме.
В связи с этим целесообразно ввести изучение курса «Основы информатики»
в специальной (коррекционной) школе VIII вида с 5 по 9 классы.
Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями
здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный
характер:
моделирование
объектов
и
процессов,
сбор,
хранение,преобразование и передача информации, управление объектами и
процессами.
Коррекционная направленность курса
Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию
личности каждого ребенка.
В соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы»), с требованиями к
организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в
представленном варианте программы учтены и сохранены принципы
коррекционной направленности:
- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и
способов усвоения знаний;
- доступность материала;
- научность;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
- концентрический принцип размещения материала, при котором одна
и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным
наращиванием сложности. Концентризм программы создает условия для
постоянного повторения раннее усвоенного материала. Сначала происходит
знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются
навыки
использования
компьютерных
технологий
путем
систематическогоповтора и усложнения тренинга. С учетом возрастных и
психофизических особенностей учащихся в программе выделяются две
ступени обучения:
1. Подготовительно-ознакомительная – 7 класс.
2. Основная – 8, 9 классы.
Основная цель курса
Ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с
компьютерными ресурсами и
овладение техникой их практического
применения.
Общие задачи курса
1. Дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступную
для них систему знаний о компьютерных ресурсах.
2. Развивать познавательный интерес к использованию информационных
и коммуникационных технологий.
3. Расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и
представлений о компьютерных технологиях и способах их практического
применения.
4. Повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет
дополнительно приобретенных навыков и умений.
Специальные задачи коррекционной школы
Обучение по программе «Основы информатике» направлено на коррекцию
недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:
- активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов
анализа, синтеза, обобщения, классификации);
- учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации,
усматривать связи и отношения между объектами;
- обогащать
активный и пассивный словарь, формировать
грамматический строй речи;
- развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).
Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для
познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями
здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.
Программа разделена на 2 части:
I часть - подготовительно-ознакомительная включает изучение следующих
разделов:
- правила техники безопасности работы на компьютере;
- устройство компьютера;
- периферийные устройства компьютера;
- приемы работы на компьютере;
- виды информации;
- программа Paint;
- программа Word;
- программа Excel;
- программа PowerPoint.
IIчасть - основная, включает изучение:
- программа Paint;
- программа Word;
- программа Excel;
- программа PowerPoint;
- сеть Интернет;
- электронная почта.
Практическая значимость
Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной
грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать,
находитьинформацию с помощью компьютера. Кроме того, формирование
элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у учащихся
основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане процесс
обучения алгоритмически мыслить означает умение представить сложное
действие в виде организованной последовательности простых действий.
Использование компьютерных технологий расширяет возможности учащихся
с проблемами здоровья в овладении алгоритмическим мышлением и,
наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований
современной действительности, создает дополнительные сложности в
социальной
адаптации
учащихся.
Работа
по
формированию
алгоритмического мышления и соответствующих ему фундаментальных
знаний, умений и навыков, с использованием компьютерных технологий, в
специальной школе – веление времени.
При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в
систему знаний, умений и навыков учащегося. Повысится эффективность
самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества,
обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
В целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает
существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни
современного человека.
Учащиеся с ограниченными возможностями
здоровья будут успешнее адаптироваться в современном обществе, в котором
всё более решающую роль играют компьютерные технологии.
Ожидаемый результат:
К концу изучения курса «Основы информатики»
ограниченными возможностями здоровья должны
учащиеся
с
знать:
- устройство компьютера;
- правила техники безопасности работы на компьютере;
- программыPaint, Word, Excel, Power Point;
- компьютерную сеть Интернет, поиск нужной информации в сети;
- основные
понятия и термины электронной почты, получение,
подготовку и отправление сообщений;
уметь:
- использовать полученные знания в практической деятельности.
Выпускники специальной (коррекционной) школы должны уметь
пользоваться компьютерными ресурсами.
Формы обучения:
Передача информации от учителя к ученику - устное изложение материала:
рассказ, беседа, объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные
теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.
Слово учителя в сочетании созрительным рядом - демонстрация картин,
таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоциональноэстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой,
мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.
Организация практических работ учащихся под руководством учителя:
выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить
полученный материал.
Формы организации учебного процесса:
- фронтальные
- групповые
- индивидуальные
Формы работы должны варьироваться в зависимости от темы, от
способностей и возможностей учащихся:
диктант;
работа по индивидуальным карточкам;
цифровой диктант;
работа по опорным схемам;
ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры.
Коррекционно-развивающие задания:
Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из
частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным
признакам предмет).
Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на
картине, найди 6 отличий).
Словарная работа (терминология).
Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам,
опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и
иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).
Развитие памяти (игры:«Кто больше запомнит», «Кто больше знает»,
«Кто хочет стать отличником»)
Развитие связной речи (рассказ по
образцу, плану, описанию,
объяснению, по наводящим вопросам, игра «Вопросы задает
компьютер»).
Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие
игры).
Методическое обеспечение
«Информатика для 7 класса» под редакцией Н.Д. Угринович.
«Информатика: для 8 класса» под редакцией Н.Д. Угринович.
«Информатика и ИКТ для 9 класса» под редакцией Н.В. Макаровой.
Методическое пособие для учителя
«В помощь учителю
информатики» под редакцией Н.Л. Югова, Р.Р. Камалов.
5. «Раздаточные материалы по информатике 7-9 классы». Издательство
«Дрофа» под редакцией Ю.А Меньшовой.
6. Компьютерные программы и видео уроки с сайта http://videouroki.net
«Электронный практикум» для 7-9 классов.
«Программа Графика» для 7 классов.
«Электронный учебник по информатике» для 7 классов.
Клавиатурный тренажер 7-9 классов
Видео уроки.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
Учебно-тематический план
7 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Кол-во часов
№/дата
Название темы
проведения
урока
Всего
Теорет.
Практ.
9 раздел
Введение. Техника безопасности.
9.1
Техника безопасности при работе
на ПК.
1
1
-
9.2
совершенствование ПК, современные
компьютерные технологии
1
1
-
История
развития
вычислительной техники.
1
1
-
10 раздел
11 раздел
Устройство компьютера
2
10
11.1
Информация.
Компьютер
универсальное устройство ввода,
обработки и вывода информации.
1
1
-
11.2
Работа с клавиатурным тренажёром.
Буква, значок, цифра.
1
-
1
11.3
Устройства ввода информации.
1
1
-
11.4
Устройства вывода информации.
1
1
-
11.5
Системный блок. Назначение блока
1
1
-
11.6
Процессор, жёсткий диск, карта
памяти,
оперативная
память,
звуковая карта, видеокарта.
1
1
-
11.7
Память ПК: внутренняя и внешняя
1
1
11.8
Назначение памяти и ее виды.
1
1
-
11.9
Флэш-память.
1
1
-
11.10
Оперативная и долговременная
память компьютера.
1
1
-
12 раздел
Текстовый редактор Word
12.1
Создание таблицы
документе.
12.2
в
текстовом
10ч
2
1
1
Панель меню, вкладка Вставка.
1
-
1
12.3
Таблица. Вставка таблицы в
документ или рисование таблицы в
документе.
2
1
1
12.4
Параметры таблицы.
ячеек таблицы.
1
-
1
Заполнение
12.5
Вкладка Конструктор.
1
1
12.6
Вкладка Макет.
1
-
1
12.7
Корректировка созданной таблицы.
2
-
2
13 раздел
Табличный редактор Excel (11ч)
13.1
Знакомство с Excel
1
1
13.2
Окно программы Excel
1
-
1
13.3
Лист, книга в программе Excel.
1
-
1
13.4
Ячейки. Перемещение
ячейки к другой.
1
-
1
13.5
Диаграмма. Создание диаграммы.
1
-
1
13.6
Вставка
диаграммы
для
представления и сравнения данных.
1
-
1
13.7
Линейная
диаграмма.
Круговая
диаграмма. Построение графиков.
1
1
13.8
Действие сложение
программы Excel.
1
-
1
13.9
Решение примеров на
многозначных чисел.
1
-
1
от
одной
с помощью
сложение
11
13.10
Вычитание, умножение, деление с
помощью программы
Excel.
Решение задач в Excel.
1
-
13.11
Решение примеров на все действия в
программе Excel.
1
1
Итого
1
34
Содержание разделов программы
7 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение. Техника безопасности.(2ч)
Техника безопасности при работе на ПК.
современные компьютерные технологии.
Совершенствование
ПК,
История развития вычислительной техники.(1ч)
Устройство компьютера(10ч)
Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и
вывода информации. Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок,
цифра. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.
Системный блок. Назначение блока. Процессор, жёсткий диск, карта памяти,
оперативная память, звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя и
внешняя. Назначение памяти и ее виды. Флэш-память. Оперативная и
долговременная память компьютера.
Текстовый
документе.
редактор
Word (10ч) Создание таблицы в текстовом
Панель меню, вкладка Вставка. Таблица. Вставка таблицы в документ или
рисование таблицы в документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек
таблицы. Вкладка Конструктор. Вкладка Макет. Корректировка созданной
таблицы.
Табличный редактор Excel (11ч)
Знакомство с Excel .Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel.
Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой. Диаграмма. Создание
диаграммы. Вставка диаграммы для представления и сравнения данных.
Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков. Действие
сложение с помощью программы Excel. Решение примеров на сложение
многозначных чисел. Вычитание, умножение, деление
с помощью
программы Excel. Решение задач в Excel. Решение примеров на все
действия в программе Excel.
Учебно-тематический план
8 класс
(34 часа 1час в неделю)
Кол-во часов
№урока/дата Название темы
проведения
урока
14 раздел
Всего
Теорет.
Введение. Техника безопасности.
2
Практ.
14.1
Техника безопасности при работе на
ПК
1
1
-
14.2
совершенствование ПК, современные 1
компьютерные технологии
1
-
15 раздел
Устройство компьютера
4
15.1
Периферийное устройство - сканер.
1
1
-
15.2
Сканирование рисунка, сохранение его 1
как отдельный файл.
-
1
15.3
Периферийное устройство - принтер.
1
1
-
15.4
Распечатка
текста.
небольшого 1
-
1
16 раздел
Табличный редактор Excel
16.1
Программа Excel.
1
1
-
16.2
Действия: сложение и вычитание в
программе Excel.
1
1
-
16.3
-Составление и решение практических
задач, решение примеров.
1
1
16.4
Действия умножение
программе Excel.
и деление в
1
-
1
16.5
Решение
практических
примеров.
задач
2
1
1
16.6
-Распределение чисел в порядке
возрастания и убывания
1
-
1
16.7
Расположение
порядке.
1
-
1
рисунка,
слов
в
15
и
алфавитном
16.8
Диаграммы в программе Excel.
1
1
-
16.9
Создание диаграммы, наглядно
показывающей практическую задачу.
2
1
1
16.10
Графики в программе Excel.
1
-
1
16.11
Добавление изображения в документ
Excel.
1
-
1
16.12
Дополнение построенного графика и
диаграммы рисунком, изображением.
1
-
1
16.13
Сборник ClipArt или Файл, с
найденными ранее и сохранёнными
картинками.
1
-
1
17 раздел
Программа PowerPoint
13
17.1
Запуск программы PowerPoint.
1
-
1
17.2
Слайды. Создание слайдов.
1
-
1
17.3
Создание
рисунка
PowerPoint.
1
1
-
17.4
Работа с фигурами. Вкладка «Формат»
1
-
1
17.5
Инструменты для работы с фигурами.
1
-
1
17.6
Дизайн.
Создание
рисунка
из
нескольких фигур на одном слайде.
1
1
-
в
программе
17.7
Упорядочивание фигур.
1
1
-
17.8
Создание рисунка из нескольких фигур
на одном слайде, группировка фигур,
раскрашивание фигур.
2
1
1
17.9
Формат. Дизайн. Работа с клипами.
Создание слайдов с клипами.
1
-
1
17.10
Картинки, фотографии и звуки,
расположенные
по
темам
или
ключевым словам.
1
-
1
17.11
Работа с диаграммами, графиками.
1
-
1
17.12
Работа с текстом. Надпись как фигура
WordArt. Формат.
1
-
1
Итого
34
Содержание разделов программы
8 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение. Правила техники безопасности при работе на
компьютере.(2ч).
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК,
современные компьютерные технологии
Устройство компьютера(4ч).
Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его
как отдельный файл. Периферийное устройство - принтер. Распечатка
рисунка, небольшого текста.
Табличный редактор Excel (15 ч).
Программа Excel.Действия: сложение и вычитание в программе Excel.
Составление и решение практических задач, решение примеров. Действия
умножение и деление в программе Excel. Решение практических задач и
примеров. Распределение чисел в порядке возрастания и
убывания.
Расположение слов в алфавитном порядке. Диаграммы в программе Excel.
Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу.
Графики в программе
Excel.Добавление изображения в документ
Excel.Дополнение построенного графика и диаграммы рисунком,
изображением. Сборник ClipArt или Файл, с найденными ранее и
сохранёнными картинками.
Программа PowerPoint (13ч).
Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка
в программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты
для работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на
одном слайде. Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких
фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат.
Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами. Картинки,
фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Работа
с диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt.
Формат.
Учебно-тематический план
9 класс,
(34 часа 1 час в неделю)
Кол-во часов
№урока/Дата Название темы
проведения
урока
Всего
Теорет.
Практ.
Введение. Техника безопасности.
17 раздел
2
17.1
Персональный компьютер универсальное устройство для
работы с информацией.
1
1
-
17.2
Техника безопасности при работе на
ПК
1
1
-
18 раздел
Программа PowerPoint.
10
18.1
Слайды. Создание слайдов.
2
1
1
18.2
Дизайн. Работа с фигурами. Вставка
2
1
1
18.3
Работа с текстом. Анимация.
2
1
1
18.4
Настройка анимации
2
-
2
18.5
Эффект Вход, Выделение,
Пути перемещения.
2
1
1
19 раздел
Портфолио ученика
19.1
Что такое презентация.
19.2
Портфолио
лист.
ученика.
Выход,
7
Титульный
1
1
-
1
-
1
19.3
Создание слайда. Дизайн.
19.4
Оформление
подзаголовка.
19.5
1
-
1
1
-
1
Выбор картинки. Выбор эффекта.
1
-
1
19.6
Страницы Моё имя, Мои друзья,
Моя семья, Мои любимые учителя
Распорядок дня. Мои учебные
успехи.
1
-
1
19.7
Просмотр презентаций учащихся.
Анализ и оценка презентаций.
1
20 раздел
Сеть Интернет
20.1
Общее представление о
компьютерной сети.
1
1
-
20.2
Интернет как среда общения с
помощью компьютера.
1
1
-
20.3
Структура сети Интернет.
1
1
20.4
Службы сети Интернет
1
1
20.5
Подключение к сети
Запуск Обозревателя.
1
-
1
20.6
Первый выход в WWW.
1
-
1
20.7
Навигация
в WWW. Сохранение
Web-страниц.
1
-
1
20.8
Поиск
информации
Технология поиска
Яндекс.
1
-
1
21 раздел
Электронная почта (7ч)
21.1
Основные
понятия
электронной почты.
21.2
Почтовые программы.
заголовка,
1
8
Интернет.
в
в
WWW.
системе
7
и
термины
2
2
-
2
1
1
21.3
Получение сообщений.
1
-
1
21.4
Подготовка и отправка сообщений
2
-
2
Итого
34
Содержание разделов программы
9 класс
(34 часа, 1час в неделю)
Введение. Техника безопасности (2 ч).
Персональный компьютер - универсальное устройство для работы с
информацией. Совершенствование ПК, современные компьютерные
технологии.
Программа PowerPoint (10ч).
Слайды. Создание слайдов. Дизайн. Работа с фигурами. Вставка.
Работа с текстом. Анимация. Настройка анимации.
Эффект Вход, Выделение, Выход, Пути перемещения.
Портфолио ученика(7ч).
PowerPoint- специальная программа для создания презентаций.
Что такое презентация. Портфолио ученика. Титульный лист.
Создание слайда. Дизайн. Оформление заголовка, подзаголовка.
Выбор картинки. Выбор эффекта. Страницы Моё имя, Мои друзья, Моя
семья, Мои любимые учителя. Распорядок дня, Мои учебные успехи.
Просмотр презентаций учащихся. Анализ и оценка презентаций.
Сеть Интернет (8ч).
Общее представление о компьютерной сети. Интернет как среда общения с
помощью компьютера. Структура сети Интернет. Службы сети Интернет.
Подключение к сети Интернет. Запуск Обозревателя.
Первый выход в WWW. Навигация в WWW. Сохранение Web-страниц.
Поиск информации в WWW. Технология поиска в системе Яндекс.
Электронная почта (7ч).
Основные понятия и термины электронной почты.
Почтовые программы. Получение сообщений.
Подготовка и отправка сообщений.
Литература
Основная:
1.Информатика и
ИКТ. Учебник начального уровня. /Под ред.
профессора Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2008 . – 158 с.
2. Информатика. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование
/авт. - сост. А.М. Горностаева, Н.П. Серова. - Волгоград: Учитель, 2010.
3. Информатика: Учебник для 5 класса. /Л.Л. Босова. - 4-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.- 192 с.: ил.
4. Информатика: Учебник для 6 класса. /Л.Л.Босова.- 5-е изд. - М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 208 с.: ил.
5. Информатика: Учебник для 7 класса. / Н.Д. Угринович – 4-е изд. - М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 173 с.: ил.
6. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / - 4-е изд.
- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 205 с.: ил.
7. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 10 класса. / Под ред.
профессора Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
8. Босова Л.Л. Практикум по компьютерной графике для младших
школьников. / Л.Л.Босова // Информатика в школе. – 2009 - № 5. – 94 с.: ил.
9. Малясова С.В. Практикум
MicrosoftEхсеl. /Малясова С.В.//
Информатика в школе. – 2009 - № 1. – 91 с.: ил.
10. Методическое пособие по информатике /С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. СПб: БХВ-Петербург, 2007г.
Дополнительная:
1. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной
(коррекционной) школе VIII вида. /Князева Е.В.// Коррекционная педагогика.
-2009 - № 4 (34) – с. 29-37.