Рабочая программа Русский язык 6-8 класс 2022 (1)

Предметные результаты освоения русского языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа;
роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог
и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы
языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка; основными нормами русского литературного языка, нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных
и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использование выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Содержание данной программы направлено на достижение указанных результатов
обучения.
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной
составляющей курса.
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения
предполагает формирование таких важных качеств личности ребенка, как ответственность,
способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения,
потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернетсправочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к
самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники,
реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее
2

развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их
эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены
на то, чтобы обучающиеся могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство
русского языка. На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к
самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями,
необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.
Место курса «русский язык» в базисном учебном плане
В соответствии с Учебным планом МКОУ»Дерябинская СОШ» 6 классе - 204 ч. (6 часов
в неделю) - 34 учебных недели; в 7 классе – 136 ч. (4 часа в неделю) – 34 учебных недели;
в 8 классе - 102 ч. (3 часа в неделю) – 34 учебных недели.
6 класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение
Русский язык — один из богатейших языков мира.
Повторение изученного в 5 классе.
Грамматика
Морфология
Понятие о морфологии
Система частей речи в русском языке. Основания и выделения: общее грамматическое
значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Части речи самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Понятие об имени существительном.
Нарицательные и собственные имена существительные.
Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки).
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Род как постоянный признак имён существительных. Число имён существительных.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного
числа.
Система падежей в русском языке и типы склонения имён существительных.
Склонение существительных в единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе.
Правописание ь и ов — ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и
ц.
Разносклоняемые имена существительные.
Правописание суффикса -ен- в существительных на -мя.
Неизменяемые существительные.
Словообразование имён существительных с помощью суффиксов, приставок.
Правописание суффиксов -ик-, -ек-; -ок-, -ек-; -онък- (-онок-), -еньк- после шипящих;
суффиксов -чик-,
-щик-.
Правописание не с именами существительными.
Правописание сложных имён существительных.
Глагол
Понятие о глаголе.
3

Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.
Правописание не с глаголами.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
Буква ь в инфинитиве.
Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание
-тся и -ться в глаголах.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.
Правописание корней -бир--------бер-, -мир --- мер-, -тир ---тер- и др.
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.
Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном
наклонении. Их значение.
Прошедшее время. Значение, образование и изменение глаголов прошедшего времени.
Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л-, в глаголах прошедшего времени.
Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов
совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по
лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.
Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего
времени.
Лицо и число глаголов. Значение 1, 2, 3-го лица.
Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.
Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.
Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов
в условном наклонении.
Правописание бы с глаголами в условном наклонении.
Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в
повелительном наклонении.
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание гласных в суффиксах -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
Имя прилагательное
Понятие об имени прилагательном.
Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.
Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности
качественных имён прилагательных.
Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и
родам в единственном числе. Употребление кратких имён прилагательных в роли сказуемых.
Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую.
Склонение полных прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.
Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особенности падежных окончаний этих
прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных типа лисий.
Прилагательные с суффиксами -ин- (-ын-), -ое- (-ев-).

4

Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменение
прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательных в
роли определений и сказуемых.
Словообразование имён прилагательных с помощью суффиксов, приставок и сложения
основ.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск-.
Правописание не с прилагательными.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.
Имя числительное
Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи.
Имена числительные простые, сложные и составные.
Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят
числительные.
Правописание удвоенной согласной в числительных.
Правописание мягкого знака в числительных.
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в
словосочетании.
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
Порядковые числительные, их значение и изменение.
Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
Дробные числительные, их значение и изменение.
Правописание падежных окончаний имён числительных.
Наречие
Понятие о наречии как части речи.
Роль наречий в речи.
Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места,
времени, причины, цели.
Степени сравнения наречий.
Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов.
Правописание суффиксов –о - е после шипящих.
Правописание н и нн в наречиях на -о.
Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.
Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных
повтором слов.
Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую.
Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий
(по списку).
Категория состояния
Понятие о словах категории состояния. Признаки слов категории состояния: общее
грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция — сказуемое в
безличных предложениях.
Группы слов категории состояния по значению. Сходство и различие наречий и слов
категории состояния.
Местоимение
Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение
(обозначает не называя, а указывая). Роль местоимений в речи.
5

Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными,
прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимения.
Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам.
Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.
Правописание местоимения с предлогами.
Прописная буква в формах вежливости.
Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении.
Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в
предложении.
Относительные местоимения: значение, изменяемые и не изменяемые, роль в предложении.
Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным
местоимением.
Неопределённые местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в
предложении; синонимия неопределённых местоимений.
Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь.
Правописание не в неопределённых местоимениях.
Отрицательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в
предложении.
Правописание не и ни в отрицательных местоимениях.
Определительные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в
предложении.
Указательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в
предложении.
Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
Повторение
Развитие связной речи
Темы узкие и широкие. Простой и сложный план. Эпиграф.
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Характеристика официально-делового стиля речи.
Художественное повествование. Рассказ.
Описание природы, помещения, одежды, костюма.
Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.
Местоимение как средство связи предложений в тексте.
.

6

Учебно-тематический план 6 класс
№
п/п

1
2
3

В том числе
Раздел, тема

Введение. Общие сведения о языке
Повторение изученного в 5 классе
Морфология. Понятие о морфологии
Имя существительное
Глагол
Имя прилагательное
Имя числительное
Наречие
Слова категории состояния
Местоимение

4
Повторение
ИТОГО:

Количество
часов

Контроль
ные
работы

Развитие
речи

1
12
3
25
52
32
18
18
4
25

1

1

5
9
5
3
3
1
5

14
204

2
11

2
35

1
2
2
1
1

2

7

№в
теме

№п/п

Дата

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс

Тема урока
Введение (1 час)

1

1

Русский язык — один из богатейших языков мира. Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык
Российской Федерации и язык межнационального общения.
Повторение изученного в 5 классе (12 часов)

2,3

1,2

Синтаксис и пунктуация.

4,5

3,4

Фонетика и орфоэпия.

6
7,8
9
10
11
12
13

5
6,7
8
9
10
11
12

14
15
16

1
2
3

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

27
28
29
30
31
32
33
34,3
5
36
37,3
8

11
12
13
14
15
16
17
18,
19
20
21,2
2

1Р/Р Признаки текста
Орфография.
Морфемика
Лексика.
Контрольная работа по теме: «Повторение изученного»
Анализ контрольной работы
2Р/Р Темы широкие и узкие
Грамматика. Морфология (3 часа)
Понятие о морфологии. Система частей речи в русском языке
Самостоятельные и служебные части речи
Слово и его формы
Имя существительное (25 часов)
Понятие о существительном
Нарицательные и собственные
Одушевленные и неодушевленные
3Р/Р. Простой и сложный план. Изложение текста-повествования
Род, число, падеж, склонение существительных
Склонение имен существительных в единственном числе
Правописание падежных окончаний имен существительных
Разносклоняемые существительные
Неизменяемые существительные
4Р/Р Простой и сложный план Изложение текста-повествования(
подробное)
Словообразование имен существительных с помощью суффиксов
Правописание суффиксов –ик,-ек
Правописание суффиксов –чик,-щик
Правописание-о,-е после шипящих в суффиксах имен существительных
4Р/Р Свободный диктант с предварительной подготовкой
Словообразование существительных с помощью приставок
Правописание не с существительными
Образование сложных существительных
Правописание сложных слов
Правописание суффиксов имен существительных
6 ,7Р/Р Сравнение. Метафора. Эпитет Изобразительновыразительные средства языка
8

39
40
41

23
24
25

42
43
44
45
46

1
2
3
4
5

К.Р.Морфологический разбор имени существительного
Обобщение изученного по теме «Имя существительное»
Контрольная работа по теме «Имя существительное» и её анализ
Глагол (52часов)
Понятие о глаголе
Роль глаголов в речи
8 Р/Р Что такое эпиграф?
Правописание не с глаголами
Инфинитив. Суффиксы инфинитива

47

6

Инфинитив. Основа инфинитива

48
49,5
0
51,5
2
53
54
55
56
57
58
59

7
8, 9

Буква ь в инфинитиве
Возвратные глаголы. Правописание -тся, -ться

10,
11
12
13
14
15
16
17
18

60,6
1
62
63,6
4,
65
66
6770

71

19,
20
21
22,
23,
24
25
26,
27,
28,
29
30

Виды глагола Совершенный и несовершенный. Значение и образование
видов глагола
Контрольная работа по теме «Глагол»
9Р.Р. Выборочное изложение
Виды глагола
Наклонения глагола. Изъявительное наклонение
Времена глагола
Прошедшее время глаголов
Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед –л, в глаголах
прошедшего времени
Настоящее и будущее время глаголов

72
73

31
32

74
7577

81

33
34,
35,
36
37,
38,
39
40

8284

41,
42,

7880

10 Р/Р Лексические средства связи Описательный оборот
Лицо и число глагола
11 Р/Р Рассказ на основе картины
Спряжение глаголов

Разноспрягаемы глаголы
Разноспрягаемые глаголы
12 Р/Р Специфика художественного текста. Художественное
повествование. Рассказ как жанр. Композиция.
13 Р/Р Изложение близкое к тексту
Условное наклонение
Повелительное наклонение
14 Р/ Р Художественное повествование Рассказ
Творческое изложение
Безличные глаголы
9

85
86 87
88

43
44
45,4
6
47

89
90
91
92
93

48
49
50
51
52

94
95
96
97
98,9
9
100
101103
104
105

1
2
3
4
5,6

106

13

107109
110

14,
15,
16
17

111
112,
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123,
124
125

18
19,
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30,
31
32

126
127
128
129

1
2
3
4

7
8, 9,
10
11
12

Словообразование глаголов
Правописание суффиксов глаголов
15 Р/Р Сжатое изложение. Главная, второстепенная и избыточная
информация.
Повторение изученное по теме: «Глагол»
Морфологический разбор глагола
Повторение изученное по теме: «Глагол»
16 Р/Р. Изложение текста с продолжением
Контрольная забота по теме : «Глагол»
Имя прилагательное 32ч
Понятие о прилагательном.
Грамматическое значение прилагательного
Роль прилагательных в речи
17 Р/Р Описание природы. Зима
Разряды прилагательных по значению
Полные и краткие прилагательные
Склонение полных прилагательных
18Р/Р Описание природы..Зимний очерк
Притяжательные прилагательные с суффиксом
-ий. Особенности падежных окончаний
Притяжательные прилагательные с суффиксом
-ин(-ын),-ов(-ев)
Степени сравнения прилагательных
19 Р/Р Описание помещений
Словообразование прилагательных
Буквы н и нн в суффиксах прилагательных
Словообразование прилагательных с помощью суффиксов -ск-, -к-о-е после шипящих в суффиксах прилагательных
20 Р/Р Описание помещений
Словообразование прилагательных с помощью приставок
Не с прилагательными
Словообразование прилагательных с помощью сложения основ
Слитное и дефисное написание сложных слов
Повторение изученное по теме «Имя прилагательное»
Морфологический разбор прилагательного
Контрольная работа и её анализ
21Р/Р Описание костюма
Имя числительное (18 часов)
Понятие о числительном как части речи
Простые, сложные, составные числительные
«Удвоенная согласная в числительных»,
«Буква ь в числительных»
10

130

5

131
132

6
7

Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых
входят числительные
Количественные числительные
Склонение количественных числительных

133
134,
135
136
137
138,
139
140
141
142
143

8
9,10

Правописание падежных окончаний числительных
22,23 Официально-деловой стиль речи (расписка, доверенность,)

11
12
13,
14
15
16
17
18

Собирательные числительные
Порядковые числительные
Дробные числительные

144
145
146,
147
148
149
150

1
2
3,4

151
152,
153
154,
155
156
157
158
159
160
161

8
9.10

162164

1,
2,
3
4

165
166
167
168,
169
170
171
172,
173

5
6
7

11,
12
13
14
15
16
17
18

24 Р/Р Описание книги
Повторение и систематизация знаний по теме : «Имя числительное»
Морфологический разбор имени числительного
Контрольная работа по теме: «Имя числительное»
Наречие (18 часов)
Понятие о наречии
Группы наречий по значению
Степени сравнения наречий
Словообразование наречий
Не с наречиями на -о (-е)
Орфография наречий Правописание гласных после шипящих на конце
наречий.
Буквы н и нн в наречиях на -о (-е)
25,26 Р/Р Рассуждение в разных стилях речи
Орфография наречий. Правописание гласных а, о на конце наречий с
приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.
Дефис между частями слова
Словообразование наречий
ь после шипящих на конце наречий
Повторение и обобщение знаний по теме «Наречие»
Контрольный диктант по теме «Наречие»
27 Р/Р Средства связи частей рассуждения
Имя состояния (4 часа)
Имя состояния

1
2
3,4

28 Р/Р Рассуждение в разных стилях речи
Местоимение (25 часов)
Понятие о местоимении
2 9Р/Р Морфологические средства связи предложений
Личные местоимения

5
6
7,8

Правописание местоимений с предлогами
Прописная буква в формах вежливости
Притяжательные местоимения

11

174,
175
176
177
178
179181
182
183185
186
187
188
189
190

191
192
193
194,
195
196
197200
201,
202
203204

9,10

30,31 Р/Р.Рассуждение на грамматическую тему

11
12
13
14,
15,
16
17
18,
19,
20
21
22
23
24
25

Возвратное местоимение
Вопросительные местоимения
Относительные местоимения
Неопределённые местоимения

1
2
3
4,5

Орфоэпические нормы
Словообразовательные нормы
Морфология. Морфологические нормы
Синтаксические нормы

6
7-10

Лексические нормы
Повторение орфографии и пунктуации

11,1
2
1314

34,35 Р/Р Контрольное изложение

32 Р/Р.Рассуждение на грамматическую тему
Отрицательные местоимения
Определительные местоимения
Указательные местоимения
33 Р/Р.Морфологические средства связи
Повторение и систематизация материала по теме «Местоимение»
Контрольная работа по теме «Местоимение»
Повторение изученного в 6 классе (14часов)

Контрольная работа и анализ

12

7 класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость.
Повторение изученного в 5—6 классах.
Морфология
Причастие
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и
синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам;
согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия.
Причастный оборот.
Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий.
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени.
Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени.
Правописание н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных в причастиях перед нн и н.
Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных.
Правописание не с причастиями.
Деепричастие
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и
синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие
Служебные части речи
Общее понятие о служебных частях речи.
Предлог
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Простые и составные предлоги.
13

Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря
на и др.).
Раздельное написание производных предлогов.
Слитное написание производных предлогов.
Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Союз
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов
предложения, частей сложных предложений и частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные.
Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и
сложносочинённых предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочинённом предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчинённых предложениях.
Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные,
условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных союзов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с
частицами и предлогами).
Частица
Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).
Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, -таки.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные
Междометие
Понятие о междометии. Основные функции междометий.
Разряды междометий. Звукоподражательные слова.
Знаки препинания при междометиях.
Повторение
Развитие связной речи
Описание общего вида местности.
Описание действий (трудовых процессов).
Описание действий (в спорте).
Рассказ на основе услышанного.
Сообщение.
Отзыв о книге. Характеристика литературного героя.
Общая характеристика публицистического стиля.

14

Учебно-тематический план 7 класс
№
п/п

В том числе
Раздел, тема

Введение. Русский язык как
развивающееся явление
2
Повторение пройденного в 5-6 классах
3
Морфология. Причастие
Деепричастие
Служебные части речи
Предлог
Союз
Частица
Переход слов самостоятельных частей
речи в служебные
Междометие
4
Повторение изученного в 7 классе
ИТОГО:
1

Количество
часов

Контрольн
ые работы

Развитие
речи

2

-

9
41
14
1
14
14
21
1

1
4
2

1
5
2

1
1
1

3
4
3

4
15
136

1
2
13

1
4
23

15

№ п\п

№
урока

Дата

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс

1

1

2

2

3
4
5
6

1
2
3
4

7
8
9
10

5
6
7
8

11

9

12

1

13
14

2
3

15
16
1720
21
22
23
24,
25
26
27,
28
29,
30
31
32
33
?

34
35
36
37
38

Тема урока
Введение (2 часа)
Русский язык как развивающееся явление. Историческая изменчивость
норм русского языка. .
Нормы литературного языка, их изменчивость.
Повторение изученного в 5—6 классах (9 часов)
Части речи: самостоятельные и служебные
Словосочетание и простое предложение
Морфология и орфография. Орфограммы в корне слова.
Р/Р1. Что такое текст
Правописание не с разными частями речи
Орфограммы в наречиях.
Грамматические разборы
Проверочная работа. Диагностика усвоения материала, пройденного
в 6 классе
Анализ проверочной работы
Причастие (41час)
Понятие о причастии. Общее грамматическое значение, сфера его
употребления в речи. Нормы произношения
Морфологические и синтаксические признаки причастия
Признаки прилагательного у причастия.

Орфограмма «Гласные и согласные в окончаниях причастий». Нормы
употребления причастий
5 Признаки глагола у причастия
6-9 Причастный оборот. Нормы употребления причастного оборота. Нормы
согласования. Интонирование предложений с причастными оборотами
10 Контрольный диктант по теме «Причастный оборот»
11 Анализ диктанта. Работа над ошибками.
12 2.Р/Р Описание общего вида местности
13, Не с причастиями
14
15 3.Р/Р Описание местности. Сжатое и полное описание общего вида
местности по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»
16, Действительные и страдательные причастия, нормы их употребления
17
18, Словообразование действительных причастий настоящего времени.
19 Правописание действительных причастий настоящего времени.
Орфограмма «Гласные в суффиксах причастий настоящего времени»
20 4.Р/Р Изложение
21 Словообразование страдательных причастий настоящего времени
22 Правописание страдательных причастий настоящего времени. Гласные в
суффиксах страдательных причастий
23 Контрольная работа по теме « Правописание причастий»
24 Словообразование и правописание действительных причастий
прошедшего времени
25 5.Р/Р Сочинение-описание
26 Словообразование и правописание страдательных причастий
прошедшего времени
27 Правописание страдательных причастий прошедшего времени. Буквы
е — ё в суффиксах причастий
4

16

Контрольный диктант по теме « Правописание причастий»
Правильное употребление причастий в устных и письменных текстах
Правописание гласных перед нн и н в причастиях

39
40
41,
42

28
29
30,
31

43,
44
45
46,
47
48,
49

Краткие причастия, образование, правописание, сфера употребления.
Нормы акцентологии
6.Р/р Описание действий
Правописание нн в причастиях. Слова-омофоны, их разграничение.
Нормы орфографии и орфоэпии
Повторение изученного. Систематизация материала, совершенствование
навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами
языка
39, Контрольные работы по теме «Причастие». Диагностика усвоения норм
40 употребления причастий в речи учащихся.
41 Анализ ошибок. Работа над ошибками.
Деепричастие (14 часов)
1
Понятие о деепричастии. Общее грамматическое значение. Нормы его
употребления
2 Морфологические и синтаксические признаки деепричастия.
3 Признаки наречия и глагола у деепричастия
4 7.Р/Р Рассказ на основе услышанного
5-7 Деепричастный оборот, его выделение в устной речи и на письме

50,
51
52
53
54
55
56
5759
60

32,
33
34
35,
36
37,
38

8

61

9

62

10

63
64
65
66

11
12
13
14

67

1

68

1

69

2

70
71,
72

3
4,5

73,
74
75
76
77,
78

6,7

79

12

80
81

13
14

82

1

8
9
10,
11

Особенности образования деепричастий, нормы их употребления.
Орфограмма «Гласная перед суффиксом деепричастия».
8.Р/Р Изложение текста, насыщенного причастными и
деепричастными формами и конструкциями
9 Морфологический разбор деепричастий Повторение изученного
Систематизация материала, совершенствование навыков употребления
изученной части речи в соответствии с нормами языка
Проверочная работа и её анализ
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие
Повторение изученного (орфография)
Контрольная работа по теме «Деепричастие»
Служебные части речи (1час)
Понятие о служебных частях речи
Предлог (14часов)
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи,разряды предлогов,
их многозначность
Производные и непроизводные предлоги, роль предлогов в строении
словосочетаний и предложений,
9.Р/Р Выборочное изложение
Правописание предлогов. Переход других частей речи в предлоги
Орфограммы «Гласная е на конце производных предлогов» Нормы
употребления предлогов
Пробел между частями производного предлога, Отсутствие пробела в
производных предлогах.
Употребление предлогов в соответствии с нормами языка
10. Р/Р. Отзыв о книге
Повторение изученного Систематизация материала, совершенствование
навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами
языка
Контрольная работа по теме «Предлог». Диагностика усвоения норм
употребления предлогов в речи учащихся.
Анализ контрольной. Работа над ошибками.
11. Р/Р. Отзыв о книге
Союз (14часов)
Понятие о союзе. Назначение союзов в речи.
17

83
84

2
3

85
86,8
7
88
89

4
5,6

90
91,
92

9
10,
11

93,
94
95

12,
13
14

96,
97
98

1,2

99101
102
103,
104
105,
106
107,
108
109,
110
111.
112

Сочинительные союзы. Разряды сочинительных союзов
Орфография союзов зато, тоже, также. Пунктуация в предложениях с
однородными членами и в сложном предложении
12.Р/Р Характеристика литературного героя
Подчинительные союзы
Правописание составных подчинительных союзов
13. Р/Р.Морфологические средства связи. Союз как средство связи
предложений и частей текста.

7
8

14.Р/Р Публицистический стиль. Очерк – жанр публицистики.
Повторение изученного Систематизация материала, совершенствование
навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами
языка. Повторение орфографии и пунктуации
Контрольная работа её анализ Диагностика усвоения норм употребления
союзов в речи учащихся. Анализ ошибок
15.Р/Р.Статья -жанр публицистики
Частица (21час)
Понятие о частице как служебной части речи

Орфограммы «Пробел между частицей и словом», «Дефис между
частицей и словом»
4-6 Разряды частиц по значению и употреблению
3

7
8,9

Проверочная работа «Значение частиц»
Правописание не и ни. Основные значения не и ни, их правописание.

10,
11
12,
13
14,
15
16,
17

Двойное отрицание

113
114,
115
116

18
19,
20
21

117

1

118
119

1
2

120
121

3
4

122
123
124
125
126,
127
128,
129
130

1
2
3
4
5,6
7,8
9

Правописание частиц –то, -либо, -кое, -нибудь, -ка, -таки
16-17.Р/Р Сочетание разных типов речи в одном тексте
Повторение изученного. Систематизация материала, совершенствование
навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами
языка
Правильное употребление частиц в устной и письменной речи
Контрольная работа и её анализ. Диагностика усвоения норм
употребления частиц в речи учащихся. Анализ ошибок
18. Р/Р Морфологические средства связи предложений и смысловых
частей
Переход слов самостоятельных частей речи в служебные.
Особенности образования служебных слов(1ч.)
Междометие (4 часа)
Понятие о междометии. Основные функции междометий
Разряды междометий. Звукоподражательные слова. Знаки препинания
при междометиях
19.Р/Р Публицистический стиль, его особенности
Контрольная работа и её анализ по теме «Служебные части речи»
Повторение (15 часов)
Повторение изученного. Фонетика и графика.
Повторение изученного.Лексика и фразеология.
Повторение изученного. Словообразование.
20. Р/Р Интервью
Повторение изученного. Морфология.
Повторение изученного. Орфография.
Повторение изученного.Синтаксис и пунктуация.
18

131
132
133

10
11
12

134

13

135,
136

14,15

Контрольная работа. Грамматические разборы.
Контрольный диктант.
Повторим изученное в 6—7 классах. Систематизация материала,
совершенствование навыков употребления изученных частей речи в
соответствии с нормами русского языка
21.Р/Р. Сообщение. Жанры устной публичной речи(Выступление.
обсуждение)
22-23. Р/Р Защита проектов

19

8 класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Русский язык — родной язык.
Повторение изученного в 5—7 классах.
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.
Способы подчинительной связи.
Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания.
Словосочетание
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные.
Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Цельные словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения.
Грамматическая основа предложения.
Предложения простые и сложные.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Простое предложение
Основные виды простого предложения.
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения
Подлежащее. Способы его выражения.
Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное;
составное именное.
Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения
Определение. Согласованное и несогласованное определение.
Приложение как вид определения.
Дефис при приложении.
Дополнение. Его основные значения и способы выражения.
Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.
Многозначные члены предложения. Распространённые члены предложения.
Синтаксические функции инфинитива.
20

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными
оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Односоставные предложения
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по
строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.
Особенности использования односоставных предложений в речи.
Синонимика двусоставных и односоставных предложений.
Знаки препинания в конце назывных предложений.
Полные и неполные предложения
Неполные предложения в речи.
Строение и значение неполных предложений.
Тире в неполном предложении.
Осложнённое предложение
Предложения с однородными членами
Понятие об однородных членах предложения.
Средства связи однородных членов.
Союзы при однородных членах, их разряды по значению.
Запятая между однородными членами.
Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений.
Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от
них словами.
Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.
Обособленные приложения.
Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства.
Способы их выражения и разновидности значения.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными
оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему
сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности.
Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения.
Синонимия вводных конструкций.
Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.
Выделение на письме вводных предложений.
Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания
высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.
Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в
речевом общении. Этические нормы использования обращений.
Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи.
Знаки препинания при обращении.
21

Слова-предложения
Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи.
Пунктуационное оформление слов-предложений.
Повторение
Развитие связной речи
Углубление изученных ранее понятий связной речи. Расширение понятий о
публицистическом и художественном стилях. Углубление понятия о средствах связи частей
текста.

22

Учебно-тематический план
№
п/п

1
2
3

4

В том числе
Раздел, тема

Литературный русский язык. Нормы
литературного языка
Повторение изученного изученного в
5-7 классах
Синтаксис и пунктуация. Понятие о
синтаксисе
Пунктуация как система знаков и
правил их использования
Словосочетание
Предложение
Простое предложение
Односоставные предложения
Полные и неполные предложения
Осложненное предложение.
Предложения с однородными членами
Предложения с обособленными
членами
Предложения с вводными словами,
словосочетаниями и предложениями
Слова - предложения
Повторение изученного в 8 классе
ИТОГО:

Количество
часов

Контроль
ные
работы

Развитие
речи

1
6

1

4

1

2
3
6
18
8
4
10

1

1

2
2

21

1

5

9

1

2
8
102

1
1

2
9

1
3

1
2
17

23

№в
темах

№ п.п

Дата

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс

Тема урока

Русский язык – родной язык. (1час)
Русский язык – родной язык. Русский язык в современном мире
Повторение изученного в 5—7 классах (6 часов)
2
1
Богатство и выразительность русского языка. Лексические средства
выразительности. Основные разделы науки о языке.
3
2
Повторение правописания основных типов орфограмм.
4
3
Повторение орфографии.
5
4
Части речи (повторение).
6
5
Морфология и орфография. Синтаксис
7
6
Контрольный диктант по теме «Повторение материала , изученного в
5-7 классах».
Синтаксис и пунктуация
8
1
Понятие о синтаксисе (4 часа) Словосочетание и предложение как
единицы синтаксиса
9
2
Виды и средства синтаксической связи
10
3
Способы подчинительной связи
11
4
1 Р.Р. Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная Речь и
речевое общение. Речевая ситуация (место, время. тема, цель, условия
общения, собеседники). Речь как деятельность
Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования (2часа)
12
1
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания, и их функции.
13
2
Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания
Словосочетание (3часа)
14
1
Основные виды словосочетаний
15
2
Цельные словосочетания
16
3
Зачет на тему «Словосочетание как одна из единиц синтаксиса»
Предложение (6 часов)
17
1
Понятие о предложении. Строение предложений. Интонация конца
предложения.
18
2
Грамматическая основа предложения. Предложения простые и
сложные. Интонация, её функции
19
3
Предложения утвердительные и отрицательные
20
4
Виды предложений по цели высказывания
21
5
Виды предложений по эмоциональной окраске
22
6
2.Р.р.Изложение художественного текста
Простое предложение (18 часов)
23
1
Основные виды простых предложений.
24
2
Порядок слов в предложении. Логическое ударение
25
3
Главные члены предложения
26
4
3.Р/Р Что значит — быть талантливым читателем?
27
5
Подлежащее и способы его выражения
28
6
Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное, составное
глагольное, составное именное.
29
7
Особенности связи подлежащего и сказуемого
30
8
Тире между подлежащим и сказуемым
31
9
4.Р/Р Словесное рисование
32
10 Второстепенные члены предложения Определение. Согласованные и
несогласованные определения.
33
11 Приложение. Дефис при приложении
34
12 Дополнение.
35
13 Основные виды обстоятельств. Основные значения и способы
выражения
1

1

24

36

14

Многозначные
предложения.

члены

предложения.

Распространенные

члены

37
38
39
40

15
16
17
18

Синтаксические функции инфинитива
Обобщающий урок на тему «Простое предложение» (урок-семинар)
Контрольная работа по теме: «Простое предложение»
5.Р/р.Изложение публицистического текста

Односоставные предложения (8 часов)
Понятие об односоставных предложениях. Синонимия односоставных
и двусоставных предложений
42
2
Определённо-личные предложения
43
3
Неопределённо-личные предложения
44
4
Безличные предложения
45
5
Назывные предложения
46,
6.7 Уроки-семинары на тему «Односоставные предложения и особенности
47
их употребления в речи»
48
8
Контрольная работа по теме: «Односоставные
предложения»
49
1
Полные и неполные предложения (4 часа) Особенности строения и
значения неполных предложений
50
2
Тире в неполном предложении. Синонимичные конструкции
51
3
6.Р/Р Изложения (подробное или сжатое). Анализ домашних сочинений
52
4
7.Р/Р Тема, основные мысли текста. Замысел автора. Микротема,
микротекст
Осложненное предложение. Предложения с однородными членами (10 часов)
53
1
Понятие об однородных членах предложения. Запятая между
однородными членами.
54,
2,3 Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их
55
разряды по значению.
56,
4.5 Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки
57
препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными
членами.
58
6
Однородные и неоднородные определения
59
7
8.Р/Р Средства выразительности речи
60
8
Обобщение по теме «Предложения с однородными членами» (уроксеминар или урок-практикум)
61
9
Диктант и его анализ
62
10 9.Р/Р Текст и его основные признаки. Средства связи предложений и
частей текста. Название текста (заглавие)
Предложения с обособленными членами (21час)
63
1
Понятие об обособлении. Общие условия обособления определений.
64
2
Обособление определений, выраженных причастиями и
прилагательными с зависимыми от них словами.
65
3
Знаки препинания при обособленных согласованных определениях
66
4
10.Р/Р Цепная и параллельная связь предложений в тексте
67,
5,6 Обособление согласованных и несогласованных определений.
68
69,
7,8 Обособленные приложения.
70
71
9
Знаки препинания при обособленных приложениях.
72
10 11.Р/Р Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения,
вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого
этикета).
73
11 12.Р/Р Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос,
диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями, диалог смешанного типа)
74,
12, Обособление дополнений
75
13
76
14 Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий
77
15 Обособление обстоятельств, выраженных существительными с
предлогами
78
16 13.Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению на литературоведческую
тему
41

1

25

Обособление уточняющих членов предложения
Систематизация знаний по теме: «Предложения с обособленными
членами»
Контрольная работа по теме: «Предложения с обособленными
членами»
83
21 14.Р/Р Рассуждение на литературную тему
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями (9 часов)
84
1
Вводные слова как средство выражения отношения, оценки и как
средство связи частей текста
85
2
Основные смысловые разряды вводных слов
86
3
Синонимия вводных конструкций.
87
4
Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения
содержания высказывания.
88
5
Выделение вставных конструкций интонацией в устной речи и знаками
препинания при письме.
89
6
Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию.
Роль обращения в речевом общении.
79
80,
81
82

17
18,
19
20

90

7

91
92
93
94
9597

Особенности выражения обращений в разговорной и художественной
речи. Знаки препинания при обращении.

Обобщение по теме «Предложения с вводными словами,
словосочетаниями и предложениями»
9
Контрольная работа по теме «Предложения с вводными словами,
словосочетаниями и предложениями
1
Слова-предложения (2 часа) Особенности строения. значения и
употребления в речи слов-предложений. Пунктуационное оформление
слов- предложений.
2
15.Р/Р. Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия
1 - 3 Повторение изученное в 8 классе (8часов)
8

Семинар на тему «Синтаксис и пунктуация простого осложнённого
предложения»

98

4

99,
100

5,6

101

7

16.Р/Р Сообщение, доклад, выступление,статья.

102

8

17.Р/Р Изложение и его анализ (или сочинение на одну из тем «Зачем
нужны знаки препинания», «Чему я научился, изучая русский язык в
8 классе», «Зачем надо изучать синтаксис», «Как стать языковой
личностью»)

Контрольная работа по теме: «Синтаксис и пунктуация простого
осложнённого предложения»

26

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для учителя:
1.Русский язык: Контрольно-измерительные материалы. 6класс.7 класс.,8 класс / Н.В.
Егорова- М.:ВАКО, 2019
2.Диктанты и изложения по русскому языку 6 класс М.Ю. Никулина, Н.П. ШульгинаМ: «ЭКЗАМЕН»,2012
3. Сборник диктантов 5-9 классы В.Н. Горшкова- М.:ВАКО, 2013
Для учащихся:
1.Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник, базовый уровень обучения /Бабайцева
В.В. – 7 издание, пересмотр. - М: Дрофа, 2012
2.Русский язык: Практика. 6класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2014
3.Русская речь. Развитие речи. 5 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2014
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по
русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по
пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочноинформационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном
бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи,
освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского
языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила
оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/ Толковый словарь русского языка
http://www.megakm.ru/ojigov/

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».