Аннотация к рабочей программе
учебного предмета «Русский язык»
1-4 спец.( коррекционный). классов
Рабочая программа предмета «Русский язык» 1-4 классов составлена на основе:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). МКОУ «Дерябинская» СОШ;
- Примерной рабочей программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную
программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями).
-Авторской программы: Аксенова А. К., Комарова С. В., Э.В.Якубовская «Русский язык» из сборника программ специальных
(коррекционных) общеобразовательных учрежденийVIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой– М.:
Просвещение, 2011.Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями..М.: Просвещение, 2017.
2. ЯкубовскаяЭ.В.,Павлова Н.В. 2 класс.Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2017.
3.Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. 3классУчебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2018.
4.Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И 4класс.Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2020.
Программа по русскому языку направлена на развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции, всестороннее развитие
личности, учитывает особенности познавательной деятельности. Программа предполагает реализациюдифференцированного и
деятельного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Для первого класса, курс русского языка в первом классе рассчитан на 99 ч. (33 учебные недели). Добукварный период рассчитан на
первую четверть учебного года-24 часа.Букварный период -75 часов.
1 класс 99 ч. (33 учебные недели).- 3 часа в неделю.
2 класс 102ч. (34 учебные недели).- 3 часа в неделю.
3 класс 102ч. (34 учебные недели).- 3 часа в неделю.
4 класс 102ч. (34 учебные недели).- 3 часа в неделю.
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение грамоте. Письмо.
1 класс
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования —
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Планируемые личностные результаты
У обучающихся будет сформировано:
- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- ориентироваться в тетрадях, Прописях, альбомах;
- понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Планируемые предметные результатынаконецдобукварного периода.
Достаточный уровень
- пользоваться карандашом, ручкой;
- рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;
- рисовать несложные орнаменты, рисунки;
- выполнять штриховку;
- рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;
- рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
Минимальный уровень
- пользоваться карандашом, ручкой;
- рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;
- рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунк
Планируемые предметные результатына конец периода обучения грамоте
Достаточный уровен
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
- писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние - после звуко-слогового
проговаривания).
- списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений
из трех-четырех слов;
Минимальный уровень
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
- списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
- списывать с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов;
Содержание учебного предмета
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварныйпериод.Подготовка к письму.
Основные задачи добукварного периода:
- подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
- привить интерес к обучению;
- выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
«Развитие зрительных и пространственных восприятий» Различие и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый,
зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по
словесной инструкции. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг. Практическое усвоение пространственного
расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи.
Исключение предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике – цвету, форме или величине.
«Развитие моторных умений» Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих
резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок. Разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков
животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
«Графические навыки» Умение держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги. В альбоме.
Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий. Работа с трафаретом. Шаблоном, проведение линий по контуру.
Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и
письменных букв, в пределах строки тетради. Печатание букв А, У, М, О, Н, С по трафарету, по образцу.
Букварный период. Письмо
Основные задачи букварного периода:
- изучение букв и звуков, формирование навыка орфографически
- правильных слоговых структур;
- выработка первоначального навыка письма, умения списывать и писать под диктовку слова и предложения(2-3 слова) после
предварительного звуко-буквенного анализа;
- формирование умений строить простые предложения;
- воспитание первоначальных навыков повествовательной речи
1 этап
Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии.
Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями. Списывание букв и слогов с печатного и рукописного
шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания. Выкладывание звуко-буквенной
схемы слова. Запись под диктовку букв и слогов.
2 этап
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Шш,Пп,Тт,Кк,Зз,Рр,йЖж,Бб,Дд,Гг,ь.Списывание с печатного и
рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов.
Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова. Обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с
последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной
буквы в словах под картинками.
3 этап
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв:Ее,Яя,Юю,Ёё,Чч,Фф,Цц,Ээ,Щщ,ъ.Списывание с рукописного и
печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений и 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании.
Прописная буква в именах людей. Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа. Самостоятельное
составление слов из разбросанных букв и или слогов с опорой на коартинку.
Учебно-тематический план
Подготовка к письму. Письмо.
1 класс
№п\п Название разделов
Добукварный период
1
Развитие зрительных и пространственных восприятий
2
Развитие моторных умений. Формирование графических умений.
2
Букварныйпериод
2.1
1-й этап. Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв:Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс,Нн
,ы, Лл,Вв,Ии.
2.2
2-ой этап. Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв:
Шш,Пп,Тт,Кк,Зз,Рр,й,Жж,Бб,Дд,Гг,ь.
2.3
3-й этап. Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв:
Ее,Яя,Юю,Ёё,Чч,Фф,Цц,Ээ,Щщ,Щщ, ъ.
2.4
2.5
Закреплениепройденногоматериала.
Итоговая работа
Всего:
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
2 спец.( коррекционный).класс
Кол-во час.
28
9
15
75
22
28
20
4
1
99
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной
отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
1.Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
представления о истории, языке, культуре, жизни народа своей страны и его духовных традициях;
— практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с норами речевого этикета и правилами
культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года
обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года
обучения).
2.Предметные результаты
Достаточный уровень:
Обучающиеся получат возможность научиться:
-дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие , р-л, свистящие и шипящие, твердые и мягкие согласные; правильно
обозначать их соответствующими буквами на письме( в сильной позиции);
- определять значение слов, соотнося их с картинками;
- делить слова на слоги;
- группировать слова – названия предметов и названия действий, приводить в качестве примеров слова этих категорий;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
- грамотно писать по памяти словарные слова;
- писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением (8-10 слов).
Минимальный уровень:
Обучающиеся научатся:- различать сходные по начертанию
буквы;
- называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
- составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
- составлять буквенную схему односложных и двусложных слов;
- делить слова на слоги;
- писать под диктовку буквы, слоги, слова (из 3-4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов).
Содержание учебного предмета
Повторение
Составление предложений на основе демонстрации действий. Схема предложения. Обозначение на схеме правил записи предложений.
Большая буква в начале предложения и точка в конце. Анализ схемы. Количество слов в схеме и в записанном предложении.
Распространение предложений с помощью картинок:
Вова рисует (заяц). Стёпа стучит (молоток) и др. Обозначение в схеме предлога короткой чертой (особым значком). Наблюдение за
отдельным написанием «маленького» слова в схеме и на доске. Запись по образцу предложений из 4 слов, включая предлог.
Называние предметов различных родовых групп: игрушки, учебные вещи, фрукты, овощи, школьная мебель и др. Различение реального
предмета (предмет – на столе, в шкафу, в ранце) и слова, называющего этот предмет (слово произносим, обозначаем в схеме, записываем в
тетради). Составление предложений с данным словом. Фиксация предложения в схеме и в тетради.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию преграды (наблюдение в зеркале за произношением звуков). Гласные
и согласные буквы. Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме (звукобуквенная схема). Чёткое произнесение звуков
слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по
схеме.
Составление предложения с заданным словом. Сравнение слов, отличающихся одним звуком (дом – дым, кашка – каска), количеством
звуков (шар – шарф, мех – смех, кот – крот), их расположением (сон – нос). Наблюдение за звуковой и буквенной структурой слова.
Наглядное объяснение значения слова «Покажи на картинке» ).
Ударение в двусложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.
Слог. Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки. Наблюдение за
количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос двусложных слов типа Ми-тя, тра-ва, зем-ля
и др.
Слова со звуками [и] и [й], различение их значений. Деление данных слов на слоги. Составление схемы слов. Включение слов в
предложение.
Слова со звуками [р] и [л]. Дифференциация их на слух и в произношении. Различение значений слов. Звукобуквенный анализ слов с чётким
звуко-слоговым проговариванием.
Звонкие и глухие согласные, их различение. Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами (в
сильной позиции – в начале слова или перед гласными). Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов.
Условные обозначения звонких и глухих согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Чёткое звуко-слоговое проговаривание.
Составление схемы. Запись слов.
Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами. Звукобуквенный анализ слов.
Различение значений слов.
Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами.
Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определение значений слов. Обозначение на письме мягкости
согласных буквами и, е, е, ю, я, твердости – буквами а, о, у, ы.
Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Дифференциация слов с твердыми и мягкими согласными звуками на конце.
Слово
Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопрос что? Выделение частей предметов и их названий.
Постановка вопроса что? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей.
Различение сходных по назначению (стакан – кружка, кресло – стул) и по форме (шар, мяч, ком) предметов. Их точное называние.
Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов: игрушки, учебные вещи, фрукты, овощи, посуда, мебель и т. д. Вопрос что?
к группе предметов и к их обобщающему названию.
Называние предметов, отвечающих на вопрос кто? Различение слова и предмета.
Группировка предметов и их названий (люди, птицы, двери, домашние животные), отвечающих на вопрос кто?
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Подбор слов для обозначения
большого и маленького предмета: нос – носик, гриб – грибок.
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению (кто как голос подает, кто как передвигается).
Согласование слов, обозначающих действия, с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что
делает? и кто что делают? Медведь зимой .... Зайчики зимой не .... Различение названий предметов и названий действий по вопросам.
Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с. Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов.
Упражнения в использовании предлогов для соответствующего обозначения предмета в пространстве (книгу положили в стол, на стол, взяли
с полки и т. д.). Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи.
Слова с непроверяемой гласной. Наблюдение за единообразным написанием гласных в словах-«родственниках». Подбор таких слов на
основе картинок, предметов, вопросов. Выделение слов-«родственников» из предложений: Собака Шарик живёт в будке. Собачка Чана
живёт в доме.
Словарь: берёза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто,
помидор, ребята, собака, улица (20 слов).
Предложение
Составление предложений по картинке, по теме. Коллективное обсуждение темы предложения (о ком или о чём мы хотим сказать).
Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя («Прочитай и запиши предложение о волке, о лисе»). Графическое
изображение предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления
предложения в схеме и записи.
Сравнение разрозненных слов (2-3) и предложения. Подведение учащихся к пониманию того, что набор слов не есть предложение.
3авершение начатого предложения с опорой на картинку и без нее: В зоопарк привезли (картинка). На ветке сидела (картинка).
Работа с деформированным предложением (слова даны в нужной форме).
Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос.
Чтение диалогов (не более 4 реплик). Различение вопросительной интонации в вопросе, повествовательной – в ответе.
Повторение пройденного за год.
Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)
Выполнение письменных упражнений в соответствии с заданием учителя или учебника после тщательного разбора задания.
Списывание с рукописного и печатного шрифтов по слогам. Предварительное слоговое проговаривание. Зрительный взаимоконтроль и
самоконтроль.
3апись под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением.
Контрольное списывание.
Буквенные, слоговые, словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые диктанты.
Контрольные диктанты (со второго полугодия) (10-15 слов).
Письмо строчных и прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Сравнение буквенных знаков каждой группы:
• и, й, ш, И, Ш, п, р, т, г;
• л, м, Л, М, я, Я, А;
• у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
• с, С, е, Е, ё, Ë, о, О, а, д, б;
• ь, ы, ъ;
• н, ю, ф, Н, Ю, К, к;
• В, в, 3, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, Ф;
• Г, П, Т, Р, Б, Д.
Возможные соединения букв в словах.
Связная письменная речь (в связи с изучением всех разделов программы)
Расположение 2-3 предложений в последовательном порядке на основе серии сюжетных картинок.
Составление подписей к серии сюжетных картинок (2-3 кадра). Коллективный выбор заголовка из данных учителем.
Работа с деформированным текстом, состоящим из 3 предложений. Коллективная запись текста после его анализа.
Изложение текста (3 предложения), воспринятого зрительно, по вопросам. Коллективная запись каждого предложения.
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
Наименование раздела
Повторение
Звуки и буквы
Слово
Предложение
Повторение
Всего:
Количество часов
6
40
31
16
9
102
№
Контрольные работы
Количество часов
1
2
3
4
Слово
Предложение
2
1
1
4
Итоговая
Всего:
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
3 спец.( коррекционный).класс
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования —
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
Обучающие будут:
-проявлять устойчивое внимание к слову как к объекту изучения и использования речи;
-активно проявлять желания придумывать предложение с данным словом, распространять предложения, используя приём постепенного
«ступенчатого распространения предложения с помощью картинки, вопроса, условного изображения».
-проявлять интерес к речевому материалу дидактических игр, желание оказывать помощь товарищу в ходе игры»
-уметь работать у доски в паре не мешая напарнику делать запись на доске не отвлекаясь от выполнения собственного задания;
-принимать активное участие в выборе игровых заданий данных в «Рабочих тетрадях».
-понимать важность овладения грамотным письмом;
-соблюдать формы записи простейшего диалога правильное интонирование предложения- вопроса, предложения- ответа;
-уметь объяснять, чем понравился герой записанного рассказа;
-уметь оценивать проделанную работу на уроке.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Достаточный уровень:
-запись слов с послоговым орфографическим проговариванием;
-различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные;
-списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (15-20 слов), включающий слова с изученными орфограммами;
-выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
Минимальный уровень:
- дифференцировать на слух в произношении оппозиционные звуки;
-делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
- списывать по слогам слова и предложения с печатного и рукописного текстов;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;
- писать предложения с большой буквы и ставить точку в конце;
- составлять предложения по картинке;
- подбирать по вопросам название предметов и действий;
Содержание учебного предмета«Русский язык»
3 класс
Повторение
Выделение предложения из речи. Его графическое изображение. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.
Ответы на вопросы. Коллективная запись ответов. Чтение диалогов. Определение количества предложений в диалоге. Соблюдение
интонации вопроса и ответа. Завершение начатого предложения. Сравнение предложения и не предложения.
Работа с деформированным предложением (слова даны в нужной форме).
Выделение в предложении названий предметов и названий действий. Использование соответствующих вопросов для выделения слов.
Звуки и буквы
Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Знакомство с «Школьным
орфографическим словарѐм». | Восстановление в памяти слов из словаря, изученных во 2-м классе; нахождение их в орфографическом
словаре.
Гласные звуки и буквы. Ударение в двусложных и трехсложных словах. Выделение ударной гласной. Гласные ударные и безударные.
Наблюдение заодинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов- «родственников».
Деление слов на слоги. Гласные е, ѐ, ю, я в начале слова или слога. Слова с гласной э в начале слова. Перенос части слова при письме.
Согласные твѐрдые и мягкие. Их дифференциация на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ѐ,
ю, я. Буква ь на конце и в середине слова.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Различение их на слух и в произношении в слогах и словах в сильной позиции. Фиксация буквами на
письме.
Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Проверканаписания путѐм изменения формы слова.
Слово
Название предметов. Различение слов, обозначающих названия предметов,по вопросам кто? что? Выделение названий предметов из
предложения. Расширение круга слов, означающих предметы, явления природы, растения, животных и т. д. Составление пар слов с
ласкательным и уменьшительным значением (Маша — Машенька, солнце - солнышко, ковѐр — коврик, ком — комок), противоположных
по значению слов (зима – лето).
Названия действий. Различение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам что делает? что делают?
Знакoмство с новыми вопросами к названиям действий: что делал? (что сделал?), что будет делать? (что сделает?) . Подбор названий
действий по вопросам или по образцу.
Распространение предложений по картинке и вопросам. Сравнение исходного и составленного предложений. Вывод о том, что нового
узнали из дополненного предложения.
Работа с деформированным предложением (слова даны в нужной форме). Наблюдение за Согласование слов, обозначающих названия
действий с названиями предметов: мальчик (что делал?) читал; девочка (что делала?) читала; дети (что делали?) читали.
Отгадывание названий предметов по названиям действий: летает, порхает, кружится (бабочка). Подбор к названиям предметов нескольких
названий действий: машина (гудит, едет, мчится).
Названия признаков предмета. Определение признака предмета по вопросам какое? какие?обозначающих цвет, форму, величину, материал и
вкус предмета.
Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. Отгадывание предмета по его признакам. Выделение названий признаков из
предложений, постановка к ним вопросов.Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам: свет — светлый — светить.
Предлоги к, от, по, над, под. Их пространственное значение. Выполнение действий, демонстрирующих отношения между объектом и
субъектом (Ваня подошѐл к столу, отошѐл от стола и т. д.). Предлог о. Его значение: рассказываю о брате, думаю о футболе. Раздельное
написание предлогов со словами. Графическое обозначение предлога в схеме предложения.
Использование в словосочетаниях названий предмет в правильной форме (ударные окончания) в зависимости предлога: подошѐл к мост...,
летитнад мост..., плывет под мост.... Слова с непроверяемыми гласными. Единообразное написание гласной в словах - «родственниках»:
овощи, овощной.Использование «Школьного орфографического словаря» для проверки написания слов.
Словарь: арбуз, вчера, город, дневник, дорога, завтра, класс, мебель,месяц, неделя, овощи, огород, одежда, погода, праздник, сапоги,
сегодня, товарищ, учитель, яблоко (20 слов).
Предложение
Выделение предложения из текста. Практическая отработка правил оформления предложения на письме и устной речи (большая буква,
точка вконце — в письменной речи, понижение голоса на точке, пауза между предложениями — в устной речи).
Сравнение предложения и набора слов, законченного и незаконченного предложений. Смысловая законченность предложения (мы знаем, о
чѐмилиправильным порядком слов в предложении.Сомостоятельное составление предложений по вопросу, картинке, образцу.
Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов (2 вопроса и 2
на нихответа).
Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)
Списывание с печатного и рукописного шрифтов с постепенным ускорением темпа письма (целым словом и по слогам сложные по
структуре слова).
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа — л, м, ц, щ , ь, ы;
3-я группа — о, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа — с, е, ѐ, ч, ъ, я;
5-я группа — э, х, ж, к.
Написание прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Е, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Контрольное списывание. Словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые, объяснительные диктанты, самодиктанты.
Контрольные диктанты (15—20 слов).
Связная письменная речь( и связи с изучением всех разделов программы) Различение рассказа и набора предложений (не рассказа).
Определение, оком или о чѐм рассказ. Коллективный подбор заглавия к рассказу. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных
картинок ( 3 - 4). Озаглавливание рассказа. Использование данных текстовых синонимов для называния действующего лица (белка —
белочка, зверѐк, она). Использование местоимений вместо существительного. Восстановление деформированного текста (3—4 предложения)
с опорой на серию картинок или на вопросы.
Учебно-тематический план
3класс
№
1
2
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
5
6
Наименованиеразделов,тем
Повторение
Звуки и буквы
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие.
Гласные после шипящих.
Парные звонкие и глухие согласные.
Слово
Предмет и егоназвание.
Действие и егоназвание.
Название признаковпредмета.
Предлог.
Предложение
Повторение
Контрольныеработы за четверть
Всего:
Кол-во час.
8
41
9
12
6
14
34
7
10
8
9
11
6
2
102
Проверочные
работы
1
1
1
1
1
Контрольные работы
1
1
1
1
1
1
1
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
4 спец.( коррекционный). класс
1
-
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования —
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
проявлять интерес в выборе картинки, слова темы для составления предложения;
уметь распространять предложение одним-двумя словами делая его интересней;
проявлять желание оказывать помощь товарищу в ходе игры»
адекватно оценивать результаты дидактических игр;
уважительно относится к работе товарища у доски проявлять терпение и сдержанность до конца работы;
уметь доброжелательно исправлять ошибки, допущенные одноклассниками;
уметь объяснить свой выбор игрового упражнения данного в рабочей тетради;
уметь объяснять расшифровку словарной головоломки, находя в рисунках подсказки;
понимать важность грамотного письма , обсуждение жизненных ситуаций требующих использование грамотного письма;
соблюдать формы записи диалогов состоящих из 2-3 реплик;
уметь обыгрывать знакомый диалог в паре с другим учеником (учителем);
уметь обсуждать жизненно важные ситуации, в которых необходимо владение диалогической речью.
Планируемые предметные результаты.
Достаточный уровень:
- списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20 – 25 слов);
- с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки
препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- делить текст на предложения;
- выделять тему текста (о чём идёт речь), озаглавливать его;
Минимальный уровень:
- делить слова на слоги для переноса;
- списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;
- писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2 – 4 слов) с изученными орфограммами;
- различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- выделять из текста предложения на заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста и заголовка к нему.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
4 класс
Повторение
Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным
предложением (возможность закончить предложение по-разному). Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной
форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, тьмы, собственного опыта. Графическая схема составления
предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение
количества предложений в диалоге. Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам.
Звуки и буквы
Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и в
безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы
слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в
середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь. Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я.
Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь. Перенос слов с разделительным ь.
Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их
проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Написание сочетаний жи-ши, ча - ща, чу-щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Слово
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление
словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом; рисую (на
чём?) на листе.
Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков,
обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др.
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам. Роль слова, обозначающего признаки
в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам.
Образование слов одной категории от другой по вопросам или по образцу: петь-певец, красивый – красота.
Подбор слов, противоположных по значению. Распространение предложений словами различных категорий.
Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень. Знание домашнего
адреса.
Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. Предлоги до, за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении
словосочетаний с заданным словом и предлогом.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.
Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия,
спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл (20 слов).
Предложение
Деление текста на предложения. Соблюдение пауз и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на
письме. Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с
деформированным предложением (слова в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов в предложении по
вопросам.
Предложения, различные по интонации: повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания в конце предложения.
Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик
диалога при его чтении.
Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.
Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)
Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма. Закрепление навыка списывания целым
словом с печатного и рукописного текстов. Чёткое и графически правильное письмо прописных букв:
1-я группа- И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А.
2-я группа- О, С, З, Х, Е, Ё, Ж, Э, Я;
3-я группа – У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа – Г; П, Т, Б, Ф, Д.
Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.
Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты (30- 35 слов).
Связная письменная речь (в связи с изучением всех разделов программы)
Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и
фразовыми синонимами (заяц-он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту.
Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.
Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.
Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.
Учебно-тематический план
4 класс
№п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
4
5
Наименование разделов
Кол-во час.
Проверочные Контрольные
работы
работы
Повторение
Звуки и буквы
Гласные и согласные
Согласные звуки и буквы
Гласные после шипящих
Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ё, ю, я
Звонкие и глухие согласные.
Слово
Названия предметов,
8
42
9
7
7
9
10
34
7
1
Название признаков, действий
Имена собственные
Предлоги
Предложение.
Повторение
Контрольные работы четвертные.
Всего:
11
6
10
10
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
102.