Рабочая программа речевая практика 1-4 класс

Аннотация к рабочей программе
учебного предмета «Речевая практика»
1-4 спец.( коррекционный). Класс.
Рабочая программа курса «Русский язык» 1-4 классов составлена на основе:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). МКОУ «Дерябинская» СОШ .
- Примерной рабочей программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную
программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Авторской программы: Аксенова А. К., Комарова С. В., Э.В.Якубовская «Русский язык» из сборника программ специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.:
Просвещение, 2011. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1.Комарова С.В. Устная речь. 1 класс. Учебники для специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений 8 вида, М.:
Просвещение, 2014.
2.Комарова С.В. Устная речь. 2 класс. Учебники для специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений 8 вида, М.:
Просвещение, 2014.
3.Комарова С.В. Устная речь. 3 класс. Учебники для специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений 8 вида М.:
Просвещение, 2016.
4.Комарова С.В. Устная речь. 4 класс. Учебники для специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений 8 вида
М.:
Просвещение, 2016.
Программа по речевой практике направлена на овладение обучающимися младших классов языком через организацию общения и
предполагает всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа
содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для
социальной адаптации.
Цель программы обучения:
преодолеть несовершенство речевой практики учащихся с нарушением интеллекта и включить детей в разнообразные нормы
коммуникации. Основные задачи программы:
 способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
 корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
 формировать выразительную сторону речи;

 учить строить связные устные высказывания;
 воспитывать культуру речевого общения.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Количество часов в неделю, отводимых на уроки речевой практики в 1,2.3,4 классе, определено учебным планом образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 2 ч. в неделю.
1 класс 66ч.(33 учебные недели)
2 класс 68ч. (34 учебные недели).
3 класс 68ч. (34 учебные недели).
4 класс 68ч. (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» по итогам обучения в1 спец.( коррекционный).классе
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования —
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты
Минимальный уровень: -принятие и освоение социальной роли обучающегося; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных
социальных ситуациях; -формирование установки на безопасный образ жизни; -развитие бережного отношения к книге
Достаточный уровень:. -развитие навыков коммуникации; -формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места
в нём; -принятие и освоение социальной роли обучающегося; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; -формирование установки на безопасный образ жизни; -развитие мотивации к учению; -развитие бережного
отношения к книге.
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции;
- называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
- внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова;
- соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- уметь сообщить свои имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
- уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
- слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

Минимальный уровень:
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
- называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
- употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;
- слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
.
Содержание учебного предмета «Речевая практика»
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их»,
«Возьмивазу и поставь в неё цветы» и т. д.
Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2—3 слога), близких по звучанию и данных в
рифмованной форме: «Жа-жа-жа — есть иголки у ежа»; «Ша-ша-ша — мама моет малыша»; «Тра-тра-тра — мы проспали до утра»; «Трутру-тру — со скамейки пыль сотру».
Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль — Шура
вытирала пыль; Лена поднималась на горку — Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя,
отчётливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2—3) на
одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в
индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией.
Например: бабушка медленно спрашивает: «Ты…куда…идешь…внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке».
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое
использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим
рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с
заданным содержанием.

Примерные темы речевых ситуаций
«Школьная жизнь»: «Готовимся к празднику», «Давайте познакомимся!», «Новогодние чудеса»,
«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе»,
«Я дома»: «Давайте познакомимся!», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!»,«
«Играем в сказку»: «Теремок», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Репка».
" Игры и игрушки» «Покупка школьных принадлежностей», «В магазине игрушек»,
«Мойдодыр» «Надо, надо умываться…», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!»,«
Учебно -тематическое планирование
1 класс
№п\п Наименование разделов
1
2
3
4

Школьная жизнь
Я и мои товарищи
Играем в сказку
Я дома
Мир природы
Игры и игрушки
Мойдодыр
Всего:

Учебные
часы
7
9
10
15
4
17
4
66

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета«Речевая практика»
2 спец.( коррекционный).класс
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
Личностны результаты:
У обучающихся будут сформированы:
представления о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
— практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного
поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года
обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года
обучения).
2.Предметные результаты по учебному предмету «Речевая практика»на конец обучения во 2 классе:
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Достаточный уровень:
Получат возможность научиться:
 выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;
 использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
 участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;
 правильно выражать просьбы, используя «вежливые» слова;
 здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, имена ближайших родственников.
Минимальный уровень:
Обучающиеся научатся:
• выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
• называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
• правильно выражать просьбы, используя «вежливые» слова;

•
•
•

адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников;
участвовать в ролевых играх(пассивно или с ограниченными речевыми средствами).

Содержание учебного предмета
Аудирование.
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет – пакет, удочка – уточка, гладит – глядит и др. (с опорой на наглядные
средства).
Выполнение действий с предлогами: в – на, у – за, над – под, с – на, к – от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в
парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь – под партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии («Что ты
делал?»).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофоне, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша,
выйди к доске и допиши ее фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники» или слова,
обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во
дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи.
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя,
отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе – два Егорки, потом – три): Как на горке, на пригорке
стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с
использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока.
Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.

Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного,
сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе»,
«Любимое занятие», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник», «Я поздравляю
тебя!»; «Истории о лете»; «Красная шапочка», «Три медведя», «Три поросёнка»; «С Днём рождения!», «Алло! Алло!»; «Расскажи мне о
школе», «Дежурство»,
«Я записался в кружок»; « У меня есть щенок».
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина,
цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими
лапками и беленьким кончиком хвоста.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: Какая лиса? – Хитрая. – А заяц? -Трусливый. – А петух какой? –
Смелый. – Кто тебе больше всех понравился?» – …
Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например:
тема «Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит
читать книги. Вася любит смотреть телевизор).
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Культура общения
Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер,
доброй ночи.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.

№п\п

Наименование разделов

1
2
3
4
5
6
7

Школьная жизнь
Я и мои товарищи
Играем в сказку
Я за порогом дома
Я дома
Я в мире природы
Мойдодыр
Итоговый урок.
Всего:

Учебно - тематическое планирование рабочей программы
2класс
Учебные часы
23
4
14
9
8
4
5
1
68

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» по итогам обучения в 3 спец.( коррекционный). классе
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
-развитие навыков коммуникации и принятие норм социального взаимодействия; -формирование способности к осмыслению социального
окружения, своего места в нём; -освоение социальной роли обучающегося; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях; -проявление доброжелательности и взаимопомощи; -формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни; -развитие мотивации к учению, работе на результат; -развитие бережного отношения к природе; -овладение социальнобытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; -развитие самостоятельности: выполнение задания без текущего контроля
учителя.
Достаточный уровень:

-развитие навыков коммуникации и принятие норм социального взаимодействия; -формирование способности к осмыслению социального
окружения, своего места в нём; -освоение социальной роли обучающегося; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях; -проявление доброжелательности и взаимопомощи; -формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни; -развитие мотивации к учению, работе на результат; -развитие бережного отношения к природе; -овладение социальнобытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; -развитие самостоятельности: выполнение задания без текущего контроля
учителя; -осознание себя как гражданина России.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Достаточный уровень:
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться,
используя соответствующие выражения;
- сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
- ринимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
- уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
- выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
- знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
- участвовать в беседе;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

Содержание учебного предмета «Речевая практика»
3 спец.( коррекционный). класс
Аудирование и понимание речи
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья;
был—бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет;
Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца и скворушку.
Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или
просмотренного.Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде.Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя (на
картинке клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик открывает альбом, а там клякса
от краски).
Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи. Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук [с], потом [з] на
одном выдохе и др.
Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю
летит»
(выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на всякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и
медведи!» (смена тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот) и др.
Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть,
страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.
Соотнесение с подготовленной ситуацией. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной
интонацией. Обыгрывания ситуации, например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними? Понимаем ли мы язык животных, их
повадки, позы? Попробуем расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные? Речевое общение. Для чего
оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу (с опорой на иллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться
мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на
иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации по определению правил: — нужно говорить по очереди, а не всем сразу.
Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт;
— говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;

— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его;
— не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини», «Извините», «Спасибо».
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, реклама, письма,
поздравительные открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т. д.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Телефонный разговор», «Весёлый праздник».
«Я за порогом дома»: «Снова в школу!», «В библиотеке», «На приёме у врача», «Отправляюсь в магазин», «Я — зритель».
«Мои друзья»: «Мы собрались поиграть», «Вместе после уроков», «Весенние поздравления», «Поздравляем с Днём победы!»
«Мир природы»: «Учимся понимать животных». «Какая сегодня погода?».
«Играем в сказку»: «Лисичка со скалочкой», «Сказки про Машу», «Снегурочка»
«Это – я» !»: «Узнай меня!».
«Школьная жизнь»: «Снова в школу!», «Готовим подарок к празднику», Новогодние поздравления», «Поздравляем с Днём победы!»
Учебно - тематическое планирование рабочей программы
3 спец.( коррекционный).класс
№п\п

Наименование разделов

1
2
3
4
5
6
7

Школьная жизнь
Мои друзья
Играем в сказку
Я за порогом дома
Я дома
Мир природы
Это я
Всего:

Учебные часы
6
15
12
12
6
11
3
68

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» по итогам обучения в 4 спец.(коррекционном) классе
Личностные результаты:
• Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;

• Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
• Освоить роль ученика;
• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
• Формировать представления о здоровом образе жизни:элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты
(пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
Предметные результаты
1) осмысливать значимость речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) расширить представления об окружающей действительности и развить на этой основе лексическую, грамматико-синтаксическую сторону
речи и связной речи;
3) использовать диалогическую форму речи в различных ситуациях общения;
4) уместно использовать этикетные речевые выражения; знание основных правил культуры речевого общения».
Минимальный уровень:
 формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
 участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
 восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
 выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
 участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
 ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
 понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
 понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
 выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
 активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
 высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
 участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
 составление рассказов с опорой на картинный или картинносимволический план.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения
и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне
ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе
обучения. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им
создаются условия для
умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение
использовать формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и
использования знаний и все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Регулятивные УД:
• Входить и выходить из учебного помещения со звонком
• Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
• Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
• Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
• Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Познавательные УД:
• Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
• Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Коммуникативные УД
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать
товарищу об ошибках.
4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
ЛичностныеУД
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная
природа» и «Родина»;
2. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей;
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ
«хорошего ученика»;
4 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе,на улице и на транспорте.
Содержание учебного предмета

Общение и его значение в жизни. Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто
говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это
собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. Свойства
слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в
общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Аудирование. Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание коротких сказок и рассказов
в магнитофонной записи с их последующими пересказом.
Дикция и выразительность речи. Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя,
удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с
помощью мимики и жестов в сочетании с речь и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели»,
«Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы». Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме.
Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение). Составление связного
высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры
высказывания.
Культура общения. Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения,
поздравления. Извинение. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых
ситуациях

Тематическое планирование

№п/п
1
2
3
4

Наименование разделов
Игры с друзьями
Играем в сказку
Мы - писатели
Я - дома

Кол-во часов
13
12
16
6

5
6

Я за порогом дома
Я в мире природы
Всего:

13
8
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».