Рабочая программа музыка 1-4 класс

Аннотация к рабочей программе
учебного предмета « Музыка»
1-.4 спец.( коррекционный). класс
Рабочая программа предмета « музыка» 1,3,4 классов составлена на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). МКОУ «Дерябинская» СОШ ;
- Примерной рабочей программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную
программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа составлена на основе базовой программы по музыке и пению автора Евтушенко Е.И. (из сборника «Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида». Подготовительный, 1-4 классы. Под редакцией
Воронковой В.В. Издательство «Просвещение», 2012 год).
«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных особенностей,
мотивации к музыкальной деятельности. В процессе обучения музыке осуществляется коррекция познавательной деятельности:
наблюдательности воображения, речи, мышления, музыкальной памяти и слухового внимания. Вся работа на уроках носит
целенаправленный характер, способствует развитию музыкальности и самостоятельности при выполнении творческих заданий
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
курс русского языка рассчитан:
1 класс 66 ч. (33 учебные недели).- 2 часа в неделю.
2 класс 68ч.(34 учебные недели) - 2 часа в неделю.
3 класс 68ч. (34 учебные недели).- 2 часа в неделю.
4 класс 68ч. (34 учебные недели).- 2 часа в неделю.

Пояснительная записка
Цель программы: создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Задачи:
 овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью,
обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
 формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
 достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей;
 выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного
творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
 участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды.

Планируемые результаты освоения учебного предмета « Музыка»
1-4 спец.( коррекционный). класс
Достижение личностных и предметных результатов освоения программы учебного предмета «Музыка» обучающимися с
интеллектуальной недостаточностью происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной
грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных
инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом
музыкальном процессе;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии
музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания
чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и
интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания,
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, способности к осмыслению социального окружения, своего места в
нем в процессе музыкальной исполнительской деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях в школе и за ее пределами;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, владение навыками коммуникации и
принятыми нормами социального взаимодействия в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной
музыкальной деятельности;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и
духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания
ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
В результате освоения рабочей программы учебного предмета «Музыка» учащиеся I – IV классов с интеллектуальными нарушениями
научатся проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса,
осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов. Кроме того школьники научатся эмоционально выражать свое
отношение к искусству, размышлять о музыке, выражать свое, личное отношение к звучащей музыке, объяснять, почему у них возникло
то или иное мнение.Постепенно у детей возникает желание и потребность слушать музыку вновь и вновь, при этом они понимают, что
музыка не абстрагируется от жизни, она составная и необходимая ее часть. Дети начинают понимать, что слушать и видеть прекрасное,
говорить о прекрасном – значит улучшаться!

1 спец.( коррекционный). класс
Личностные результаты:
- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;

- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной
деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в
социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
- начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- определение содержания знакомых музыкальных произведений;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него;
- сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной
выразительности;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
2 спец.( коррекционный). класс
Личностные результаты:
 осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи;
 проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
 ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
 знать музыкальную форму (одночастную, двухчастную, трехчастную, четырехчастную);
 знать музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).
 уметь выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
 сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;
 распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
 сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
 воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента  изложение примерного
содержания знакомых музыкальных произведений;
 представления о музыкальных инструментах и их звучании;
 пение с инструментальным сопровождением и acapella (с помощью педагога);
 интонационно выразительное совместное с одноклассниками исполнение песен с простейшими элементами динамических оттенков;
 правильное формирование гласных звуков при вокализации и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
 правильная передача мелодии в диапазоне ре1 -си1 ;
 передача ритмического рисунка основной мелодии с помощью хлопков, голоса, ударных музыкальных инструментов);
 дифференциация характера музыкальных произведений (веселое, грустное);
 владение элементами представлений о нотной грамоте.  определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;
 представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
 пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
 выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических
оттенков;
 правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
 правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
 различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
 различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);

 определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); владение
элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
 знать наизусть 6-8 песен для самостоятельного исполнения;
 уметь использовать в исполнении песен средства музыкальной выразительности (динамические оттенки (форте, пиано), темп, ритм)
для большей выразительности исполнения;
 самостоятельно определять музыкальную форму произведений (одночастную, двухчастную, трехчастную, четырехчастную);
 самостоятельно определять звучание музыкальных инструментов (виолончель, саксофон, балалайка).  самостоятельное исполнение
разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и acapella;
 представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании;
 сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной
выразительности;
 ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей,
танцев;
 знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо);
 особенности темпа (быстро, умеренно, медленно);
 особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.;
 владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.  самостоятельное исполнение
разученных детских песен;
 знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
 представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и
др.);
 представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
 пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
 ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
 исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
 различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев
3 спец.( коррекционный).класс
Личностные результаты:
 Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
 Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к
окружающему миру.
 Целостное восприятие окружающего мира.

 Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний
и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
 Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
 Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
 Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
 подражать правильному формирование гласных при пении двух звуков на одном слоге;
 различать и показывать музыкальные инструменты и их звучание виолончель, саксофон, балалайка .
 воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента
Достаточный уровень:
 музыкальную форму одночастную, двухчастную, трехчастную;
 музыкальные инструменты и их звучание виолончель, саксофон, балалайка  сохранять при пении округлое звучание в верхнем
регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;
 распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
 сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на одном слоге;
 воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента
4 спец.( коррекционный).класс Личностные результаты:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;

 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
 формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знать наизусть 6 – 8 песен;
- понимать значение динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо);
- знать народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные
ложки, бас-балалайка);
- определять особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
- знать особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание;
- петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
- ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
- исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
- различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
Достаточный уровень:
- знать наизусть 8 – 10 современных песен для самостоятельного исполнения;
- определять в составе и звучании оркестра народные инструменты (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка,
деревянные ложки, бас-балалайка);
- анализировать особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание;
- исполнять песни самостоятельно, дуэтом хором с соблюдением требований художественного исполнения;
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении, игре на детских элементарных
музыкальных инструментах);
- организовывать самостоятельную музыкально творческую деятельность; музицировать.

Содержание учебного предмета
1 спец.( коррекционный).класс
Содержание программы по музыке базируется на изучении обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
основ музыкального искусства:
- жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности);

- основные средства музыкальной выразительности;
- формы музыки (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная);
- зависимость формы музыкального произведения от содержания;
- основные виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, музыкальное восприятие.
Основу содержания программы составляют:
произведения отечественной (русской) классической и современной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская;
музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и
письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской
народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Повторяемость музыкальных произведений
отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств
музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний,
исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта. Выбор музыкальных произведений для
слушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению
принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы,
связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочногероические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для
слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными
мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.
В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением
слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными
представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональной отзывчивостью и
эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать
словами примерное содержание музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные
произведения по вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением
различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных
коллективах (ансамбль, оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании.
Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью,
отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы,
соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима.

Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди
жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Для формирования у обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение певческой установке
(непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы,
устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной
фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной
смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении
напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном
дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать гласные
и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения
правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе
исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностью певческого
голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования
мотива выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения
без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет
хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и
направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);
развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительноэмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания
дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение
вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона;
обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие умения использовать
разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение
спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля 1 , ре1 – си1 , до1 – до2 ; стимулирование эстетического
наслаждения от собственного пения.
Изучение элементов музыкальной грамоты делится на три периода, соответствующих познавательным возможностям обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Первый, пропедевтический период – от 6 до 8 лет (дополнительный 1 – 1
класс). Дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкально-слуховых и
ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Происходит ознакомление с характером музыки (спокойная, веселая,
грустная); с динамическими особенностями (громкая, тихая); развиваются элементарные представления о многообразии внутреннего

содержания прослушиваемых произведений; с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка, баян,
гитара, труба); формируются элементарные представления о форме песни (вступление, запев, припев, проигрыш, окончание), некоторых
жанрах (песня, танец, марш), видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, танец и т.д.) и правилах поведения на уроках.
Обучающиеся знакомятся с музыкальными понятиями: высота и длительность звука, музыкальный коллектив (ансамбль, оркестр, хор);
продолжают изучать многообразие музыкальных инструментов (орган, арфа, флейта, виолончель, саксофон, балалайка, другие народные
инструменты) и музыкальной формы (части произведения). У обучающихся формируются элементарные представления о
полифункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, трудовой деятельности); разновидностях маршей
(военный, спортивный, праздничный, траурный) и танца (вальс, полька, танго, полонез, хоровод). У обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируются представления о способах графического фиксирования музыки с помощью
нотного письма (нотный стан, нота, звук, пауза, размер, длительность, мелодия, аккомпанемент и др.). Обучающиеся приобретают знания
о музыкальных профессиях, специальностях (композитор, дирижер, музыкант, певец); особенностях творчества композиторов; о составе и
звучании симфонического оркестра, современных творческих объединений; о жанрах музыкальных произведений (опера, балет, соната,
симфония, концерт, квартет, романс, серенада).
Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра предполагает использование таких музыкальных инструментов, как
металлофон, ксилофон, триола, детские саксофон и кларнет, треугольник, бубен, маракасы, румба, кастаньеты, трещотки, ложки, детский
баян и аккордеон и др. Обучая игре на металлофоне, необходимо научить правильным приемам звукоизвлечения. Ударный молоточек,
лежащий на указательном пальце, слегка прижимается сверху большим пальцем. Кисть в момент удара нужно расслабить. При этом
очень важно соблюдать меру, поскольку, если молоточек держится слишком слабо, он выпадет из руки, а если она будет зажатой и
скованной, звук становится глухим, жестким. Удар наносится ровно посередине металлической пластинки, не задевая соседних
пластинок. В таком случае звук получается чистый, звонкий. При обучении игре на маракасах, румбе, треугольнике, трещотках,
кастаньетах необходимо сформировать осознанное восприятие музыки ребенком. Для этого надо научить слушать музыкальное
сопровождение на фортепиано, после чего позволить ребенку самому исполнить простейшее сопровождение к какой-либо пьесе: держа
инструмент в руке, передать ритмический рисунок произведения. На маракасах, румбе играют кистевым движением, а по треугольнику
наносят спокойные удары палочкой посередине горизонтальной перекладины. Для приглушения звука к инструменту прикасаются
пальцем. При игре на трещотке, состоящей из деревянных пластин, обучающиеся учатся правильно, ритмично встряхивать ими, чтобы
пластинки, касаясь друг друга, извлекали четкий звук. При игре на кастаньетах обращается внимание на излишнюю громкость звучания.
Для предотвращения этого обучающиеся учатся брать инструмент в одну руку и правильно ударять «лепестками» кастаньет о ладонь
другой. Звук от такого игрового приема становится более приглушенным, но и более четким, ритмичным. При игре на бубне
обучающиеся учатся различному звукоизвлечению: кончиками пальцев или основанием кисти по центру натянутой мембраны или по
краям обруча. При игре на триоле, детском саксофоне или кларнете, происходит обучение правильному расходованию дыхания,
координируя взаимосвязь между силой звучания и интенсивностью выдоха. Кроме этого, синхронизируется умеренный, равномерный
выдох с одновременным нажатием на нужную кнопку или клавишу. Перед игрой у каждого духового инструмента мундштук обязательно
протирается влажной салфеткой. После успешного овладения правильными приемами звукоизвлечения, осуществляется переход к
разучиванию инструментальных партий в музыкальных произведениях для ансамбля или шумового оркестра. Как правило, это

элементарное ритмическое сопровождение без изменения звуковысотности. После отработки ритмической фигуры содержание партии
обогащается несложным голосоведением.
2 спец.( коррекционный).класс
Пение
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. Исполнение
песенного материала в диапазоне до1 — до 2. Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем
диапазоне. Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать
ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла). Совместное согласованное пение.
Одновременное начало и окончание исполнения. Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и
отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте
песни.
Слушание музыки
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Развитие умения различать звуки по высоте
(высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие). Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в
музыкальных произведениях. Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр. Знакомство с
музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта.
Игра на музыкальных инструментах.
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне.
Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть На горе-то калина. Русская народная песня. Каравай. Русская народная песня. Неприятность эту мы переживем. Из
мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А.
Пассовой.
Вторая четверть Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского. Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова
Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен). Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева.
Третья четверть Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской. Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко,
слова 3. Петровой. Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова. Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Четвертая четверть Бабушкин козлик. Русская народная песня. Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда».
Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А.
Хаита. Музыкальные произведения для слушания К. Сен-Сане. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных». Л. Боккерини. Менуэт. Ф.
Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки
«Петя и Волк». П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома». А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из
кинофильма «Золушка». Рамиресс. Жаворонок. С. Рахманинов. Итальянская полька. Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е.

Крылатова, слова Ю. Яковлева. Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Когда мои друзья со мной. Из
кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед
Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
3 спец.( коррекционный). класс
Пение
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. Развитие
умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами. Развитие умения распределять
дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания). Развитие
умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог. Развитие умения контролировать слухом качество пения.
Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в
сопровождении инструмента. Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над
выразительностью исполнения песен. Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и
выразительно с сохранением строя и ансамбля.
Слушание музыки
Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения. Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и
в инструментальном произведении. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне. Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других
доступных народных инструментах).
Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть
Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова. Песенка Крокодила Гены.
Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок».
Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
Вторая четверть
Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова. Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А.
Коваленкова. Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
Третья четверть Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского. Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко,
слова Т. Волгиной. Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Ус¬пенского. Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3.
Алек¬сандровой.
Четвертая четверть
Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова. Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. Чунга-Чанга. Из
мультфильма «Катерок». Музыка В. Ша¬инского, слова Ю. Энтина. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В.
Шаинского, слова Э. Успенского. Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.

Музыкальные произведения для прослушивания Ф. Шуберт. Аве Мария. Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен». Дж. Верди.
Триумфальный марш. Из оперы «Аида». В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525. М. Теодоракис. Сиртаки. П.
Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик». Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приклю¬чения Электроника». Ф.
Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3. Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляц¬ковского. Наш край. Музыка Д.
Кабалевского, слова А. Пришельца. Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М.
Пляцковского. Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Бу-ра-ти-но. Из
телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина. Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова. Кабы
не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоква-шино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтин
4 спец.( коррекционный).класс
Пение
· Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предьщущих классах, а также на новом материале.
· Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.
· Работа над кантиленой.
· Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее
движение мелодии и на одной высоте.
· Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
· Развитие умения определять сильную долю на слух.
· Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
· Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).
Слушание музыки
· Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью
которых создаются образы.
· Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго,
хоровод).
· Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха,
релаксации).
· Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра,
мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.
· Игра на музыкальных инструментах.
· Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.
· Обучение детей игре на фортепиано.
Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть

· Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко. · Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко,
слова Н. Найденовой. · Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева. · Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. ·
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. · Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Вторая четверть
· Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. · Снежный человек. Музыка Ю.
Моисеева, слова В. Степанова. · Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина. ·
Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского. · Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю.
Чичкова, слова М. Пляцковского.
Третья четверть
· Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова. · Не плачь, девчонка! Музыка
В. Шаинского, слова Б. Харитонова. · Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина. · Солнечная капель.
Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.
Четвертая четверть
· Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня. · Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого. · Песня о волшебниках. Музыка Г.
Гладкова, слова В. Лугового. · Во кузнице. Русская народная песня. · Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром».
Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. · Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Музыкальные произведения для слушания · В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР». · Н. РимскийКорсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко». · К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи,
дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад». · Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости». · Монте.
Чардаш. · В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331. · Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов.
Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». · П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома». · М. Глинка. Марш Черномора из оперы
«Руслан и Людмила». · Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане». · Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из
мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера. · Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка
Е. Крылатова, слова Л. Дербенева. · Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе. ·
В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. · Наша школьная
страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева. · Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского
Тематическое планирование
1 спец.( коррекционный).класс
Раздел
Введение

Кол-во часов
1

Повторение правил поведения на уроках музыки и краткое описание
последующей музыкальной деятельности. Хоровое пение Знакомство с
музыкальным инструментом и его звучанием: арфа Слушание музыки.
Музыкально-дидактические игры

«Домашние животные»

7

«Урожай собирай»

8

«К нам гости пришли»

7

«Новогодний хоровод»

9

«Защитники Отечества»

3

«Девочек наших мы
поздравляем»

6

«Дружба крепкая»

8

«Трудимся с охотой»

8

«Вот оно какое наше лето»

9

Итого:

66

2 спец.( коррекционный). класс

Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..

Раздел
Введение

Кол-во часов
1

«Здравствуй Музыка»

2

«Урожай собирай»

16

«Новогодний хоровод»

16

«Защитники Отечества»

6

«Маме песню мы поём»

8

«Дружба крепкая»

7

«Вот оно какое наше лето»

12

Итого:

68

Повторение правил поведения на уроках музыки и краткое описание
последующей музыкальной деятельности. Хоровое пение Знакомство с
музыкальным инструментом и его звучанием: арфа Слушание музыки.
Музыкально-дидактические игры
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..

3 спец.( коррекционный).класс
Раздел

Кол-во часов

Вид деятельности
обучающихся

Вводный урок

1

Дружба школьных лет

16

Что такое Новый год?

16

Будем в армии служить

9

Мамин праздник

10

Пойте вместе с нами

16

Итого:

68

Повторение правил поведения на уроках музыки и краткое описание
последующей музыкальной деятельности Хоровое пение: исполнение
известных и любимых детьми песен, выученных в предыдущие годы обучения.
Слушание музыки: А. Пьяццолла. Либертанго (аккордеон). Детские песни из
популярных отечественных мультфильмов. Музыкально-дидактические игры
Хоровое пение.
Слушание музыки.
Инсценирование. Музыкально-дидактические игры.
Хоровое пение.
Слушание музыки.
Инсценирование. Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение.
Слушание музыки.
Инсценирование. Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение.
Слушание музыки.
Инсценирование. Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение.
Слушание музыки.
Инсценирование. Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..

4 спец.( коррекционный). класс
Раздел

Кол-во часов

Вид деятельности
обучающихся

Вводный урок

1

«Без труда не проживёшь»

15

Повторение правил поведения на уроках музыки и краткое описание последующей
музыкальной деятельности Хоровое пение: исполнение известных и любимых детьми
песен, выученных в предыдущие годы обучения. Слушание музыки: А. Пьяццолла.
Либертанго (аккордеон). Детские песни из популярных отечественных мультфильмов.
Музыкально-дидактические игры
Хоровое пение

«Будьте добры»

14

«Моя Россия»

16

«Великая Победа»

12

Мир похож на цветной луг

10

Итого:

68

Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры
Хоровое пение
Слушание музыки
Инсценирование Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение.
Слушание музыки.
Инсценирование. Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение.
Слушание музыки.
Инсценирование. Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..
Хоровое пение.
Слушание музыки.
Инсценирование. Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах..


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».