Аннотация к рабочей программе
учебного предмета« Мир природы и человека»
1 – 4 спец.( коррекционный) класс.
Рабочая программа предмета « Мир природы и человека» 1,3,4 классов составлена на основе:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). МКОУ «Дерябинская» СОШ ;
- Примерной рабочей программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную
программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М.: Просвещение, 2016.
-Авторской программы: Н.Б.Матвеева Живой мир» из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. Данная программа
допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1.Матвеева Н.Б., Ярочкина. И.А., Куртова Т.О. «Мир природы и человека». 1 класс. специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2014.
2.Матвеева Н.Б., Ярочкина. И.А., Куртова Т.О. «Мир природы и человека». 2 класс. специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2014.
3. Матвеева Н.Б., Ярочкина. И.А., Куртова Т.О. «Мир природы и человека». 3 класс. специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2016.
4. Матвеева Н.Б., Ярочкина. И.А., Куртова Т.О. «Мир природы и человека». 4 класс. специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2016.
Программа по предмету «Мир природы и человека» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально
волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), закладывает основы
для формирования у них естествоведческих знаний, способствует развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления
личности.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Количество часов в неделю, отводимых на уроки речевой практики в 1,2,3,4 классе, определено учебным планом образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 2 ч. в неделю.
1 класс 66ч.(33 учебные недели)
2 класс 68ч. (34 учебные недели).
3 класс 68ч. (34 учебные недели).
4 класс 68ч. (34 учебные недели).
Пояснительная записка
1-4 спец.( коррекционный). классы
Целью курса «Мир природы и человека» является понимание простейших взаимосвязей существующих между человеком и миром природы.
Основные задачи:
-повышение уровня психологической и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению;
-обогащение и уточнение активного и пассивного словаря;
-формирование первоначальных знаний обучающихся о природе своего края;
- формирование умения делать элементарные выводы, устанавливание несложных причинно - следственных связей;
расширение представления о взаимосвязи живой и неживой природы, на основе наблюдений и простейших опытных действий;
-развитие в практической деятельности пространственных представлений о местоположении объектов живой и неживой природы, умения
ориентироваться в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта);
- формирование первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человек»
1класс
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования —
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
- формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:
Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее рас пространенных диких и домашних животных своей местности;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человек»
1 класс
Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима-солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето-солнце долго светит, греет сильно, все
оживает. Солнце весной и осенью. Знакомства со временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко,
облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав,
первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха. Наблюдения и описания зимующих птиц; ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня
и ночи. Время суток: утро день, вечер, ночь их признаки. Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина.
Солнце - источник тепла и света. Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о
влиянии солнца на смену времен года.
Живая природа
Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения. Наблюдения за жизнью
растений в своей местности. Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии. Знакомство с животными своей местности.
Человек
Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах
кожи.Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок. Органы чувств человека.
Элементарные преставления о строении и работе органов чувств.
Учебно-тематический план рабочей программы
№п/п
Наименование разделов
1
2
Неживая природа
Сезонные изменения в природе.
Кол-во
часов.
10
20
3
3.1
3.2
3.3
Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
Всего :
36
10
9
17
66 часов.
Экскурсии
1
4
Контроль
знаний
1
1
1
1
1
1
1
График проведения экскурсий
№урока
12
7
Практическая часть
Экскурсия в природу.
Экскурсия в природу.
8
17
Экскурсия в природу.
Экскурсия в природу.
27
52
62
Экскурсия в природу.
Экскурсия в природу.
Экскурсия в природу.
Тема
Признаки осени
Объекты живой и неживой
природы
Земля и солнце. .
Различение
растений:
дерево, кустарник, травы
Изменения в природе зимой.
Признаки весны.
Влияние
солнца
на
изменения в природе летом
Пояснительная записка
Планируемые результаты результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»
2 спец.( коррекционный). класс
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования —
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо - культурным опытом.
Личностные результаты освоения программы курса «Мир природы и человека» формируются по следующим направлениям:
1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие
способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
2. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
3. овладение навыками коммуникации;
4. дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
5. осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 3—4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе;
Минимальный уровень:
- иметь представления об изученных объектах и явлениях;
- различать 2—3 вида комнатных растений, называть части растений;
- ухаживать за комнатными растениями;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
- различать изученных диких и домашних животных, рыб;
- различать признаки времён года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищ
Содержание учебного курса «Мир природы и человека»
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер,
ночь. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег,
снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром,
молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание. Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление
трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов.
Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой. Труд человека в разное время года Работа в саду, огороде. Поведение человека
во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как
приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе:
дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для
жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и
тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности
произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в
питании человека. Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни,
места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание,
образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек.
Безопасное поведение Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок,
кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное
питание. Профилактика пищевых отравлений
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
Наименование раздела
Сезонные изменения в природе.
Неживая природа.
Живая природа. Растения.
Живая природа. Животные.
Живая природа. Человек.
Повторение.
Всего:
Количество часов
27
7
16
11
6
1
68
График проведения экскурсий, практических работ
№урока
6
8
21
11
24
25
27
51
Практическая часть
Экскурсия в природу.
Практическая работа.
Практическая работа
Практическая работа.
Экскурсия в природу.
Экскурсия в природу.
Практическая работа.
Экскурсия в природу.
52
54
64
66
Экскурсия в природу.
Практическая работа.
Экскурсия в природу.
Практическая работа.
Всего:
Тема
Наблюдения за растениями сада, леса осенью.
Детские игры; труд человека осенью.
Уход за комнатными растениями.
Измерение температуры воды.
Наблюдения за зимующими птицами.
Наблюдения за растениями зимой.
Детские игры; труд человека зимой..
Наблюдения за птицами. Грачи, скворцы.
Наблюдения за растениями весной.
Детские игры; труд человека весной.
Наблюдения за растениями, птицами летом.
Детские игры, труд людей летом.
10
Пояснительная записка
Планируемые результаты результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»
3 спец.( коррекционный). класс
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования —
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо - культурным опытом.
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или
плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей).
Содержание учебного курса «Мир природы и человека» 3 класс
В программу включены следующие разделы:
Сезонные изменения в природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга,
метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав
(медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён
года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о
деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён
года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Неживая природа (6ч)
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха.
Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа (17 ч)
Растения (5ч)
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к
природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика
пищевых отравлений.
Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и
семена растений; названия наиболее распространенных деревьев и кустарников своей местности;
- сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц;
описывать их повадки и образ жизни, определять их значение в жизни человека;
- соблюдать правила питания; знать о правилах приготовления пищи и хранения продуктов питания, профилактике пищевых
отравлений;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
- определять по сезонным изменениям времена года, описывать егоосновные признаки; признаки месяцев, составляющих его;
особенности жизни растений, животных, человека;
определять направления ветра.
Минимальный уровень:
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности; рассказывать
об их использовании человеком;различать ягоды, орехи, грибы;
различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
бережно относиться к природе и людям;
соблюдать правила использования в пище грибов и ягод;
соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
Наименование раздела
Сезонные изменения в природе.
Неживая природа.
Живая природа. Растения.
Живая природа. Животные.
Живая природа. Человек.
Повторение.
Всего:
Количество часов
20
6
14
12
8
8
68
График проведения экскурсий, практических работ
№урока
2
Практическая часть
Экскурсия в природу.
6
7
16
18
Экскурсия в природу.
Экскурсия в природу.
Практическая работа.
Практическая работа.
33
Экскурсия в природу.
49
Экскурсия в природу.
50
Экскурсия в природу.
65
Экскурсия в природу.
Всего:
Тема
Наблюдения за высотой солнца над горизонтом
осенью.
Наблюдения за растениями сада, леса осенью.
Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы.
Измерение температуры воздуха.
Горизонт. Стороны горизонта: север, юг, восток,
запад.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом
зимой.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом
весной.
Наблюдения за растениями леса, сада весной.
Сезонные изменения в живой и неживой
природе
10
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»
4 спец.( коррекционный). класс
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с
умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в
школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека»
Формирование следующих умений:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения;
- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;
- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
- определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его
- особенности жизни растений, животных, человека
Содержание учебного курса «Мир природы и человека»
4 класс
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года.
Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек
(ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление,
полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа
Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница,
овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос,
метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних
животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о
потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид,
образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование
труда и отдыха. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана
редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
Всего:
Наименование раздела
Сезонные изменения в природе.
Неживая природа.
Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
Повторение.
Количество часов
20
8
36
14
14
8
4
68
Контроль знаний
4
1
1
1
1
1
1
График проведения экскурсий
№ урока
5
6
12
35
Практическая часть
Экскурсия в природу.
Экскурсия в природу.
Экскурсия в природу.
Экскурсия в природу.
Тема
Наблюдения за растениями сада, огорода осенью.
Наблюдения за растениями поля, леса осенью..
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом зимой. Направление солнечных лучей
37
52
Экскурсия в природу.
Экскурсия в природу.
41
42
61
66
Всего:
Экскурсия в природу.
Экскурсия в природу.
Экскурсия в природу.
Экскурсия в природу.
Растения сада, огорода, поля, леса зимой.
Направление солнечных лучей. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом весной.
Экскурсия.
Разведение человеком домашних животных. Уход за ними. Ферма.
Птицы. Разнообразие птиц
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека
Взаимосвязь сезонных изменений в неживой и живой природе
10