рабочая программа технология 1-4 класс

Аннотация к рабочей программе
учебного предмета «Технология. Ручной труд»
1-4 спец.( коррекционный). класс
Рабочая программа предмета «Технология. Ручной труд » 1-4 классов составлена на основе:

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). МКОУ «Дерябинская» СОШ ;
- Примерной рабочей программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную
программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 8-е
издание. - М.: Просвещение, 2013. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы). Под ред.
Бгажноковой И.М.

Рабочая программа ориентирована на учебники:
1. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2019.
2. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2017
3. . Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Учебный предмет «Ручной труд» относится к обязательной предметной области «Технология» и является базовым предметом в
общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Его изучение способствует целостному развитию личности младшего школьника с
умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры, закладывает основы технологического образования, которые
позволяют дать ему первоначальный опыт предметно-преобразовательной деятельности, создают условия для освоения технологии
ручной обработки доступных материалов, необходимых в повседневной жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В примерном учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учебный предмет «Ручной труд» относится к обязательной предметной области «Технология».
На его изучение отводится:
1 класс 66 часов (33недели) 2 часа в неделю.
3 класс 68 часов (34недели) 2 часа в неделю.
4 класс 68 часов (34недели) 2 часа в неделю

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология. Ручной труд»
1 спец.( коррекционный).класс
Личностные результатыосвоения технологии включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки:
- положительное отношение и интерес к труду;
- понимание значения и ценности труда;
- отношение к труду как первой жизненной необходимости;
- понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
-осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
способность к самооценке; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или
«не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Минимальный уровень

К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:
- правила организации рабочего места; виды трудовых работ;
- названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в первом классе, правила их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними;
- названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и
режущими инструментами;
- приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей,
примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.
Уметь:
- организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
- определять способы соединения деталей с помощью учителя; составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметнооперационный план с помощью учителя;
- владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя; работать с доступными
материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).
Достаточный уровень .
К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:
- правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.

уметь:
самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные,
графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль
выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
- оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по
уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.
Содержание учебного предмета
Вводное занятие.
Беседа о труде и профессиях. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда. Требования к поведению обучающихся во время
урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и
инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.
Работа с пластилином.
Элементарные знания о пластилине (свойства материала, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места
при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из пластилина.
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина);
раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина); скатывание
кругообразными движениями в ладонях -«скатывание» шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца
столбика», Соединение плоских деталей приемами «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из
пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую,
конусообразную и шарообразную форму. Выполнение заготовок для букв и цифр.
Работа с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические
сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты,
используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными
материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия).
Работа с еловыми шишками.
Работа с бумагой.

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,
впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы
с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой.
Виды работы с бумагой и картоном:
1.Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги.
Приемы разметки:
-разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка
по шаблонам сложной конфигурации; -разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия:
«линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство; -разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа.
2.Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами.
Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез
по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных
форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы
вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»;
«тиражирование деталей».
Чтение чертежа.
3.Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по
контуру (аппликация).
4.Складывание фигурок из бумаги(оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на
угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу
«гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
5.Сминание и скатывание бумагив ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Работа с нитками.
Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток: толстые, тонкие, связываются, скручиваются,
могут окрашиваться в разные цвета. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: (упражнения в разрывании и резании
ниток разной длины; связывание цветных ниток, наматывание в клубок, на картонку). Инструменты для швейных работ: игла, наперсток,
ножницы. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей. Изготовление плоских игрушек, кисточки из цветных
ниток к шапочке. Вдевание нитки в иголку, закрепление в начале и конце строчки. Шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз» на
полоске картона. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов. Вышивание «в два приёма» нитками одного цвета.

Учебно – тематический план
№п/
п
1
2
3
4
5

Виды работы
Вводное занятие
Работа с пластилином
Работа с природными материалами
Работа с бумагой и картоном.
Работа с нитками.
Итого:

Количество
часов
1
19
6
28
11
66

Практические
работы
19
6
28
11
65

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология. Ручной труд»
2 спец.( коррекционный). класс
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в предметной области «Технология. Ручной труд»
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты:
- положительное отношение и интерес к труду;
- понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости.
- понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
- способность к самооценке;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Технология.
Ручной труд» является обязательным для большинства обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью второго
класса, включающий следующие знания и умения:
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:
- правила организации рабочего места;
- виды трудовых работ;

- названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда во втором классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические
требования при работе с ними;
- названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими
инструментами;
- приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы
отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:
- организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
- определять способы соединения деталей с помощью учителя;
- составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметнооперационный план с помощью учителя;
- работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).
- владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся второго класса. К концу второго года
обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:
- правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:
- самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические
планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; - осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать
причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; - выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской
после уроков ручного труд
Основное содержание учебного предмета «Технология. Ручной труд»
Введение. Повторение пройденного учебного материала в первом классе. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила
организации рабочего места на уроках труда. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.
Работа с глиной и пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина - строительный материал. Применение глины для изготовления
посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин-материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как
правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина;
комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска. Приемы работы: «раскатывание столбиками», «скатывание шара»,

«вытягивание одного конца 268 столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание». Лепка из пластилина геометрических тел (брусок,
цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Лепка
композиций к сказкам. Примерные практические работы: Изготовление из пластилина кирпичиков разного цвета. Складывание из кирпичиков ворот по
образцу. Лепка из пластилина молотка. Лепка чашки цилиндрической формы. Лепка чашки конической формы. Лепка чайника (шарообразная форма
тулова). Лепка медвежонка конструктивным способом (из отдельных частей). Лепка утки пластическим способом (из одного куска пластилина). Лепка
композиции к сказке «Колобок»
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения об
игрушках, сделанных и природных материалов (в какие игрушки играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Правила работы с
природными материалами. Инструменты (шило, ножницы). Организация рабочего места при работе с природными материалами. Способы соединения
деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Изготовление
игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (объемные изделия). Комбинированные работы: пластилин, бумага и природные
материалы.
Примерные практические работы:
Собрать и засушить листья деревьев (березы, клена, ивы, дуба). Найти еловые и сосновые шишки разного размера. Собрать жёлуди, скорлупу грецких
орехов. Конструирование из желудей фигурки животных, птиц, человечков. Конструирование из скорлупы грецкого ореха кораблик, черепашку, рыбку и
др. Составление аппликации из засушенных листьев ивы, берёзы и клена. Украшение рамочки для фотографии аппликацией их сухих кленовых,
березовых или других листьев. Конструирование из шишек сову, утку, лебедя и др. Конструирование из шишки и листьев дуба пальму
Работа с бумагой и картоном
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,
впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, бумаги. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при
работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: 269 - разметка с помощью
шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной
конфигурации. Понятия: «контурное изображение», «силуэт»; - разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Понятие «линейка», ее
применение и устройство. Вырезание ножницами из бумаги. Правила работы ножницами. Приемы вырезания ножницами: «разрез по длинной линии»;
«вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания:
«симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам». Обрывание бумаги. Понятия» «аппликация», «бумажная мозаика», «силуэт», «контурное
изображение». Последовательность изготовления аппликации из обрывной бумаги». Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания

бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «деление отрезка на две
равные части с помощью сгибания бумаги». Сминание и накручивание бумаги на карандаш. Прием «сминание бумаги с последующим ее
расправлением». Последовательность составления аппликация из мятой бумаги. Конструирование из бумаги и картона разными способами.
Конструирование на основе полос. Конструирование из бумаги на основе кругов. Конструирование на основе трубочки. Понятия: «полоса», «трубочка»,
«кольцо», «окружность», «круг», «шар». Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого
соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Примерные практические работы:
Составление аппликации из мятой бумаги на тему «Дерево в разные времена года». Складывание из бумаги маски собаки. Вырезание геометрических
фигур после предварительной экономной разметки бумаги. Изготовление пакета (конверта) для хранения геометрических фигур с последующим
украшением аппликацией. Изготовление игрушек-силуэтов, украшенных аппликацией из обрывной бумаги «Яблоко», «Рыбка» и др. Конструирование из
бумаги шара на основе двух кругов со «щелевидным» соединением. Конструирование шара из бумажных полос. Разметка бумаги при помощи линейки.
Составление композиции состоящих из геометрических фигур. Изготовление поздравительной открытки с аппликацией. Изготовление композиции к
сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок.
Работа с текстильными материалами
Повторение сведений о нитках. Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: - наматывание ниток
на картонку (плоские игрушки, кисточки). - связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком). Пришивание пуговиц. Понятие «пуговица». Виды
пуговиц. Инструменты и материалы, необходимые для пришивания пуговиц. Приемы пришивания пуговиц: «прием пришивания пуговиц с двумя
сквозными отверстиями» Шитье. Инструменты для швейных работ. Виды ручных стежков и строчек: «строчка прямого стежка». Вышивание. Понятия
«вышивка», «канва». Применение вышивки. Приемы вышивания: вышивка «строчкой прямого стежка», вышивка «строчкой прямого стежка с
перевивом». Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани. Мнется,
утюжится. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие. Режутся ножницами. Прошиваются
иголками. Сматываются в рулоны, скучиваются. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей,
выкроенных из ткани, прямой строчкой (изготовление игольницы). Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение
тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом). Комбинированные работы: бумага и ткань.
Примерные практические работы:
Изготовление ягод из ниток, связанных в пучок. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. Пришивание пуговиц с двумя сквозными
отверстиями с подкладыванием палочки. Изготовление фигурок «мальчика» и «девочки» из связанных пучков нитей. Сматывание ниток в клубок на

бумажный шарик. Составление коллекции из кусочков хлопковых и шерстяных тканей. Раскрой деталей из плотной ткани (квадраты). Соединение
деталей (квадратов), выкроенных из плотной ткани, прямой строчкой. Изготовление силуэтной игольницы с использованием сшитых квадратов из
плотной ткани. Вышивание по канве прямым стежком. Вышивание по канве стежком «шнурок». Отделка салфетки цветной тесьмой и др.
Учебно- тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7

Наименование раздела
Введение.
Работа с глиной и пластилином.
Работа с природными материалами
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Обобщение знаний
Всего:

Кол-во часов
1
11
12
25
18
1
68

Практическаяработа
11
12
25
18
66

Планируемые результаты освоения учебного предмета Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология. Ручной труд»
3 спец.( коррекционный).класс

Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в предметной области «Технология.
Ручной труд» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения АООП
образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
Личностные результаты
- положительное отношение и интерес к труду
- понимание значения и ценности труда;
отношение к труду как первой жизненной необходимости. - понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- осознание своих достижений в области трудовой деятельности; - способность к самооценке;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Минимальный уровень

К концу третьего класса обучающиеся должны знать:
- правила организации рабочего места;
- виды трудовых работ, предусмотренные содержанием программы для третьего класса;
- названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в третьем классе, правила их хранения и санитарнотребования при работе с ними;
- названия инструментов и приспособлений, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила заготовки; формообразование;
сборка изделия; отделка изделия);
- приемы работы (приемы разметки деталей по шаблону, с помощью линейки; приемы разрывания, отрывания резания;
- приемы сминания, сгибания; приемы склеивания, сшивания, плетения, соединения деталей с помощью винта и гайки; примы вышивания,
аппликация)
К концу третьего класса обучающиеся должны уметь:
- организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с частичной помощью учителя и самостоятельно;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства с частичной помощью учителя и
самостоятельно;
- определять способы соединения деталей с частичной помощью учителя и самостоятельно;
- составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя и
самостоятельно;
- работать с доступными материалами (с бумагой и картоном, текстильными материалами, древесиной и проволокой).
- владеть некоторыми технологическими операциями и приемами ручной обработки поделочных материалов с частичной помощью учителя
и самостоятельно..
Достаточный уровень
К концу третьего года обучения ручному труду обучающиеся должны знать:
- правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину; - название инструментов и
их устройство, правила обращения с ними и рациональное использование их в том или ином виде работы; - физические и художественновыразительные свойства материалов, с которыми работают на уроках ручного труда.
К концу третьего класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь: - самостоятельно находить необходимую для
выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; - работать с доступной для третьеклассников наглядностью:
составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия; - самостоятельно рассматривать образец несложного изделия, определять его признаки и свойства и
планировать ход работы над изделием; - осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода
практической работы; - оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные

связи между выполняемыми действиями и их результатами; - выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного
труда.
Содержание учебного предмета «Технология. Ручной труд»
3класс
Введение.
Повторение пройденного учебного материала во втором классе. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила
организации рабочего места на уроках труда. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.
Работа с природными материалами
Организация рабочего места при работе с природными материалами. Сведения о природных материалах (где используют, где находят,
физические свойства, виды природных материалов). Правила работы с природными материалами. Инструменты (шило, ножницы). Способы
соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Изготовление
аппликации с использованием скорлупы грецких орехов. Изготовление объемных изделий с использованием сухой тростниковой травы.
Комбинированные работы: пластилин, бумага, проволока и природные материалы.
Примерные практические работы: Собрать и засушить листья деревьев (березы, ивы). Собрать скорлупу грецких орехов. Заготовить
сухую тростниковую траву. Составить аппликацию «Птица» из засушенных листьев ивы, берёзы. Изготовить аппликации «Воробьи на
ветках», «Рыбки в аквариуме» из скорлупы грецких орехов. Сконструировать «Жука» из грецкого ореха и проволоки. Изготовить «Птицу»
их пластилина и сухой тростниковой травы и др.
Работа с бумагой и картоном
Организация рабочего места при работе с бумагой. Повторение сведений о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для
письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, бумаги. Инструменты и материалы для работы с
бумагой и картоном.
Виды работы с бумагой и картоном:
- аппликация из вырезанных и обрывных деталей, элементов и силуэтов;
- конструирование из бумаги на основе плоских деталей (полоски, кольца, круги). - конструирование из бумаги на основе объемных
геометрических тел (конус, цилиндр);
- элементарные картонажно-переплетные работы: окантовка картона полосками. Окантовка картона листом бумаги. Объемные изделия из
картона. Технологические приемы работы с бумагой: Разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблона. Понятие
«шаблон», «полушаблон». Правила работы с шаблоном и полушаблоном. Правила работы с шаблоном и полушаблоном. Понятия:
«контурное изображение», «силуэт»; разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Понятие «линейка», ее применение и
устройство; Сгибание бумаги: «сгибание прямоугольной формы пополам», «сгибание бумаги по типу гармошки», «перегибание полос в
разных направлениях», «сцепление бумажных колец»; Вырезание ножницами из бумаги. Устройство режущих инструментов (ножниц).
Правила работы ножницами. Приемы вырезания ножницами: «разрез по длинной линии»; «вырезание изображений предметов, имеющие

округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги,
сложенной пополам». Обрывание бумаги. Понятия» «аппликация», «бумажная мозаика», «силуэт», «контурное изображение». Технология
обрывания бумаги по контуру. Скатывания бумаги в трубочку. «Накручивание бумаги на карандаш». Соединение деталей изделия. Клеевое
соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей
(щелевой замок). Приемы сцепления деталей (колец).
Примерные практические работы: Технология обрывания бумаги по контуру силуэтов животных и деревьев. Изготовление аппликации с
использование обрывных силуэтов. Технология изготовления картины на окантованном картоне. Технология изготовления складной
гирлянды из цветных полос. Технология изготовления цепочки из бумажных колец. Технология изготовление полумаски. Технология
изготовления карнавальных головных уборов (кокошник, шлем). Изготовление складной доски для игры. Технология изготовления
открытых коробок из тонкого картона. Технология изготовления коробки с помощью клапанов с последующей оклейкой полосками бумаги.
Технология изготовления коробки с бортами, соединенными встык. Технология изготовления игрушек на основе конусов (матрешка) и
цилиндров (собака).
Работа с текстильными материалами
Повторение сведений о нитках. Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
наматывание ниток на картонку и связывание ниток в пучок (кисточки). Повторение сведений о тканях. Применение и назначение ткани в
жизни человека. Производство ткани. Свойства ткани: мнется, утюжится, режется ножницами. Шероховатая, скользкая, гладкая, толстая,
тонкая. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Инструменты и
приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения и устройство игл
Виды работы с тканью: раскрой деталей из ткани. Технология выкраивания детали из плотной ткани (квадраты, круги); шитье.
Инструменты для швейных работ. Раскрой деталей из плотной ткани (квадраты, круги). Виды ручных стежков и строчек: «строчка прямого
стежка», «строчка косого стежка». Технология сшивания деталей изделия прямыми стежками. Технология соединение деталей изделия
косыми стежками. Вдевание нити в иголку и завязывание узелка на нитке. Технология изготовления прихватки. Повторение сведений о
вышивке. Применение вышивки. Приемы вышивания: вышивка «строчкой прямого стежка в два приема», вышивка «строчкой косого стежка
в два приема». Технология изготовления закладки с вышивкой отделка изделий из ткани. Вышивка. Комбинированные работы: бумага и
нитки; фотопленка и нитки. Экскурсия в швейную мастерскую.
Примерные практические работы:
Изготовление кисточки из ниток, связанных в пучок для закладки и др. Соединение деталей (квадратов, кругов), выкроенных из плотной
ткани, прямой строчкой. Изготовление закладки из фотопленки. Изготовление прихватки.
Работа с древесиной
Изделия из древесины. Различия понятий «дерево» и «древесина». Способы обработки древесины ручными инструментами и
приспособлениями («зачистка напильником», «обработка наждачной бумагой»). Технология изготовления опорного колышка для растений.
Способы обработки древесины ручными инструментами («пиление»). Технология изготовления аппликации из древесных опилок.
Экскурсия в столярную мастерскую.

Примерные практические работы: Изготовление колышка для растений. Изготовление аппликации из опилок.
Работа с проволокой
Элементарные познавательные сведения о проволоке. Применение проволоки в изделиях, Свойства проволоки: медная алюминиевая,
стальная, толстая, тонкая. Инструменты: плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, линейка. Подготовка рабочего места для работы с проволокой.
Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: Сгибание мягкой проволоки руками волной, в кольцо, в спираль, намотка
проволоки руками на карандаш, сгибание проволоки под прямым углом плоскогубцами, резание проволоки кусачками. Технология
изготовления изделий с использованием проволоки.
Примерные практические работы: Изготовление жука из скорлупы грецкого ореха и проволоки. Изготовление из проволоки букв, цифр.
Работа с металлоконструктором
Элементарные познавательные сведения о конструировании из металлоконструктора. Ознакомление с набором деталей
металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы, планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с
металлоконструктором (гаечные ключи, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой.
Примерные практические работы:
Сборка из планок треугольника и квадрата.

Учебно- тематическое планирование
№п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Вводный урок
Работа с природными материалами

1
8
23
5
20
5
5
1
68

Работа с бумагой и картоном.
Работа с металлоконструктором
Работа с текстильными материалами.
Работа с древесиной
Работа с проволокой
Обобщающий урок

Всего:

Практические
работы
7
22
5
19
4
5
66

Планируемые результаты освоения учебного предмета« Технология. Ручного труда»
4 спец.( коррекционный).класс
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в предметной области «Технология. Ручной труд»
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.

Минимальный уровень:
Обучающиеся должны знать:

- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их
хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
- выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
обучающиеся должны знать:

- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при
выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное
расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические
планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе
изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Содержание предмета «Ручной труд»
4 спец.( коррекционный).класс
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для
письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник).
Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и
картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном.Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по
шаблонам сложной конфигурации;разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем).
Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;-разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа.
Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами.
Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез
по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных
форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы
вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»;
«тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по
контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги(оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на
угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу
«гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона(из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное»,
«сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и
приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом
бумаги».
Работа с текстильными материалами.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка
стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется,
утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами,
прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые
ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье,
вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой
петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок,
переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
полотняное Отделка изделий из ткани.
Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.
Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя
сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами.
Работа с древесными материалами.
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка
древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных
материалов.
Работа с металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства
металлов. Цвет металла. Технология ручнойобработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание»,
«разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая,
тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание
спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц,зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины,
косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.

Учебно-тематическое планирование
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Наименование раздела
Работа с бумагой
Работа с тканью
Работа с бумагой и картоном
Работа с металлом
Работа с нитками
Работа с древесиной
Картонажно-переплётные работы
Ремонт одежды
Ручные швейные работы
Работа с проволокой
Всего:

Кол-во часов
5
9
26
2
3
5
2
7
7
2
68

Практические работы
4
8
26
2
3
5
2
7
7
2
66


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».