рабочая программа чтение 1-4 класс

Аннотация к рабочей программе
учебного предмета « Чтение»
1-4 спец.( коррекционный). класс
Рабочая программа предмета « Чтение» 1-4 классов составлена на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). МКОУ «Дерябинская» СОШ;
- Примерной рабочей программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную
программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Авторской программы: Аксенова А. К., Комарова С. В., Э.В.Якубовская «Русский язык» из сборника программ специальных
(коррекционных) общеобразовательных учрежденийVIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой– М.:
Просвещение, 2011.Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1.Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы М.: Просвещение, 2017.
2.Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы М.: Просвещение, 2017.
3.Ильина С.Ю., Богданова А.А. Чтение. 3 класс. Учебники для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2019.
4.Ильина С.Ю., Богданова А.А. Чтение. 4 класс. Учебники для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2019.
Программа по чтению направлена на развитие речемыслительных способностей обучающихся, формирование нравственных позиций
поведения и всестороннее развитие и социализацию личности, учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталого
ребенка. Программа предполагает реализациюдифференцированного и деятельного подхода к обучению и воспитанию ребенка с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
курс русского языка рассчитан:
1 класс 132 ч. (33 учебные недели).- 4 часа в неделю.
2 класс 136 ч. (34 учебные недели).- 4 часа в неделю.
3 класс 136ч. (34 учебные недели).- 4 часа в неделю.
4 класс 136ч. (34 учебные недели).- 4 часа в неделю.

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета«Чтение»
1 спец.( коррекционный).класс
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования
— введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Планируемые личностные результаты
- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на
уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- ориентироваться в Букваре (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);
- понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в Букваре, учебных пособиях, учебных материалах (в том числе в - электронном приложении к Букварю);
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Букваре и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Планируемые предметные результатына конецдобукварного периода
Достаточный уровень
-понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;
-знать правила поведения учащихся в школе;

-понимать и выполнять правила посадки за партой;
-называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;
-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
-знать основные цвета, называть их и правильно использовать;
-различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;
-исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;
-делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;
-делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
-выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
Минимальный уровень-знать правила поведения учащихся в школе;
- знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
- знать основные цвета;
- различать звуки окружающей действительности;
- находить лишний предмет по цвету, форме, величине;
- иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;
- выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
- составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
Планируемые предметные результатына конец периода обучения грамоте
Достаточный уровень
- различать звуки на слух и в собственном произношении;
- знать буквы, различать звуки и буквы;
- различать гласные и согласные звуки;
- определять звуки в начале и в конце слова;
- определять количество слогов в слове;
- определять количество слов в предложении;
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.
Минимальный уровень
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- знать и различать буквы;
- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
- слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;

Содержание учебного предмета «Чтение»
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай
предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и
т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с —
свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условнографическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где
предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация
предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок)
с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим
изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте»,
«Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на
материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков
учащихся).

Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале
слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с
заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки,
выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.
. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета,
шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная
прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу —
уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки,
слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с
опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или
отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных(ма, му,
ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма — на.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением целым словом. Соотнесение
прочитанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое
произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с
опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса
и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой).

Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов
типа кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих
один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной
схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал?Повтори»).
Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос
или подпись к картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и правильное артикулирование
звуков.
Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] —
[в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2
согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.
Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при
выполнении задания: «Как сердятся гуси?» И т.д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной
иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.

Учебно-тематический план
Подготовка к чтению. Чтение
№п/п
1
2
3
4
5
2
2.1
2.2
2.3
2.4

Наименованиеразделов и тем
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Звуковой анализ.
Слово
Предложение
Слог
Звук
Букварныйпериод
1-й этап. Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс,Нн ,ы, Лл,Вв,Ии.
2-ой этап. Изучение новых звуков и букв: Шш,Пп,Тт,Кк,Зз,Рр,й,Жж,Бб,Дд,Гг,ь.
3-й этап. Изучение новых звуков и букв:Ее,Яя,Юю,Ёё,Чч,Фф,Цц,Ээ,Щщ,Щщ, ъ.
Закрепление пройденного материала.
Всего:

Кол-вочас.
24
4
5
6
4
5
75
22
28
20
5
99

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение»
2 спец.( коррекционный). класс
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения
обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты:
Обучающиеся научатся осознавать себя как гражданина России.
У обучающихся будут сформированы:
представления о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; о многообразии окружающего мира, о
духовных традициях русского народа;
- понятия об устной речи как показателе индивидуальной культуры человека;
— практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);

— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного
поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года
обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года
обучения).
-интерес к языковой и речевой деятельности
Предметные результаты
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень
является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Достаточный уровень:
Получат возможность научиться:
-слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
- соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
-читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и
структуре;
- пересказывать по вопросам, картинно- символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст;
- выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед классом
Минимальный уровень:
Обучающиеся научатся:
-слушать небольшие по объему тексты и отвечать на вопросы учителя или с опорой на картинку;
-читать по слогам короткие тексты;
- соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;-читать наизусть 2-3 небольших стихотворения.
Содержание учебного предмета
Лексические темы и основные разделы программы:
Осень пришла ― в школу пора. Почитаем – поиграем. В гостях у сказки. Животные рядом с нами. Ой ты, зимушка – зима. Что такое
хорошо и что такое плохо. Весна идёт. Чудесное рядом. Лето красное.
Первое полугодие.
Содержание чтения: короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о школьных обязанностях, о дружбе и
взаимопомощи, о временах года, о жизни животных и др.
Техника чтения. Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и
предложений, рассказов и стихотворений, тексты которых даны по слоговой разбивке.
Чтение слогов и слов, включённых в таблицы, для закрепления и дифференциации слоговых структур, пройденных в 1 классе:

слогов и слов со стечением согласных;
слогов и слов с оппозиционными звуками;
слогов и слов с разделительными ь и ъ;
слогов и слов со сходными буквенными знаками.
Совершенствование звуковой культуры речи: закрепление правильного звукопроизношения, развитие чёткой дикции на основе чтения
слоговых структур и выполнения специальных упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и коротких стихотворений вместе
с учителем.
Сознательное чтение. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя.
Соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом.
Разучивание небольших загадок, потешек и стихотворений с голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации.
Второе полугодие.
Содержание чтения: небольшие по объёму произведения устного народного творчества: сказки и отрывки из них, игровые песни;
рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, с
решением морально-этических проблем.
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них.
Плавное чтение по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами двусложных слов с простыми слоговыми структурами.
Предварительное чтение трудных слов текста (речевая зарядка).
Соблюдение интонации конца предложения и пауз между предложениями.
Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений по образцу учителя.
Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на адекватное эмоциональное восприятие (кто из героев понравился; какой
рассказ по настроению – весёлый или грустный; что было страшного в рассказе и т. д.). Знакомство с новыми словами с опорой на
наглядные средства.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Нахождение в тексте предложений, подтверждающих правильность ответа.
Установление с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев. Соотнесение предложений и
абзацев текста с иллюстративным материалом.
Элементарная оценка прочитанного: хороший или плохой поступок, хорошее или плохое событие (почему?). Опора в оценке на
собственный опыт. Соотнесение содержания рассказа и его заглавия. Использование подсказывающих вопросов для выяснения главной
мысли произведения («Хорошо или плохо поступили мальчики, не отогнав большую собаку от маленького котёнка? Почему?» и т. д.).
Развитие речи.
Выработка умения правильно строить предложения при ответе на вопросы. Правильное интонирование предложения по образцу учителя.
Передача содержания произведения по вопросам учителя или по заданиям в книге для чтения. Пересказ с опорой на картинносимволический план к каждому предложению, на серию сюжетных картинок или меловой рисунок на доске.
Разучивание небольших стихотворений с голоса учителя, выразительное их чтение по подражанию.
Внеклассное чтение.

Чтение детских книг учителем с обязательным рассматриванием иллюстраций. Запоминание названия книги, ее автора и основного
содержания (о чём или о ком книга). Самостоятельное чтение книг из классной библиотечки. Мотивация самостоятельного чтения:
предоставление выбора книги по желанию ученика, организация игры с наглядным отражением её результатов, драматизация
прочитанного, участие в праздниках детской книги.
Учебно –тематическое планирование
№п/п
1
3
4
5
6
7
8
9
10

Наименование разделов
Осень пришла ― в школу пора

Почитаем – поиграем.
В гостях у сказки.
Животные рядом с нами
Ой ты, зимушка – зима.
Что такое хорошо и что такое плохо.
Весна идёт.
Чудесное рядом.
Лето красное.
Всего:

Кол-во часов
20
10
15
16
17
18
19
13
8
136

Контроль знаний
Обобщающий урок.
Обобщающий урок.
Обобщающий урок.
Обобщающий урок.
Обобщающий урок.
Обобщающий урок.
Обобщающий урок.
Обобщающий урок.
Обобщающий урок.
Обобщающий урок.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение»
3 спец.( коррекционный). класс.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования
— введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностныерезультаты:
Обучающиеся научатся:
- осознавать себя как гражданина России, уважительно и бережно относиться к людям труда.
У обучающихся будут сформированы:
- представления о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;о многообразии окружающего мира, о
духовных традициях русского народа;
- понятия об устной речи как показателе индивидуальной культуры человека;

- практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного
поведения;
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 3-го года
обучения);
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 3-го года
обучения).
-интерес к языковой и речевой деятельности;
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Достаточный уровень
- слушать чтение произведения учителем, отвечать вопросы по содержанию;
- читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);
- активно участвовать в анализе произведения;
- пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;
- высказывать своё отношение к поступку героя, к событию после проведённого анализа произведения;
- выразительно читать наизусть 5—7 стихотворений;
Минимальный уровень
-слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошёл?,
Что там делал?»);
-правильно читать текст вслух и по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов;
-соотносить иллюстрацию с определённым отрывком текста;
-пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению;
-выразительно читать наизусть 3—4 небольших стихотворения
Содержание учебного предмета «Чтение»
Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни.
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о
народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.
Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьёй, природой.

Примерные лексические темы: «Снова школьный звонок прозвенел», «Славная осень», «Учимся трудиться», «Ребятам о зверятах»,
«Волшебница-зима!», «Так нельзя, а так можно», «Чудесный мир сказок», «Весна в окно стучится», «День смеха», «Родина любимая»,
«Здравствуй, лето!».
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми
словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя
(речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов составленных из слов, простых по значению и слоговой
структуре.
Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтой [штобы], кого [каво], чего
[чево], вода [вада], олень [алён и т. д. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.
Выразительное чтение. Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная — на точке. Интонация законченности
повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача эмоционального содержания читаемого
(грустно, весело, восхищённо) и характера персонажа (ласковый, добрый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение
текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнёс медленно и др.). Выразительное чтение по
ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом.
Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.
Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы
по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление
последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их
поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена
мнениями в связи с оценкой действий персонажей и сравнением событий рассказа. Развитие умения прогнозировать содержание
произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чём или о ком будет идти речь в рассказе?»); оценка правильности или
ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем.
Выделение
учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или к учителю. Коллективная работа по выделению
главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.
Развитие речи. Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в
тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части.
Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг. Правильное называние заглавия произведения
И его автора. Повышение читательской мотивации: чтение учителем начала рассказа, выставка книг, наглядный учёт прочитанных книг.
Знакомство с книгой по иллюстрации на обложке и её заглавию. Прогнозирование темы рассказа (о чем или о ком рассказ). Запись в
школьную библиотеку.
Знакомство с расстановкой книг по темам (о животных, о природе, о праздниках) и жанрам (сказки, рассказы, стихи).
Учебно –тематическое планирование

№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Наименование разделов и тем
«Снова школьный звонок прозвенел»
«Осень наступает»
«Учимся трудиться»»
«Ребятам о зверятах»
«Чудесный мир сказок»
«Волшебница – зима»!
«Так нельзя, а так можно»
«Весна в окно стучится»
« День смеха»
«Родина любимая»
«Здравствуй, лето!»
Всего:

Количество часов
9
13
14
14
10
20
11
19
8
9
9
136

Контроль знаний
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение»
4 спец.( коррекционный). класс
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования
— введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- представления о истории, языке, культуре, жизни народа своей страны и его духовных традициях (понимание важности грамотного
письма, обсуждение жизненных ситуаций, требующих использования грамотного письма);
- практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.) проявление
желания оказывать помощь сопернику в ходе дидактической игры; адекватное оценивание результатов дидактической игры;
уважительное отношение к работе товарища у доски, проявление терпения и сдержанности до конца работы; умение доброжелательно
исправлять ошибки, допущенные одноклассниками;
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с норами речевого этикета и правилами
культурного поведения;

- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 4-го года
обучения): (умение объяснить расшифровку словарной головоломки; соблюдение формы записи диалога, состоящего из 3-4 реплик;
умение обыгрывать знакомый диалог в паре с другим учеником (или учителем);
- уметь сравнивать героев записанного рассказа;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 4-го года
обучения): уметь обсуждать жизненно важные ситуации (разговор по телефону, вопросно-ответная беседа по ключевой тему урока).
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Достаточный уровень
- читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и
соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- читать про себя, выполняя задания учителя;
- выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
- читать диалоги по ролям;
- пересказывать прочитанное по частям;
- выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;
Минимальный уровень
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
- пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса.
Содержание учебного предмета «Чтение»
Содержание чтения.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, потешки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения
русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного край, о жизни детей, об их взаимоотношениях с
природой, друг с другом со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях.
Рождественские рассказы.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом
прошлом и др.

Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», « Делу время – потехе час», « О братьях наших меньших»,
«Поет зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории»,
«Родная земля», «Лето пришло»
Техника чтение.
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трехсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое
орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение.
Соблюдение пауз на знаках препинания. Интонации конца предложения, вопросительная и восклицательная интонации, интонации
перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление,
обида и т.д.).
Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивленно произнеси
др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение.
Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление
причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под
руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно
узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей
произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до
добра не доведет; поступай с другими так, как хочешь, чтоб поступали с тобой и др). Развитие умения задавать вопросы по содержанию
произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чем может идти
речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение
одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное
выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи
Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и
рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приемов, делающих этот
пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой» картинке, по картинному плану
к рассказу и др). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя
произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием
авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста
Внеклассное чтение.

Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на
вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчет о прочитанной книге перед
классом на уроке чтения.

Учебно –тематическое планирование
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Наименование разделов
Школьная жизнь
Время листьям опадать
Делу – время, потехе час
О братьях наших меньших
Жизнь дана на добрые дела
Зима наступила
Весёлые истории
Полюбуйся, весна наступает
В мире волшебной сказки
Родная земля
Лето пришло
Всего:

Количество часов
12
17
7
13
9
23
9
14
10
11
10
136

Контроль
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!
Проверь себя!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».