рабочая программа изобразительное искусство 1-4 класс

1

2

Аннотация к рабочей программе
учебного курса «Изобразительное искусство »
1-4 спец.( коррекционный).класс
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» классов составлена на основе:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). МКОУ «Дерябинская» СОШ ;

- Примерной рабочей программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную
программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М.: Просвещение, 2016.
-Авторской программы: М.Ю.Рау «Изобразительное искусство»
из сборника программ специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение,
2011. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1. М.Ю.Рау, М.А Зыкова «Изобразительное искусство»1 класс
- учебник для общеобразовательных организаций реализующих адоптированные
основные общеобразователные программы, Москва «Просвещение» 2019г. Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации.
2. М.Ю.Рау, М.А Зыкова «Изобразительное искусство»2 класс
- учебник для общеобразовательных организаций реализующих адоптированные
основные общеобразователные программы, Москва «Просвещение» 2019г. Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации.
3. М.Ю.Рау, М.А Зыкова «Изобразительное искусство»3 класс
- учебник для общеобразовательных организаций реализующих адоптированные
основные общеобразователные программы, Москва «Просвещение» 2019г. Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации.
4. М.Ю.Рау, М.А Зыкова «Изобразительное искусство»4 класс
- учебник для общеобразовательных организаций реализующих адоптированные
основные общеобразователные программы, Москва «Просвещение» 2019г. Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации.
Программа по предмету «Изобразительное искусство » составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально

волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствует
формированию личности и воспитанию положительных навыков и привычек.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область « Искусство». В соответствии с Учебным планом МКОУ « Дерябинская СОШ»
рабочая программа рассчитана:
1 классе - 33 ч. в год (33 недели) 1 ч. в неделю.
2 классе - 34 ч. в год (34 недели) 1ч. в неделю.
3

3 классе - 34 ч. в год (34 недели) 1 ч. в неделю.
4 классе - 34 ч. в год (34 недели) 1ч. в неделю.

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
По итогам обучения в 1-4 спец.( коррекционный).классах

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты обучения
-положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
- понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- адекватные представления о собственных возможностях;
- осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
- проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметнопрактической деятельности.
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
4

- сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«пятно», «цвет»;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование
работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке
содержания несложных произведений в соответствии с темой;
- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
5

- знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объем и др.;
- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
рисование по воображению;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Содержание учебного предмета
1 спец.( коррекционный). класс
Подготовительные упражнения.
Формирование умений правильно пользоваться карандашом (проведение линий, штрихов в различных направлениях, умеренно нажимая на
него и держа наклонно), красками и кистью (держать кисть вертикально, правильно смачивать водой, брать краску кистью, обмывание
кисточки с краской каждый раз перед тем, как набрать новую краску), пластилином.
Примерные задания:
Рисование прямых линий в различных направлениях: вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных.
Рисование дугообразных и спиралеобразных линий.Рисование замкнутых круговых линий.
Обучение композиционной деятельности.
Обучение умению размещать рисунок (в аппликации - готовое вырезанное изображение) на плоскости. Формирование понятий: «середина
листа», «край листа». Умение горизонтального и вертикального расположения бумаги в зависимости от содержания рисунка и формы
изображаемого предмета; учитывать размеры рисунка от величины листа бумаги; умение организовывать предметы в группы по замыслу;
умение повторять и чередовать элементы узора. Использование шаблонов при рисовании по памяти и по представлению.
6

Примерные задания:
Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей (по выбору учителя): «Яблоки и груши на тарелке», «Грибы»,
«Кувшинчик с цветами», «Листопад».Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев: «Коврик для
игрушек».Рисование по памяти, представлению с использованием шаблонов: «Листопад», «Грибы» и т.д. Рисование по опорным точкам
«Кораблик на воде», «Флажки на веревке» (по выбору учителя).
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Обучение приёмам анализа предметов, выделение основных частей в конструкции объектов изображения, признаков их формы. Обучение
приёмам изображения несложных предметов с выраженными особенностями формы. Использование метода сравнения при обучении
умению выделять признаки предметов. Использование последовательности видов работ: лепка, аппликация, изображение предмета под
диктовку с демонстрацией этапов выполнения действий на доске, самостоятельное изображение предмета, сходного с образцом, равного по
величине, а рядом – большего или меньшего.Формирование графического образа дерева. Приемы изображения ствола, веток.
Формирование образа человека. Части тела человека, пространственное расположение частей тела, пропорции. Расположение частей тела
человека в рисунке, лепке, аппликации (руки опущены, ноги соединены; руки в стороны, ноги на ширине плеч).
Формирование графического образа дома. Части дома, их пространственное расположение, пропорции частей в конструкции.
Примерные задания:
Лепка: яблоко, груша, морковь, свёкла, грибы, кувшин. Лепка игрушек: «Матрешка», «Утенок».Лепка сложных объектов (под руководством
учителя, поэтапно): человек, барельефы, дом, дерево ( из скатанных полосок).Составление аппликации дома деревенского и дома городского
из геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги (с дорисовыванием окон и других элементов карандашом).
Рисование с натуры предметов простой формы: флажки квадратные, прямоугольные, воздушные шары, мяч, колесо велосипеда.
Рисование с натуры вылепленных предметов: барельефы «Дом», «Дерево»; объемные изображения. Рисование выполненных аппликаций:
дом, снеговик (по выбору учителя).Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов с использованием игровой формы.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
Обучение приемам заштриховывания контура простым и цветными карандашами. Формирование умений работать красками. Ознакомление
с приёмами, используемыми в народной росписи Дымкова, Городца: точки, дужки, штрихи, «тычок». Приём «примакивание». Работа
кончиком кисти и всей её поверхностью.Введение в активный словарь названий основных и составных цветов в пределах солнечного
спектра, названий цветов ахроматического ряда (черный, белый, серый). Упражнения в узнавании и назывании локального цвета
предметов.Формирование эмоционального восприятия цвета: радостные эмоциональные впечатления от цветов солнечного спектра (при
рисовании радуги).
Примерные задания:
Рисование «Радуга».Раскрашивание изображений предметов: овощи, фрукты с ровной окраской; листья в осенней окраске.

7

Роспись силуэтных изображений игрушек, вырезанных учителем из бумаги «Матрешка», «Птичка».Выполнение цветных кругов с темной и
белой «оживкой», используемых в городецкой росписи, изображение ягод «тычком».Рисование сразу кистью: веточки акации, ромашка,
василек, одуванчик (способом «примакивание»); «графический диктант»; изображение фризом: травка, дерево, солнце, цветы в траве.
Обучение восприятию произведений искусства.
Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных художников, в иллюстрациях предметы, животных, растения,
изображенные действия, признаки предметов.Для демонстрации используются натюрмортыВ.Ван Гога, П. Сезанна, П. Кончаловского,
картины И.Левитана, И. Шишкина, доступные пониманию обучающихся.
Работа над развитием речи.
Новые слова: карандаш, краска, кисть, ластик, банка, вода, бумага, альбом,, пластилин, клей, ножницы, шаблон; рисунок, аппликация, лепка,
цвет, линия, круг, квадрат, узор, художник, картина; рисовать, стирать (ластиком); идет, строить, лепить, размять, оторвать, вымыть,
вытереть; красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный, белый, серый, прямой, толстый, тонкий, большой, маленький,
неправильно, некрасиво, хорошо, плохо;середина (посередине); туловище, голова, шея, руки, ноги; ствол, ветки, листья; крыша, стены, окна.
Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство»
1 спец.( коррекционный).классе
Обучающиеся будут знать:
 название и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей для рисования;
 выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет»;
 основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда;
 названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов;
 правила работы с краской, пластилином, клеем, карандашом;
 строение изображаемых предметов, части тела человека;
 порядок расположения одного или нескольких изображений на бумаге.
Обучающиеся будут уметь:
 правильно сидеть за партой, располагать лист бумаги, держать кисть и карандаш при рисовании;
 ориентироваться на изобразительной плоскости;
 подготавливать к работе и убирать рабочее место;
 обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом;
 проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, соединять точки;
8








различать цвета изображений;
раскрашивать карандашами и кистью;
узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
передавать форму предметов в рисунке;
подготавливать к работе пластилин;
вырезание ножницами по прямой и кривой линии;узнавать в иллюстрациях изображённые предметы.
Тематическое планирование
№
1
2

3

4

Разделы программы

Обучение композиционной
деятельности
Развитие у учащихся умений
воспринимать и изображать
форму предметов, пропорции,
конструкцию
Развитие у учащихся восприятия
цвета предметов и формирование
умений передавать его в
живописи
Обучение восприятию
произведений искусства
Всего:

№ урока

Кол-во час.
11

2,10,11,20,21,25,26,29,31,32,33,
3,4,5,6,7,8,9,22,23,27,28,30

12

.12,13,14,15,16,18,19,

7

1,17,24

34

Пояснительная записка
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
2 спец.( коррекционный). класс
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений
воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
9

1. Обучение композиционной деятельности
Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2–3 готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной
плоскости. Продолжение работы над понятиями «середина листа», «край листа» (верхний, нижний, левый, правый).
Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное и вертикальное) в зависимости от содержания рисунка
или особенностей формы изображаемого предмета, размер рисунка в зависимости от формата листа; наряду со словесной речью учитель
использует жесты, характеризующие направление, протяжённость, подчёркивающие размер предметов.
Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение). Обращение внимания на смысловые связи
в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу.
Вырезание силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Составление узора в полосе с соблюдением
чередования формы и цвета его элементов.
Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в
декоративной работе). Выделение этапов очерёдности.
2. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Формирование у обучающихся умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в
разных направлениях, а также вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые линии (возможно использование приёма дорисовывания).
Обучение приёмам изображения с помощью опорных точек, а затем от руки геометрических форм: эталоны круга, квадрата,
прямоугольника, треугольника, овала. Использование приёма «дорисовывание изображения».
Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов изображения различных деревьев:
береза, ель, сосна. Формирование представления и развитие умения изображать человека в статической позе: человек стоит.
Развитие умения рисовать жилые дома городского типа (с использованием приёма сравнения).
3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Обучение приёмам составления зелёного, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов в работе с акварелью. Совершенствование
умений узнавать и называть локальный цвет предмета.
Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приёмам работы акварельными красками
(умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, и т.д.). Закрепление приёма работы
с акварелью «примакивание».
4. Обучение восприятию произведений искусства
Беседа по плану:
1. Кто написал картину?
2. Что изображено на картине?
3. Нравится ли вам картина? Объясни почему.
4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина?
10

Для демонстрации рекомендуется использовать произведения живописи и книжной графики: картины И. Левитана, А. Саврасова,
И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачёва и др., доступные пониманию учащихся (по выбору учителя).
Занятия проводятся в форме классно-урочной системы. Практическая изобразительная деятельность обучающихся по обработке и
оформлению собственных работ может осуществляться также и во внеурочное время.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
‒ рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на
свободную и заданную тему; декоративное рисование.
‒ лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка
на тему; лепка декоративной композиции;
‒ выполнение плоскостной и полуобъёмной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная
аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
‒ проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций, картинок,
произведений народного и декоративно-прикладного искусства.
Предметные результаты
Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающиеся достигают следующих результатов:
развитие представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;
развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в художественном творчестве;
овладение элементарными практическими умениями и навыками изобразительной деятельности;
формирование понятий и представлений по изучаемым темам, овладение тематической и терминологической лексикой, используемой
при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.
Требования к умениям и навыкам к концу обучения во 2 классе
Обучающиеся получат возможность знать :
 элементарные сведения о работе художника, скульптора, декоратора, полученные во 2 классе;
 основные требования к композиции изображения (рисунке, аппликации) на листе бумаги, расположенном горизонтально или
вертикально;
 характерные внешние признаки объектов, передаваемых в лепке, рисунке, аппликации;
 правила организации рабочего пространства при осуществлении изобразительной деятельности;
 приёмы работы с пластилином, красками, бумагой и ножницами;

11



речевой материал, изучавшийся в связи с обучением изобразительной деятельности во 2 классе (в том числе названия изготавливаемых
объектов, их частей, характеристика свойств, соотношений и взаиморасположения объектов и отдельных элемен наблюдать объекты и
явления окружающего природного и социального мира, рассматривать образцы художественного творчества и мастерства;
Обучающиеся получат возможность уметь :
 наблюдать объекты и явления окружающего природного и социального мира, рассматривать образцы художественного творчества и
мастерства;
 передавать собственные наблюдения и впечатления через изобразительную деятельность (в лепке, рисунке, аппликации);
 организовывать своё рабочее место с учётом вида предстоящей изобразительной деятельности;
 ориентироваться на плоскости листа, оперировать понятиями и словарём, передающими пространственное расположение объектов на
изобразительной поверхности;
 проводить прямые и волнистые линии карандашом (фломастером, мелком, кистью) в заданном направлении, не поворачивая листа;
рисовать сразу кистью или фломастером; рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы; использовать в
работе шаблоны и заготовки по заданию учителя;
 повторять и воспроизводить действия учителя при работе над аппликацией, лепке, рисовании;
 изображать знакомые предметы с помощью шаблонов, по точкам и самостоятельно;
 изображать объекты окружающего мира (деревья, дома), передавая отличительные признаки, учитывая строение;
 передавать фигуру и позу человека в лепке и рисунке;
 различать названия и оттенки цветов, смешивать краски (при работе с гуашью), получая составные цвета;
 выполнять работу с опорой на определённую последовательность действий (под руководством учителя или по заданиям,
предложенным в учебнике);
 действовать самостоятельно при выполнении знакомых операций и по аналогии;
 выполнять узоры в полосе, круге, передавая ритм повторением и чередованием форм и цвета;
 передавать основные смысловые связи в рисунке на заданную тему или по рассказу-описанию;
 узнавать в иллюстрациях и репродукциях картин знакомых персонажей, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к
изображённым сюжетам в рисунке, аппликации, скульптуре.
 тов, названия материалов, инструментов и описание действий с ними).
Работа над развитием речи
Во 2 классе закрепляется речевой материал 1 класса. Новые слова, словосочетания:
- гуашь, фон, акварель, берёза, ель, сосна; одежда; кончик кисти;
- смешивать краски;
- круглый, квадратный, треугольный.
12

Новые фразы:
- Смешай краски. Примакивай кистью вот так.
- Картину нарисовал художник. Что он нарисовал?
Какое время года? Почему?

Учебно-тематический план
№п\п Наименование разделов
1
2

3

4
5

№ урока

Обучение композиционной
деятельности
Развитие у учащихся умений
воспринимать и изображать
форму предметов, пропорции,
конструкцию
Развитие у учащихся восприятия
цвета предметов и формирование
умений передавать его в
живописи
Обучение восприятию
произведений искусства
Итого

Кол-во час.

1,2,9,12,14,18,20,26,28,33,34.

11

3,6,10,13,17,19,21,24,25,29.

10

5,7,8,15,16,22,23,30,3132.

10

4,,11,27

3
34

Пояснительная записка
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
3 спец.( коррекционный). класс
13

Содержание программы отражено в следующих разделах:: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Обучение композиционной деятельности
Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы
изображаемого предмета; закрепление умения соотносить размер рисунка и величину листа бумаги. Развитие пространственных
представлений. Работа над понятиями: перед, за, около, рядом с, далеко от, посередине, справа от, слева от. Формирование умения
изображать на листе бумаги предметы, соблюдая их пространственные отношения: ближние – ниже, дальние – выше; использовать приём
загораживания одних предметов другими. Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе (в
вертикальном и горизонтальном формате), закрепление умения передавать ритм в полосе узора, соблюдая очерёдность формы и цвета его
элементов. Формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность.
Примерные задания:Рисование на темы: «Осень. Птицы улетают», «Дети лепят снеговика», «Скворечник на берёзе. Весна»,
Иллюстрирование сказки «Колобок»: «Колобок лежит на окне», «Колобок катится по дорожке».
Выполнение аппликаций: «Закладка для книг» (узор из растительных форм), «Разная посуда» (коллективная работа, на цветной фон
наклеиваются чашки, кружки, кринки, которые дети вырезают из полосок сложенной вдвое бумаги).
Выполнение узора с помощью «картофельного» штампа (элементы узора – растительные формы, снежинки и т.п. – выполняется с помощью
учителя).
овать свою изобразительную деятельность (лепку, работу над аппликацией, рисование).
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Формирование умений проводить анализ предмета с целью его изображения; использование в этой работе метода сравнения, определённой
последовательности в видах работ: сначала лепка, затем составление аппликации и рисование. Формирование умения соотносить форму
предмета с геометрическими фигурами: круг, овал, квадрат и др. Формирование представления о строении тела животных и способах
изображения некоторых животных в лепке и аппликации с опорой на образы дымковских игрушек: «Лошадка», «Гусь» и др. Формирование
умения передавать движения различных одушевлённых и неодушевлённых предметов: человек идёт, бежит; дерево на ветру. Формирование
элементарных представлений о явлениях симметрии и асимметрии в природе. Знакомство с осевой симметрией: изображения насекомых
(бабочки, стрекозы, жуки), а также посуды (кринки, стаканы, кастрюли). Знакомство с элементами декора городецких игрушек: листья,
цветы, бутоны. Выполнение узора в квадрате с использованием элементов городецкой росписи. Обучение приёму составления узора в
квадрате с учётом центральной симметрии в аппликации.
Примерные задания:Лепка: «Зайчик», «Гусь» (по мотивам дымковской игрушки); пирамида из шаров, круглых лепёшек, выделенных
различной величины из пластилина: «Человек стоит – идёт - бежит» (преобразование вылепленной из пластилина фигурки человека).
Аппликация: «Бабочка» (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое, дорисовывание фломастером), «Узор в квадрате из листьев».
14

Рисование с натуры вылепленных игрушек: «Лошадка», или «Гусь» (по выбору учителя), рисование разной посуды: чашки, кружки, кринки
и т.п.
Рисование по образцу и наблюдению: «Деревья зимой», «Деревья осенью. Дует ветер».
Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики: стоит, идёт, бежит.
Рисование элементов городецкой росписи: листья, бутоны. Цветы. Составление узора в квадрате: «Коробочка».
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Расширение представлений учащихся о цвете и красках, работа над понятиями «основные» («главные») цвета — красный, синий, жёлтый и
«составные» цвета — зелёный, оранжевый, фиолетовый, коричневый и др. Развитие технических навыков работы с красками. Закрепление
приёмов получения смешанных цветов на палитре. Обучение приёмам осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением в
краску белил). Получение голубой, розовой, светло-зелёной, серой, светло-коричневой красок. Использование осветлённых красок в
сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.
Примерные задания:
Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами: лист тополя, апельсин, цветок и т.п.
Получение на палитре оттенков чёрного цвета: тёмно – серый, серый, светло – серый; зелёного цвета: светло-зелёный; окраска изображений
(например, лист сирени, монеты и т.п.)
Раскрашивание нарисованных с натуры предметов: посуда, игрушки простой формы (например, мяч, кубики и т.п.).
Рисование элементов городецкой или косовской росписи: листья, бутоны, цветы.
Работа в цвете на темы: (Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приёмов получения светлых оттенков цвета
при изображении неба, земли, стволов деревьев).
Обучение восприятию произведений искусства
Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы
декоративно-прикладного искусства. Беседа по плану:
1. Как художник наблюдает природу, чтобы её изобразить?
2. Как он рассматривает предметы, чтобы их изобразить или придумать другие?
3. Какие краски использует художник, изображая деревья в разные времена года?
4. Что использует художник, придумывая узоры для тканей и посуды? Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенца, платки
с узорами, изделия Городца, Косова, Дымкова, Хохломы, Каргополя
Работа по развитию речи учащихся в связи с освоением содержания предмета Новые слова, словосочетания: художник, природа,
красота; белила, палитра; ритм (в узоре); фон; украшение, движение; загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать;
уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать; идёт, бежит, стоит; развевается (флаг на ветру); примакивать, высыхать
(о краске); светлый (светло-синий) и т. д.; голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко; форма предмета,
кончик кисти, ритм в узоре, «картофельный» штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь, народ. Новые фразы: Приготовь рабочее
15

место. Рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй по памяти. Работай кончиком кисти, вот так. Помой кисточку в воде. В узоре
повторяется форма и цвет; фон в узоре жёлтый; форма предмета похожа на овал. Сначала нарисую ствол, потом ветки. Машина
загораживает дом.
Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Обучающиеся овладеют знаниями:
-названий частей конструкции изображаемого предмета (дерева дома тела человека);
- названий некоторых народных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городец);
- приемов передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с
вблизи расположенными;
- об осевой симметрии.
Обучающиеся овладеют умениями:
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом с помощью учителя;
-планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции с помощью учителя;
-находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, используя ластик;
- с помощью учителя достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;
- изображать некоторые элементы городецкой росписи с помощью учителя;
- соотносить форму предметов с геометрическими эталонами;
- владеть приемами осветления цвета;
-рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года с помощью вопросов учителя.
- самостоятельно рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года.
Тематическое планирование
№
1
2

3

Разделы программы

Обучение композиционной деятельности
Развитие у учащихся умений
воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции, конструкцию
Развитие у учащихся восприятия цвета
предметов и формирование умений
передавать его в живописи

№ урока
3,11,12,13,17,21,24,25,26,32.
2,4,5,6,14,15,18,19,33,34,

Часы
10
10

7,8,9,16, 2,23,27,28,29,30,31,

11

16

4

Обучение восприятию произведений
искусства
Всего:

1,20,10.

3

34

Пояснительная записка
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
4 спец.( коррекционный).класс

Содержание программы отражено в следующих разделах:: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать
и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи», «Обучение восприятию произведений искусства
Обучение композиционной деятельности.
Совершенствование умений передавать глубину пространства посредствам:
уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя;
загораживания один предметом другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с
изображенным пейзажем на переднем, заднем и средних планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по
величине).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов),
позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках, деревья в сказочном лесу с глазами из двух
дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п.
Примерные задания:
Рисование с натуры: «Веточка мимозы в стакане» (натюрморт) (композиция в прямоугольном формате); «Автопортрет».
Пейзаж. Как рисуют природу: «В деревне» (дома, деревья на двух- трёх планах).
Рисование на темы: «Новогодняя ёлка. Снегурочка. Дед Мороз у ёлки»
Узоры (элементы узора- листья, цветы; ритм формы и цвета в узоре, учет центральной симметрии). Составление узора на тему «Краски
лета»
Рисунок по описанию с элементами аппликации: «Улица города. Люди на улице города».
17

Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, “графического диктанта”; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке
изгибы и “узор” ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека). Формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, “примакивание”).
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной
симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).Составление целого изображения
Примерные задания:
Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Стрекоза»,
Как изображать портрет человека, чтобы получилось похоже. Лепка с последующим рисованием «Портрет моей подруги».
Работа в технике аппликации над образцом дерева. Составление целого изображения ели, берёзы, сосны, способом обрыва кусков бумаги
формы кроны в виде цветового пятна. Аппликация «Дети собирают грибы в лесу»
Рисование с натуры и по памяти простым карандашом предметов: «Неваляшка», «Кувшин», «Игрушки» (по выбору)
Работа с картиной В.Васнецова «Богатыри».
Рисование по представлению «Шлем, щит, копьё»
Фигура человека в движении. Лепка фигурок человека с последующей зарисовкой «Школьные соревнования в беге»
Лепка, рисование на тему «Удивительные животные жарких стран»: «Жираф», «Звери в зоопарке», «Бегемот».

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи
Закрепление представлений о цвете, красках и приемах работы красками и кистью.
Использование получаемых осветленных и затемненных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании.
Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы лета (с помощью учителя).
Примерные задания:
Рисование с натуры листьев в осенней окраске с последующим раскрашиванием красками по сырой бумаге.
Аппликация «Листья берёзы на солнышке и в тени»
Рисование: «Веточка с листьями, освещенная солнцем», «Веточка с листьями в тени»
Рисование на тему «Добрые герои сказки», «Как рисовать злого героя сказки», «Доброе, злое в сказках»; «Необыкновенные сказочные
деревья»
Рисование на тему «Нарисуй море»
Народное искусство. Фарфоровые изделия.Гжель. Украшение посуды гжельской росписью. Роспись вазы (чашки, блюда)
18









Обучение восприятию произведений искусства.
Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов.
Беседы на темы:
1. Как и о чем создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски,
гуашь, акварель, пастель, сангина, карандаши, тушь и др.).
2. Как и о чем создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст, группа из нескольких фигур, статуэтка). Какие
материалы использует скульптор (мрамор, гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.).
Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И. Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитан, Ф.
Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и др. (по выбору учителя).
Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по выбору учителя).
Инструменты художников и скульпторов (фотографии).
Работа над развитием речи
Закрепление речевого материала 1, 2, 3 классов.
Новые слова, словосочетания:
Искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо;
палитра;
Скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;
радостный, мрачный, сказочный, волшебный;
смешное, страшное, доброе, злое;
рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти;
рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;
красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, узоры Гжели.
Новые фразы:
Рисунок с натуры. Рисуй, что бы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.
Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти.
Рисуй по памяти (как запомнил).
Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья, и т. п.
Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения в 4 классе:
Обучающиеся будут знать:

 материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;
19

 способы работы по мокрой и сухой бумаге;
 название жанров живописи(пейзажи, натюрморт, портрет, рисунок на тему из жизни, сюжетный);
 названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково, Городец);
 явление осевой и центральной симметрии, существующие в природе.
Обучающиеся овладеют умениями:




в рисунке;





рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);
рисовать по памяти, после проведенных наблюдений;
использовать планы и хотя бы частичное загораживание одних предметов другими в работе над аппликацией или





выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;
применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;
сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;
осветлять и затемнять краски, используя белила и черную краску;
закрашивать силуэт краской, разведенной до нужной консистенции;
рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приемы работы с краской и кистью;
в работе над аппликацией составляет целое изображение частей.
Тематическое планирование

№
1
2

3

Разделы программы

Обучение композиционной
деятельности
Развитие у учащихся умений
воспринимать и изображать
форму предметов, пропорции,
конструкцию
Развитие у учащихся восприятия
цвета предметов и формирование
умений передавать его в
живописи

№ урока
9,10,11,17,18,32,33,34

Часы
8

1,
10
3,12,15,16,23,24,27,28,29.

4,5,6,7,10,20,21,22,25,31. 10

20

4

Обучение восприятию
произведений искусства
Всего:

2,8,13,14,19,30

6

34

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».