Рабочая программа Чтение 5-9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для 5-9 классов составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2021 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г № 2 об утверждении санитарных правил и норм
СанПиНи1.2.3.686-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды
обитания»
- приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (вступил в силу 1 сентября 2021года);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ФГОС применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) Москва «Просвещение» 2023.;
- Рабочей программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1, 5-9 классы
(чтение) под редакцией Э. В. Якубовской, М. И. Шишковой, И. М. Бгажноковой, 6-е издание, М. «Просвещение» 2023г.
- Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Дерябинской среднеобразовательной школы»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;
- Адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МКОУ
«Дерябинская СОШ» 2021 г.;
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями приказ министерства просвещения РФ №1026 от 24 ноября 2022 г.)
-Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) МКОУ «Дерябинская СОШ» 2022 г.;
- Рекомендации ТПМПК.

Цели: продолжение формирования у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания
читаемого материала, развития речи и их мышления.
Задачи:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов
речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и
научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения
к культуре народов многонациональной России и других стран.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика учебного предмета.
На уроках чтения ведется работа по совершенствованию техники чтения и понимания содержания художественных произведений
уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику,

адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы,
обобщения, в том числе эмоционального плана.
Процесс обучения чтению неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою
деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение чтению носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из
средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Основные виды деятельности на уроке:
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание
собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели
чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием
интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и
задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные
средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах,
выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль
текста.
Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими
средствами обучения.
Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и
качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и
структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения
и развития речи.
Контроль за состоянием техники чтения проводится 1 раз в четверть.

Описание места учебного предмета в учебном плане.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и учебным планом МКОУ «Дерябинская СОШ» и предусматривает
изучение предмета чтение в количестве:

Наименование 5 класс
предмета
Чтение

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

4ч. в неделю

4ч. в неделю

4ч. в неделю

4ч. в неделю

4ч. в неделю

136ч. в год

136ч. в год

136ч. в год

136ч. в год

136ч. в год

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Чтение».
Ценностные ориентиры предмета чтения.
Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою
позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.
Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного
оптимизма;
Формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности
личности и общества в пределах своих возможностей.
На уроках чтения учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким
образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание.
На уроках чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и
анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и
т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система
духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока чтения, формирует личностные качества человека,
характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Изучение литературного чтения в начальной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:
– направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви;
- свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений;
- природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и
бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и
бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы;

- красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность
стремления к гармонии, к идеалу;
- семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования
способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким людям, чувства любви, благодарности, взаимной
ответственности;
- гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее
своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу;
- патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения
Освоение программы обеспечивает достижение выпускниками коррекционной школы личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты.
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
12. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13. Проявление готовности к самостоятельной жизни.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

в 5 классе
—
развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т. п.);
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведет литературы;
—
понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность выполнять;
—
способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
—
способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его
реализации, и в конце действия необходимые коррективы;
—
умение строить сообщения в устной форме;
—
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
—
умение формулировать собственное мнение;
—
способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
—
умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
—
умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
—
умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;
—
умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения, логические ударения);
—
способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
—
умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, люстрации, рисунки, драматизацию и т. п. различные виды
пересказов (полный, выборочный, по ролям);
—
способность выделять главную мысль произведения;
—
способность участвовать в беседе;
—
умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;
—
способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их по-1 ступкам,
—
способность заучивать стихотворения наизусть;
—
способность читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеки.
Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения
в 6 классе
Личностные результаты
— формировать понимание важности процесса обучения;
— развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой;
— формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и
эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

— развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с
собственным опытом;
— формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
—
развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответветствии с задачами коммуникации;
—
развивать умение составлять тексты в устной форме;
—
развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;
—
развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку
событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
—
совершенствовать мотивации к систематическому, самостоятельному чтению.
Предметные результаты
—
читать текст правильно, осознанно и выразительно, вслух и про себя;
—
делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);
—
определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;
—
пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения,
коллективном обсуждении и т. п.;
—
самостоятельно составлять и задавать одноклассникам (или учителю) вопросы к тексту;
—
понимать жанровые особенности произведений (сказка, стихотворение, рассказ, басня);
—
заучивать наизусть стихотворения, басни;
—
совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока, выбор
книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т. д.).

Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения
в 7 классе
Личностные результаты
—
формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для
самопознания и развития;
—
совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке мире в процессе чтения;
—
развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с литературными произведениями;
—
развивать морально-этические представления, эмоционально-нравственную отзывчивость;
—
развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
—
развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать
индивидуально и группе;
— развивать умения строить рассуждения в процессе анализа текста;

развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий при чтении и обсуждении художественных произведений.
Предметные результаты
—
совершенствовать умение читать правильно, осознанно, выразительно, бегло;
— читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты;
—
совершенствовать умение пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);
—
развивать умение выделять тему и идею художественного произведения;
—
развивать навыки характеристики и анализа текстов различных жанров;
—
развивать умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение;
—
составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге;
—
формировать понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
—
развивать умение характеризовать героев произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
—
определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания текста;
—
формулировать собственное отношение к произведениям литературы, героям произведений, уметь давать им оценку;
—
понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней;
—
совершенствовать умение пользоваться библиотекой, выбирать нужную книгу;
—
совершенствовать мотивацию к систематическому досуговому чтению.
—

Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения
в 8 классе
Личностные результаты
—
развивать творческую личность путём приобщения к литературе искусству слова;
—
развивать способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
—
совершенствовать духовно-нравственные качества личности (чувство ответственности, сострадание, взаимовыручка, чувство долга и
т. п.);
—
развивать умение грамотно, точно, ясно излагать свои мысли в устной форме;
—
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
—
адекватно самостоятельно оценивать свои суждения, в случае необходимости вносить в них коррективы;
—
слушать одноклассников, понимать позицию другого человека;
—
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее
—
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
—
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
—
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Предметные результаты
—
совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного беглого чтения;
—
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе в ученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
—
понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
—
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного нескольких произведений;
—
определять в произведении сюжет, композицию, изобразительно-в разительные средства языка, понимать их роль в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения;
—
формулировать собственное отношение к произведениям и их героям;
—
понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней:
—
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка, цитат из текста;
—
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать собственные вопросы;
—
создавать устные монологические высказывания разного типа;
—
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
—
понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
--совершенствовать умения пользоваться библиотекой, самостоятельно набирать книги для досугового чтения.
Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения
в 9 классе
Личностные результаты
—
развивать устойчивый познавательный интерес к чтению, потребность в чтении;
—
развивать чувство прекрасного, умение чувствовать красоту и выразительность речи;
—
развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
—
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;
—
стремиться к совершенствованию собственной речи;
—
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
—
уметь задавать вопросы, необходимые для организации деятель и сотрудничества с партнёром;
—
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
—
оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
—
уметь использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов;
—
определять для себя цели чтения художественной литературы, рать произведения для самостоятельного чтения.
Предметные результаты
—
читать тексты произведений правильно, осознанно, выразительно, бегло;
—
осознанно воспринимать и понимать изучаемый текст, выделять нравственную проблематику;

—
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста под; сжато, выборочно, от 1-го лица, от 3-го лица;
—
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять свое отношение к ней;
—
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному те» создавать устные монологические высказывания;
—
уметь вести диалог с учителем и сверстниками;
—
понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные нравственные
ценности;
—
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, определять
последователи событий;
—
уметь составлять краткую аннотацию литературного произведения по заданному образцу;
—
делить текст на части, озаглавливать их, составлять план, пересказывать текст по плану;
—
задавать вопросы по прочитанному тексту;
—
уметь читать наизусть стихотворные произведения;
—
уметь выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный
—
уметь оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение);
—
формулировать несложные выводы, с опорой на авторский текст, предложенной теме или при ответе на вопрос;
—
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами, высказывать собственное суждение,
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на или собственный опыт, соотносить позицию автора с
собственной точки зрения;
—
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
—
самостоятельно и целенаправленно выбирать книги в библиотеке заданной тематике, по собственному желанию.
Чтение
(Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения
в 5-9 классах)
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной
подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);

выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных; установление последовательности событий в произведении; определение
главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных
заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения; определение основной мысли произведения (с помощью учителя); самостоятельное
деление па части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя); различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам
героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя); пересказ текста по коллективно составленному плану; нахождение в
тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение
художественной литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Содержание учебного предмета «Чтение» 5-9 классы.
5 класс
Содержание программы чтения:
1. Устное народное творчество
Считалки.
Заклички-приговорки.
Потешки.
Пословицы и поговорки.
Загадки.
2. Сказки

Никита Кожемяка (Русская сказка).
Как наказали медведя (Тофаларская сказка)
Золотые руки (Башкирская сказка)
Морозко (Русская сказка).
Два мороза (Русская сказка).
Три дочери (Татарская сказка)
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. (Отрывки) А. С. Пушкин.
Серая шейка. По Д. Мамину-Сибиряку.
3. Картины родной природы в то числе:
Лето
Июнь. Г. Скребицкий.
«Ярко солнце светит..» И. Суриков.
Июльская гроза. (Отрывки.) А. Платонов.
Берёзка. А. Прокофьев.
«Вот и клонится лето к закату…» Ю. Гордиенко.
Осень
Сентябрь. По Г. Скребицкому.
Золотая осень. По И. Соклову-Микитову.
Осень. К. Бальмонт.
Добро пожаловать! По Г. Скребицкому.
Осенние грусти .. По В. Астафьеву.
Первый снег. И. Бунин.
Зима
«Чародейкою зимою..» Ф. Тютчев.
Декабрь. Г. Скребицкий.
К зиме. К. Бальмонт.
Всяк по-своему. Г. Скребицкий.
«Поёт зима – аукает…» С. Есенин.
Берёза. С. Есенин.
Зимняя дорога. А. Пушкин.
Весна
Март. Г. Скребицкий.
«Вот уж снег последний в поле тает..» А. Толстой.

От первых проталин до первой грозы. (Отрывки.) Г. Скребицкий.
Весна-красна.
Грачи прилетели.
Заветный кораблик.
В весеннем лесу.
Весенние ручьи. (Отрывок из повести «Детство Никиты».) А. Толстой.
«гонимы вешними лучами…» А. Пушкин.
Ворона. А. Блок.
Подснежник. Е. Серова.
Весна. И. Соколов-Микитов.
«Крупный дождь в лесу зелёном…» И. Бунин.
Черёмуха. С. Есенин.
Весна, весною, о весне. Я. Аким.
4. О друзьях-товарищах
Колючка. Ю. Яковлев.
Рыцарь Вася. Ю. Яковлев.
Витя Малеев в школе и дома. (Отрывок.) Н. Носов.
«Фосфорический мальчик. В. Медведев.
Дорогой подарок. Л. Воронкова.
Твой друг. Я. Аким.
5. Басни И. Крылова
Ворона и лисица.
Щука и кот.
Квартет.
6. Спешите делать добро
Будущий олимпиец. Н. Хмелик.
Слепой домик. О. Бондарчук.
Бабка. В. Осеева.
Сухой хлеб. А. Платонов.
Люся. (Отрывок из повести «Последний срок».) В. Распутин.
Труд. В. Брюсов.
Огромное небо. Р. Рождественский.
7. О животных
Тёма и Жучка. (Отрывок из повести «Детство Тёмы».) Н. Гарин-Михайловский.

Желтухин. (Отрывок из повести «Детство Никиты».) А. Толстой.
Кот Ворюга. К. Паустовский.
Про обезьянку. В. Житков.
Дачники. Э. Асадов.
Из рассказов Олёны Даниловны. Ф. Абрамов.
Будь человеком. С. Михалков.
8. Из прошлого нашего народа
На поле Куликовом. По О. Тихомирову.
Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву.
«..И снится ей жаркое лето..» (Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».) Н. Некрасов.
Белый пудель. (отрывки.) А. Куприн.
Снега, поднимитесь метелью! По Л. Жарикову.
У Могилы неизвестного Солдата. Ю. Коринец.
9. Из произведений зарубежных писателей
Гаврош. (Отрывки.) В. Гюго.
Приключения Тома Сойера. (Отрывок.) М. Твен.
Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. (Отрывки.) С. Лагерлёф.
Русалочка. (отрывок.) Г. Х. Андерсен.
Навыки чтения
Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов,
состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и
понимания значения прочитанного.
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.
Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз,
тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при
однородных членах предложения.
Работа с текстом
Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста.
Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.
Выделение в соответствии с данным планом частей текста.
Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.

Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых
средств связи
предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по роля и драматизация диалогов.
Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов (с| помощью учителя).
Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение
характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов к выражений (с помощью учителя, с опорой на
наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).
Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная
подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.
Основные требования к умениям учащихся
Минимальный:
правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слог
находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями;
отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощь учителя);
заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося);
принимать участие в уроках внеклассного чтения.
Достаточный:
правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам;
читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно;
выражать своё отношение к поступкам героев и событиям;
выучить наизусть 8—10 стихотворений;
читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему,
чтение статей из детских газет и журналов. Беседы о прочитанном, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение
и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах.
Изучаемые произведения:
1. «Белая уточка» (Русская народная сказка.)
2. «Гуси-лебеди» (Русская народная сказка.)
3. Сказки народов мира.
4. И. А. Крылов. Басни.

5. В Сутеев «Кто сказал «мяу»?».
6. Бажов П. П. «Серебряное копытце».
7. Гайдар А. П. «Чук и Гек».
8. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
9. Пришвин М. М. «В краю дедушки Мазая».
Учащиеся должны знать:
наизусть 8-10 стихотворений.
1. Пушкин А.С. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).
2. Суриков И. «Ярко солнце светит …»
3. Прокофьев А. «Берёзка».
4. Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»
5. К. Бальмонт «Осень»
6. Бунин И. «Первый снег.»
7. Крылов И. «Ворона и лисица» (отрывок басни).
8. Тютчев Ф. «Чародейкою Зимою…»
9. Есенин С. «Берёза».
10. Коринец Ю. «У могилы неизвестного солдата»
Распределение часов по разделам.
5 класс (136 часов в год)
№ п/п раздела

Наименование раздела/ подраздела.

Количество часов

I.

Устное народное творчество

3 часа

II

Сказки

23 часа

III

Картины родной природы:

43 часа

Лето – 10 часов
Осень – 8 часов
Зима – 9 часов

Весна – 16 часов
IV.

О друзьях-товарищах

11 часов

V.

Басни И. Крылова

4 часа

VI.

Спешите делать добро

13 часов

VII.

О животных

14 часов

VIII.

Из прошлого нашего народа

16 часов

IX.

Из произведений зарубежных писателей

9 часов

Итого:

136 часов

6 класс
Содержание программы чтения:
1. Моя Родина
Отечество. По В. Пескову
Россия. М. Ножкин
Моя Родина. М. Пришвин
2. «Золотая осень»
Сентябрь. В. Бианки
«Лес точно терем расписной…» И. Бунин
Грабитель. Ю. Качаев
Белый домик. Б. Житков

Звонкие ключи. А. Белорусец
Заячьи лапы. К. Паустовский
Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание») И. Тургенев
Хитрюга. Е. Носов
Октябрь. В. Бианки
3. Страницы истории
Будь человеком. С. Михалков
Петя мечтает. Б. Заходер
Слон и муравей. (Сказка). По Д. Биссету
Кузнечик Денди. (Сказка). По Д. Биссету
Как один мальчик играл с палкой. Дж. Родари
Пуговкин домик. Дж. Родари
Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины)
Москва. (В сокращении) Ф. Глинка
Ноябрь. В. Бианки
Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву
На берегу Невы. По С. Алексееву
Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву
Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой
Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову
Тайна цены.(Сказка) Е. Пермяк
Здравствуйте! ( В сокращении) Перевод с польского Д. Гальперина
4. Здравствуй, гостья-Зима!
Декабрь. В. Бианки
Новогодние загадки. Е. Благинина
Встреча зимы. (В сокращении). А. Никитин
Тёплый снег. А. Дорохов
«Вот север тучи нагоняя…» А. Пушкин
Пушкин. Д. Хармс
Январь. В. Бианки
Ель. (Сказка) Х.-К. Андерсен
Ванька. А. Чехов
«Весело сияет месяц над селом…» (Отрывок) И. Никитин
«Белый снег пушистый в воздухе кружится…» (Отрывок) И. Суриков

Лёля и Минька. М. Зощенко
Пурга. Ю. Рытхэу
Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев
Февраль. В. Бианки
Двенадцать месяцев. (Отрывки) С. Маршак
Снежная королева. (Сказка) Х.-К. Андерсен
5. Весна-красна
Первые приметы. С. Смирнов
Март. В. Бианки
Весна идёт. По В. Пескову
Жаркий час. М. Пришвин
Весенняя песня. (Сказка) Г. Скребицкий
Жаворонок. В. Жуковский
Детство Никиты. (Отрывок) А. Толстой
«Как после мартовских метелей…» А. Твардовский
«И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…» А. Плещеев
Апрель. В. Бианки
6. Рассказы о животных
Стальное колечко. (Сказка) К. Паустовский
Злодейка. По В. Астафьеву
Рассказы про зверей. Е. Барониной
Кот в сапогах. В. Драгунский
Заяц и ёж. Д. Хармс
Зеркало и обезьяна. И. Крылов
Рикки-Тикки-Тави. Р. Киплинг
7. Рассказы, сказки, стихи для детей
«Дождь пролетел и сгорел на лету…» В. Набоков
Май. В. Бианки
Наши песни спеты на войне. М. Дудин
Звездолёт «Брунька». В. Медведев
Корзина с еловыми шишками. К. Паустовский
Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери
Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон») В. Астафьев
«Нынче ветер, как мальчишка весел…» Н. Рыленков

Навыки чтения
Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение словосочетанием, в трудных случаях — целым словом в соответствии с нормами
литературного произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов, отрывков из текста учебника для
совершенствования навыка беглого чтения.
Чтение про себя при выполнении различных заданий. Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений,
синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах.
Работа с текстом
Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.
Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.
Деление текста на части, составление простого плана под руководством учителя.
Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.
Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий
от липа разных героев.
Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение
слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного
слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.
Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества.
Основные требования к умениям учащихся
Минимальный:
- читать вслух правильно, целым словом, трудные слова — по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в
зависимости от знаков препинания;
- читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;
- оценивать поступки героев (с помощью учителя);
- заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом индивидуальных особенностей учащихся);
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.
Достаточный:
- читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях
— целым словом;
- читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;

- делить текст на части под руководством учителя;
- пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
- определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;
- выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
- выучить наизусть 8 -10 стихотворений;
- читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.
Изучаемые произведения для внеклассного чтения.
Изучаемые произведения:
Пришвин М. М.: «Барсук»
Русские народные сказки
Сказки народов мира
Астафьев В. П.: «Васюткино озеро»
Гайдар А. П.: «Тимур и его команда»
Носов Н. Н. : «Приключения Незнайки и его друзей»
Мамин-Сибиряк А. Н.: «Емеля-охотник», «Приемыш».
Толстой А. Н.: «Золотой ключик или приключения Буратино»
Паустовский К. Г.: «Кот – ворюга»
Учащиеся должны знать наизусть:
- наизусть 8-10 стихотворений:
М. Ножкин «Россия»
Б. Заходер «Петя мечтает»
В. Жуковский «Жаворонок»
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя,..»
И. Бунина: «Лес, точно терем расписной»
И. Суриков «Белый снег пушистый..»
С. Никитин: «Весело сияет месяц над селом…»
А. Твардовский: «Как после мартовских метелей»
В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету..»
Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел»

№ п/п
раздела

Распределение часов по разделам.
6 класс (136 часов в год)
Наименование раздела/ подраздела.
Количество часов

I.

Моя Родина.

3 ч.

II

Золотая осень.

16 ч.

III

Страницы истории.

24 ч.

IV.

Здравствуй, гостья - Зима!

34 ч.

V.

Весна-красна.

21 ч.

VI.

Рассказы о животных.

19 ч.

VII.

Рассказы, сказки, стихи для детей.

19 ч.

Итого:

136 часов

7 класс
Содержание программы чтения:
1. Устное народное творчество
Русские народные сказки: «Сивка – бурка»,
«Журавль и цапля»,
«Умный мужик»
Былина: «Три поездки Ильи Муромца»
Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы»,
«По улице мостовой»,
Пословицы, Загадки.
2. Из произведений русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,
«Зимний вечер»,
«У Лукоморья»
Михаил Юрьевич Лермонтов: «Бородино»

Иван Андреевич Крылов: «Кукушка и петух»,
«Волк и Журавль»,
«Слон и Моська»
Николай Алексеевич Некрасов: «Несжатая полоса»,
«Генерал Топтыгин»
Лев Николаевич Толстой: «Кавказский пленник» (В сокращении)
Антон Павлович Чехов: «Хамелеон»
Владимир Галактионович Короленко: «Дети подземелья» (В сокращении)
3. Из произведений русской литературы XX века
Максим Горький: «Детство» (Отрывки из повести),
«В людях» (Отрывки из повести)
Михаил Васильевич Исаковский: «Детство»,
«Ветер», «Весна»
Константин Георгиевич Паустовский: «Последний чёрт»
Михаил Михайлович Зощенко: «Великие путешественники»
Константин Михайлович Симонов: «Сын артиллериста» (Отрывки)
Валентин Петрович Катаев: «Флаг»
Николай Иванович Рыленков: «Деревья»,
«Весна без кукушки – вещуньи…»,
«Всё в тающей дымке…»
Юрий Иосифович Коваль: «Капитан Клюквин»,
«Картофельная собака»
Юрий Яковлевич Яковлев: «Багульник»
Радий Петрович Погодин: «Время говорить – пора»
Анатолий Георгиевич Алексин: «Двадцать девятое февраля» (Отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)
Константин Яковлевич Ваншенкин: «Мальчишка»,
«Снежки».
Навыки чтения.
Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения.
Предварительное чтение про себя несложного текста по содержанию и структуре, в остальных случаях — после анализа
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного в классе произведения или отрывка из него.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа с текстом

Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста выделять главную мысль каждой части и произведения в целом,
оценивать поступки героев, определять их мотивы. Анализ (с помощью учителя). литературного произведения с позиции его нравственной
ценности.
Составление характеристики героя (с помощью учителя).
Обсуждение вопросов о возможном дальнейшем развитии событий и составление воображаемых диалогов главных действующих лиц.
Формирование умения самостоятельно составлять план к частям текста.
Различение частей текста описательного и повествовательного характера.
Подробный и краткий пересказ. Пересказ от третьего лица.
Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с знакомыми словами, развитие умения правильно объяснять их.
Выделение образных средств языка, их использование в пересказе.
Обсуждение вопроса о причинах выбора автором того или иного слова; передача с помощью авторских слов характера героя, событий,
отношения к ним автора.
Умение различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.
Основные требования к умениям учащихся
Минимальный:
—
читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;
—
читать про себя проанализированные ранее тексты;
—
отвечать на вопросы учителя;
—
пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображённым событиям;
—
высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
—
выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
—
учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенности учеников);
—
участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Достаточный:
—
читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, трудных случаях целым словом);
—
читать про себя с предварительным заданием лёгкие по содержан тексты;
—
выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
—
формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
—
делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
—
характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
—
выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
—
соотносить читаемые произведения с определённым жанром (с помощью учителя);
—
выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
—
читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в её обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.

Внеклассное чтение: один раз в месяц в количестве 9 ч.
Самостоятельное чтение произведений для юношества. Чтение отдельных статей из газет и журналов
Обсуждение прочитанных книг, статей.
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Изучаемые произведения:
Паустовский К. Г. «Жильцы старого дома».
Чехов А.П «Каштанка».
Паустовский К. Г. «Старый повар»
Лагин Л. Н. «Старик Хоттабыч».
Бианки В. В. «Бешеный бельчонок».
Бианки В. В. «Приказ на снегу».
Чехов А. П. «Спать хочется».
Паустовский К. Г. «Степная гроза»
Кассиль Л. «Огнеопасный груз»
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать
наизусть 10 стихотворений:
Пушкин А. С. «Зимний вечер»
Пушкин А. С. «У Лукоморья» (отрывок)
Лермонтов М. Ю. «Бородино» (отрывок)
Крылов И. А. «Кукушка и петух»
Крылов И. А. «Слон и Моська»
Некрасов Н. А. «Несжатая полоса»
Исаковский М. В. «Ветер»
Симонов К. М. «Сын артиллериста»
Рыленков Н. И. «Всё в тающей дымке-…»
Ваншенкин К. Я. «Снежки»

Распределение учебного времени по разделам

7 класс (136 часов в год)
№ п/п
раздела
I.

Наименование раздела/ подраздела.
Устное народное творчество.

16 ч.

II

Из произведений русской литературы XIX века.

59 ч.

III

Из произведений русской литературы XX века.

61 ч.

Внеклассное чтение в разделах

9 ч.

Итого:

136 часов

8 класс
Содержание программы чтения:
1. Устное народное творчество
Сказки
Волшебное кольцо (Русская народная сказка)
Пословицы и поговорки
Баллады
Перчатка (Повесть). В. А. Жуковский
Нашла коса на камень. И. 3. Суриков
Былины
Добрыня и Змей
2. Произведения русских писателей XIX века
Александр Сергеевич Пушкин
Публичное испытание. М. Я. Басина
Записки о Пушкине (Отрывок). И. И. Пущин
Памятник (Отрывок)
«Во глубине сибирских руд...»

Количество часов

Зимнее утро
И. И. Пущину
19 октября 1827
Няне
«На холмах Грузии...»
Сожжённое письмо (Отрывок)
«Я вас любил...»
Сказка о попе и о работнике его Балде
Михаил Юрьевич Лермонтов
Смерть Поэта (Отрывок)
Родина (Отрывок)
Парус
Сосна
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (Отрывки)
Иван Андреевич Крылов
Волк на псарне
Осёл и Соловей
Муха и Пчела
Николай Алексеевич Некрасов
Размышления у парадного подъезда (Отрывок)
«В полном разгаре страда деревенская...»
Мороз, Красный нос (Отрывок)
Русские женщины (Отрывок)
Иван Саввич Никитин
Русь (Отрывок)
Утро на берегу озера
Иван Сергеевич Тургенев
Муму (В с о к р а щ е н и и )
Лев Николаевич Толстой
После бала (В с о к р а щ е н и и )
3. Произведения русских писателей 1-й половины XX века
Антон Павлович Чехов
Лошадиная фамилия
Владимир Галактионович Короленко

Слепой музыкант (Отрывки)
Максим Горький
Макар Ч у д р а ( О т р ы в о к )
Сергей Александрович Есенин
«Спит ковыль...»
Пороша
«Отговорила роща золотая...»
Андрей Платонович Платонов
Разноцветная бабочка (Сказка)
Алексей Николаевич Толстой
Русский характер
Николай Алексеевич Заболоцкий
Некрасивая девочка
4. Произведения русских писателей 2-й половины XX века
Константин Георгиевич Паустовский
Телеграмма (В с о к р а щ е н и и )
Рувим Исаевич Фраерман
Дикая собака Динго, или Повесть о первой л ю б в и ( О т р ы в к и )
Лев Абрамович Кассиль
Пекины бутсы
Александр Трифонович Твардовский
Василий Т ё р к и н ( О т р ы в к и и з п о э м ы )
Василий Макарович Шукшин
Гринька Малюгин (В с о к р а щ е н и и )
Виктор Петрович Астафьев
Далёкая и близкая с к а з к а ( Г л а в а и з п о в е с т и «Последний поклон»)
Радий Петрович Погодин
Алфред
Алексей Александрович Сурков
Родина
Навыки чтения
Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного
произношения.
Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными задания учителя.

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа над текстом
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной
мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки
зрения отражения в н нравственных истин.
Составление характеристики героев путём отбора соответствующих мет текста для подтверждения определённых черт характера.
Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).
Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.
Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.
Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного.
Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.
Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступа в роли учителя, составлять ответы на вопросы, используя сложные
предложения.
Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в
тексте слов и словосочетаний, употреблённых в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы,
изображении событий, героев.
Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.
Определение жанровых особенностей произведения.
Основные требования к умениям учащихся
Минимальный:
- читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
- читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
- пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
- выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
- выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
- находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
- учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенное учеников);
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Достаточный:
- читать вслух правильно, бегло, выразительно;
- читать про себя доступные по содержанию тексты;
- выделять тему и определять идею произведения (последнее задание с помощью учителя);

- определять черты характера главных героев и выражать своё отношение к ним (с помощью учителя);
- самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;
- отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая вниманиe на лексику, характеризующую эмоциональное состояние
действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;
- пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
- выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);
заучить наизусть 10 стихотворений;
- читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
Список литературы для внеклассного чтения
А. А. Суриков «Стихотворения»
А. П. Чехов «Толстый и тонкий»
В. А. Каверин «Два капитана»
Ю.В. Бондарев «Батальон просит огня»
В. М. Шукшин «Сильные идут дальше»
Ю. В. Бондарев «Юность командиров»
С. А. Есенин «Стихотворения»
В. П. Астафьев «Последний поклон»
Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок:
А. С. Пушкин: «Во глубине сибирских руд.., Зимнее утро, Я вас любил: любовь еще быть может..»
М. Ю. Лермонтов: «Родина, Парус»
И. А. Крылов: «Осел и соловей»
Н. А. Некрасов: «Мороз, Красный нос»
И. С. Никитин: «Русь»
И. С. Тургенев: «Муму» (отрывок из 2 части «Спасение Муму»)
С. А. Есенин: «Спит ковыль. Равнина дорогая.., Пороша»
Распределение учебного времени по разделам
8 класс (136 часов в год)
№ п/п
Наименование раздела/ подраздела.
Количество часов
раздела

I.
II

Устное народное творчество.
Произведения русских писателей XIX века

14 ч.
59 ч.

III

Произведения русских писателей 1-й половины
XX века

30 ч.

IV.

Произведения русских писателей 2-й половины
XX века

33 ч.

Внеклассное чтение в том числе в разделах (1 раз 9 часов
в месяц)
Итого:

136 часов

9 класс
Содержание программы чтения:
1. Устное народное творчество
Русские народные песни
Колыбельная
«За морем синичка не пышно жила…»
Былины
«На заставе богатырской» (В сокращении)
Сказки
«Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении)
«Лиса и Тетерев»
2. Из произведений русской литературы XIX века
В.А.Жуковский
«Три пояса» (В сокращении)
И.А.Крылов
«Кот и Повар» (В сокращении)

А.С.Пушкин
«Руслан и Людмила» (В сокращении)
«Барышня-крестьянка» (В сокращении)
М.Ю.Лермонтов
«Тучи»
«Баллада»
«Морская царевна» (В сокращении)
Н.В.Гоголь
«Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки в сокращении)
Н.А.Некрасов
«Рыцарь на час» (Отрывки)
«Саша» (Отрывок)
А.А.Фет
«На заре ты ее не буди…»
«Помню я: старушка няня…»
«Это утро, радость эта…»
А.П.Чехов
«Злоумышленник» (В сокращении)
«Пересолил»
3. Из произведений русской литературы XX века
М.Горький
«Песня о Соколе» (В сокращении)
В.В.Маяковский
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (В сокращении)
М.И.Цветаева
«Красной кистью…»
«Вчера еще в глаза глядел…»
К.Г.Паустовский
«Стекольный мастер»
С.А.Есенин
«Нивы сжаты, рощи голы…»
«Собаке Качалова»
М.А.Шолохов
«Судьба человека» (Отрывки в сокращении)

Е.И.Носов
«Трудный хлеб»
Н.М.Рубцов
«Тихая моя родина» (В сокращении)
«Русский огонек» (В сокращении)
«Зимняя песня»
Ю.И.Коваль
«Приключения Васи Куролесова» (отрывок)
4.Из произведений зарубежной литературы
Роберт Луис Стивенсон
«Вересковый мед» (В сокращении)
Эрнест Сетон-Томпсон
«Снап» (Отрывок в сокращении)
Джеральд Даррелл
«Живописный жираф» (Отрывок в сокращении)
Навыки чтения
Продолжение работы над техникой чтения.
Совершенствование навыка сознательного чтения: установление логических связей описываемых событий, определение мотивов поступков
героев, подбор фактов для подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с помощью учителя).
Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к нему и к описываемым событиям.
Составление характеристики действующих лиц по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для
подтверждения определённых черт характера действующего лица.
Выделение в тексте описаний и повествований. Составление планов к этим типам текстов и пересказ их по плану.
Работа над кратким пересказом и пересказом с элементами рассуждения.
Выделение незнакомых слов в тексте, их объяснение. Работа над образностью языка произведения.
Разыгрывание диалогов действующих лиц произведения с сохранением авторской лексики.
Развитие умения доказывать (с помощью учителя) принадлежность произведения или его фрагмента к определённому жанру.
Основные требования к умениям учащихся
Минимальный:
- уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;
- участвовать в анализе произведения;
- выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
- пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;

- высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;
- учить стихотворения наизусть;
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту
Достаточный:
- читать вслух правильно, бегло, выразительно;
- читать про себя доступные по содержанию тексты;
- выделять идею произведения (с помощью учителя);
- называть главные черты характера героев, подтверждать их из произведения;
- самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их;
ставить вопросы к тексту и задавать их классу;
- выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя);
- использовать образные средства языка в составлении характер героев, описании событий и пересказе;
выучить наизусть 10 стихотворений;
Внеклассное чтение
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение художественной литературы, статей из газет и журналов с последующим обсуждением.
Урок внеклассного чтения проводится один раз в месяц.
Изучаемые произведения:
Русские народные сказки.
А. А. Ахматова Стихотворения.
Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие».
К. Г. Паустовский «Телеграмма»
А. Р. Беляев «Человек-амфибия»
М. Горький «В людях»
С. А. Есенин «Стихотворения»
Ю. В. Бондарев «Горячий снег»
В. М. Шукшин «Мечты»
Учащиеся должны знать наизусть:
М. Ю. Лермонтов «Тучи» (стихотворение)
Н. В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» (отрывок из рассказа)
Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)
А. А. Фет «Это утро, радость эта…» (стихотворение)
М. Горький «Песня о Соколе» (отрывок)
М. И. Цветаева «Красной кистью…» (стихотворение)
С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова» (стихотворения)

Н. М. Рубцов «Зимняя песня» (стихотворение)
Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд» (отрывок из баллады)

Распределение учебного времени по разделам
9 класс (136 часов в год)
№ п/п
Наименование раздела/ подраздела.
раздела
Устное народное творчество.
I.

13 ч.

II

Из произведений русской литературы XIX века

60 ч.

III

Из произведений русской литературы XX века

30 ч.

IV.

Из произведений зарубежной литературы

33 ч.

Внеклассное чтение в разделах (1 раз в месяц)

9 часов

Итого:

Количество часов

136 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».