Пояснительная записка.
Рабочая программа “Математика” для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 5-8 специальных (коррекционных) классов разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
Программа разработана на основании Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант1) М.: «Просвещение» 2023 г., одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22
декабря 2015 г. № 4/15);
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от
24.07.1998 N 124-ФЗ;
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; ФГОС применяется к правоотношениям,
возникшим с 1 сентября 2016 года;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;
- Адаптированная образовательная программа общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья МКОУ «Дерябинская СОШ»2021 г.
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями приказ
министерства просвещения РФ №1026 от 24 ноября 2022 г.)
-Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) МКОУ «Дерябинская
СОШ» 2022 г.;
- Рекомендации ТПМПК.
Цели программы :
- подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни, к
овладению доступными им профессиями, к посильному участию в труде.
- формирование того или иного математического понятия, знаний, умений, навыков только на
основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными
предметами.
Основные задачи:
преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные
геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую
деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся
вспомогательной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и
личностных качеств;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки самоконтроля, развивать точность и
глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Место учебного предмета в БУП
Рабочая программа рассчитана на:
5 класс - 136 часов в год, 4 часа – в неделю, 34 учебных недели. Из числа уроков математики
выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Большое внимание при
этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.
Рабочая программа скорректирована на основании информационного письма Министерства
образования от 14.07.2020г. «Об организации проверки знаний».
Специфика программы
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как
показывает опыт, доступен большинству школьников. Обучение математике в специальной
(коррекционной) школе VIII вида должно носить предметно-практическую направленность, быть
тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными
предметами.
На всех годах обучения особое внимание учитель обращает на формирование у
школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение
арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с
некоторыми числами, полученными при измерении величин должно постоянно включаться в
содержание устного счета на уроке.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических
упражнений. Упражнения по устному счёту должны быть разнообразными по содержанию
(последовательное возрастание трудности) и интересными по изложению.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиться прежде всего чёткости и
точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять
решения. Умения правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и
проверять эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного
контроля за работой учеников. Образцы арифметических записей учителя, его объяснения,
направленные на раскрытие последовательности в решении примера, служат лучшими
средствами обучения вычислениям. Обязательной на уроке должна стать работа, направленная
на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся
выполнением письменных вычислений. Воспитанию прочных вычислительных умений
способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить
значительное количество времени на уроках математики.
Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, так как в процессе
этого разбора раскрываются причины ошибок, которые могут быть исправлены лишь после того,
как они осознаны учеником. Систематический и регулярный опрос учащихся являются
обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников давать
развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся
содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к
самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника.
Параллельно с изучением целых чисел (натуральных) продолжается ознакомление с
величинами, с приёмами письменных арифметических действий с числами, полученными при
измерении величин. Учащиеся должны получить реальные представления о каждой единице
измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном
порядке), свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единицами для
выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5 км 003
м, 14 р. 02 к. и т. п.).
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках
геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках,
чертежах; определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур,
овладевают элементарными графическими умениями, приёмами применения измерительных и
чертёжных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и
вычислительного характера.
Геометрический материал в 1—4 классах изучается на уроках математики, а в 5—9
классах из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение
геометрического материала. Повторение геометрических знаний, формирование графических
умений происходят и на других уроках математики. Большое внимание при этом уделяется
практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Необходима тесная связь
этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами.
Все чертёжные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
Для организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики и во
внеурочное время возможно использование рабочих тетрадей на печатной основе в целях
усиления коррекционной и практической направленности обучения.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 5
классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы,
являющиеся новыми для данного года обучения, а так же повторение вопросов, изученных ранее,
решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.
Формы контроля
Проверочные работы, зачёт, контрольная работа, самостоятельная работа, тест.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы времени, их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в пределах 1000;
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в
пределах 1000 с последующей проверкой;
- выполнять умножение числа 100; деление на 10,100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в
пределах 1000;
- умножать и делить на однозначное число;
-получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три
арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр.
Учебно-тематический план
№
Тема раздела
Количество часов
1.
2.
3
Сотня.
Нумерация в пределах 1000.
Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000 с переходом через
разряд.
Обыкновенные дроби
Умножение числа 100, деление на
10 и 100.
Преобразование чисел,
полученных при измерении.
Умножение и деление круглых
десятков и круглых сотен на
однозначное число
Умножение и деление двузначных
и трёхзначных чисел на
однозначное число без перехода
через разряд
Умножение и деление двузначных
и трёхзначных чисел на
однозначное число с переходом
через разряд
Все действия в пределах 1000.
Повторение
Итого:
12
34
9
Из них контрольных
работ
1
2
1
10
6
1
1
8
1
11
1
16
1
19
1
11
1
136
11
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
6 класс (4 ч) в неделю, 136 ч в год
Цели :
- подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни, к
овладению доступными им профессиями, к посильному участию в труде.
- формирование того или иного математического понятия, знаний, умений, навыков только на
основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными
предметами.
Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные
геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую
деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся
вспомогательной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и
личностных качеств;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки самоконтроля, развивать точность и
глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Место учебного предмета в БУП
Рабочая программа рассчитана на:
6 класс - 136 часов в год, 4 часа – в неделю, 34 учебных недели. Из числа уроков математики
выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Большое внимание при
этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.
Рабочая программа скорректирована на основании информационного письма Министерства
образования от 14.07.2020г. «Об организации проверки знаний».
Специфика программы
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как
показывает опыт, доступен большинству школьников. Обучение математике в специальной
(коррекционной) школе VIII вида должно носить предметно-практическую направленность, быть
тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными
предметами.
В старших классах школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1000000.
Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды.
Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счётом
различными разрядными единицами. При изучении первой тысячи наряду с другими пособиями
должно быть использовано реальное количество в 1000 предметов. В дальнейшем остальными
пособиями остаются нумерационная таблица и счёты.
На всех годах обучения особое внимание учитель обращает на формирование у
школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение
арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с
некоторыми числами, полученными при измерении величин должно постоянно включаться в
содержание устного счета на уроке.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических
упражнений. Упражнения по устному счёту должны быть разнообразными по содержанию
(последовательное возрастание трудности) и интересными по изложению. Устное решение
примеров и простых задач с целыми числами дополняется в старших классах введением
примеров и задач с обыкновенными и десятичными дробями. Для устного решения даются не
только простые арифметические задачи, но и задачи в два действия. Можно познакомить
учащихся и с некоторыми частными приёмами выполнения устных вычислений.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиться прежде всего чёткости и
точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять
решения. Умения правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и
проверять эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного
контроля за работой учеников. Образцы арифметических записей учителя, его объяснения,
направленные на раскрытие последовательности в решении примера, служат лучшими
средствами обучения вычислениям. Обязательной на уроке должна стать работа, направленная
на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся
выполнением письменных вычислений. Воспитанию прочных вычислительных умений
способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить
значительное количество времени на уроках математики.
Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, так как в процессе
этого разбора раскрываются причины ошибок, которые могут быть исправлены лишь после того,
как они осознаны учеником. Систематический и регулярный опрос учащихся являются
обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников давать
развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся
содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к
самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника.
Параллельно с изучением целых чисел (натуральных) продолжается ознакомление с
величинами, с приёмами письменных арифметических действий с числами, полученными при
измерении величин. Учащиеся должны получить реальные представления о каждой единице
измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном
порядке), свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единицами для
выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5 км 003
м, 14 р. 02 к. и т. п.).
Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин,
должно способствовать более глубокому знанию единиц измерения, их соотношений с тем,
чтобы в дальнейшем учащиеся смогли выражать данные числа десятичными дробями и
производить вычисления в десятичных дробях.
Десятичные дроби (7 класс) рассматриваются как частный случай обыкновенных,
имеющих знаменатель единицу с нулями. Оба вида дробей необходимо сравнивать (учить видеть
черты сходства и различия, соотносить с единицей).
Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с
небольшими знаменателями.
Усвоение десятичных дробей зависит от знания учащимися основ десятичной системы счисления
и соотношений единиц стоимости, длины, массы.
При изучении десятичных дробей следует постоянно повторять метрическую систему
мер, так как знание её является основой для выражения чисел, полученных от измерения
десятичной дробью.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках
геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках,
чертежах; определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур,
овладевают элементарными графическими умениями, приёмами применения измерительных и
чертёжных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и
вычислительного характера. Все чертёжные работы выполняются с помощью инструментов на
нелинованной бумаге.
Для организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики и во
внеурочное время возможно использование рабочих тетрадей на печатной основе в целях
усиления коррекционной и практической направленности обучения.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Формы контроля
Проверочные работы, зачёт, контрольная работа, самостоятельная работа, тест.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- десятичный состав чисел в пределах 1 000 000;
- разряды и классы;
-основное свойство обыкновенных дробей;
- смешанные числа;
- расстояние, скорость, время, зависимость между ними;
- различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
-свойство граней и ребер куба и бруса.
Учащиеся должны уметь:
- устно складывать и вычитать круглые числа;
- читать, записывать под диктовку, набирать на калькуляторе, сравнивать (больше, меньше)
числа в пределах 1 000 000;
- чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы, вписывать в нее числа,
сравнивать
- округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1 000 000;
- складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в
пределах 10 000, выполнять деление с остатком;
- выполнять проверку арифметических действий;
- выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами
стоимости, длины и массы письменно;
- сравнивать смешанные числа;
- заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;
- складывать, вычитать обыкновенные дроби (и смешанные числа) с одинаковыми
знаменателями;
- решать простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от
числа, на отношение чисел с вопросами: «Во сколько больше (меньше)?»; решать и составлять
задачи на встречное движение двух тел;
- чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном расстоянии;
- чертить высоту в треугольнике;
- выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.
Учебно-тематический план
№
Тема раздела
1
2
4
Тысяча (повторение)
Нумерация многозначных чисел (1 000 000)
Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении.
Обыкновенные дроби
Сложение и вычитание дробей с
одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание смешанных чисел
Задачи на движение
Умножение и деление многозначных чисел
на однозначное число и круглые десятки
Повторение
Итого:
5
6
7
8
10
Количество часов
Из них
контрольных
работ
14
18
14
1
1
2
20
13
2
1
14
13
20
1
1
2
10
136
1
12
7 класс (3 ч) в неделю, 102 ч в год
Цели :
- подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни, к
овладению доступными им профессиями, к посильному участию в труде.
- формирование того или иного математического понятия, знаний, умений, навыков только на
основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными
предметами.
Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные
геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую
деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся
вспомогательной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и
личностных качеств;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки самоконтроля, развивать точность и
глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Место учебного предмета в БУП
Рабочая программа рассчитана на:
7 класс - 136 часов в год, 4 часа – в неделю, 34 учебных недели. Из числа уроков математики
выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Большое внимание при
этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.
Рабочая программа скорректирована на основании информационного письма Министерства
образования от 14.07.2020г. «Об организации проверки знаний».
Специфика программы
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как
показывает опыт, доступен большинству школьников. Обучение математике в специальной
(коррекционной) школе VIII вида должно носить предметно-практическую направленность, быть
тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными
предметами.
В старших классах школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1000000.
Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды.
Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счётом
различными разрядными единицами. При изучении первой тысячи наряду с другими пособиями
должно быть использовано реальное количество в 1000 предметов. В дальнейшем остальными
пособиями остаются нумерационная таблица и счёты.
На всех годах обучения особое внимание учитель обращает на формирование у
школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение
арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с
некоторыми числами, полученными при измерении величин должно постоянно включаться в
содержание устного счета на уроке.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических
упражнений. Упражнения по устному счёту должны быть разнообразными по содержанию
(последовательное возрастание трудности) и интересными по изложению. Устное решение
примеров и простых задач с целыми числами дополняется в старших классах введением
примеров и задач с обыкновенными и десятичными дробями. Для устного решения даются не
только простые арифметические задачи, но и задачи в два действия. Можно познакомить
учащихся и с некоторыми частными приёмами выполнения устных вычислений.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиться прежде всего чёткости и
точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять
решения. Умения правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и
проверять эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного
контроля за работой учеников. Образцы арифметических записей учителя, его объяснения,
направленные на раскрытие последовательности в решении примера, служат лучшими
средствами обучения вычислениям. Обязательной на уроке должна стать работа, направленная
на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся
выполнением письменных вычислений. Воспитанию прочных вычислительных умений
способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить
значительное количество времени на уроках математики.
Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, так как в процессе
этого разбора раскрываются причины ошибок, которые могут быть исправлены лишь после того,
как они осознаны учеником. Систематический и регулярный опрос учащихся являются
обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников давать
развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся
содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к
самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника.
Параллельно с изучением целых чисел (натуральных) продолжается ознакомление с
величинами, с приёмами письменных арифметических действий с числами, полученными при
измерении величин. Учащиеся должны получить реальные представления о каждой единице
измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном
порядке), свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единицами для
выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5 км 003
м, 14 р. 02 к. и т. п.).
Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин,
должно способствовать более глубокому знанию единиц измерения, их соотношений с тем,
чтобы в дальнейшем учащиеся смогли выражать данные числа десятичными дробями и
производить вычисления в десятичных дробях.
Десятичные дроби (7 класс) рассматриваются как частный случай обыкновенных,
имеющих знаменатель единицу с нулями. Оба вида дробей необходимо сравнивать (учить видеть
черты сходства и различия, соотносить с единицей).
Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с
небольшими знаменателями.
Усвоение десятичных дробей зависит от знания учащимися основ десятичной системы счисления
и соотношений единиц стоимости, длины, массы.
При изучении десятичных дробей следует постоянно повторять метрическую систему
мер, так как знание её является основой для выражения чисел, полученных от измерения
десятичной дробью.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках
геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках,
чертежах; определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур,
овладевают элементарными графическими умениями, приёмами применения измерительных и
чертёжных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и
вычислительного характера. Все чертёжные работы выполняются с помощью инструментов на
нелинованной бумаге.
Для организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики и во
внеурочное время возможно использование рабочих тетрадей на печатной основе в целях
усиления коррекционной и практической направленности обучения.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Формы контроля
Проверочные работы, зачёт, контрольная работа, самостоятельная работа, тест.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- десятичный состав чисел в пределах 1 000 000;
- разряды и классы;
-основное свойство обыкновенных дробей;
- смешанные числа;
- расстояние, скорость, время, зависимость между ними;
- различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
-свойство граней и ребер куба и бруса.
Учащиеся должны уметь:
- устно складывать и вычитать круглые числа;
- читать, записывать под диктовку, набирать на калькуляторе, сравнивать (больше, меньше)
числа в пределах 1 000 000;
- чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы, вписывать в нее числа,
сравнивать
- округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1 000 000;
- складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в
пределах 10 000, выполнять деление с остатком;
- выполнять проверку арифметических действий;
- выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами
стоимости, длины и массы письменно;
- сравнивать смешанные числа;
- заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;
- складывать, вычитать обыкновенные дроби (и смешанные числа) с одинаковыми
знаменателями;
- решать простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от
числа, на отношение чисел с вопросами: «Во сколько больше (меньше)?»; решать и составлять
задачи на встречное движение двух тел;
- чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном расстоянии;
- чертить высоту в треугольнике;
- выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.
Учебно-тематический план
№
Тема раздела
1
2
3
4
5
Нумерация (повторение)
Сложение и вычитание многозначных чисел
Умножение и деление на однозначное число
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Действия с числами, полученными при
измерении
Умножение и деление на круглые десятки
Умножение и деление на двузначное число
Обыкновенные дроби
Десятичные дроби
Задачи на движение
Повторение
Итого:
6
7
8
9
10
Количество часов
Из них
контрольных
работ
10
12
15
4
18
1
1
1
14
17
15
18
7
6
136
1
1
1
1
1
11
8 класс (4 ч) в неделю, 136 ч в год
Цели :
- подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни, к
овладению доступными им профессиями, к посильному участию в труде.
- формирование того или иного математического понятия, знаний, умений, навыков только на
основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными
предметами.
Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные
геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую
деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся
вспомогательной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и
личностных качеств;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки самоконтроля, развивать точность и
глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Место учебного предмета в БУП
Рабочая программа рассчитана на:
8 класс - 136 часов в год, 4 часа – в неделю, 34 учебных недели. Из числа уроков математики
выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Большое внимание при
этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.
Рабочая программа скорректирована на основании информационного письма Министерства
образования от 14.07.2020г. «Об организации проверки знаний».
Специфика программы
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как
показывает опыт, доступен большинству школьников. Обучение математике в специальной
(коррекционной) школе VIII вида должно носить предметно-практическую направленность, быть
тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными
предметами.
В старших классах школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1000000.
Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды.
Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счётом
различными разрядными единицами. При изучении первой тысячи наряду с другими пособиями
должно быть использовано реальное количество в 1000 предметов. В дальнейшем остальными
пособиями остаются нумерационная таблица и счёты.
На всех годах обучения особое внимание учитель обращает на формирование у
школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение
арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с
некоторыми числами, полученными при измерении величин должно постоянно включаться в
содержание устного счета на уроке.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических
упражнений. Упражнения по устному счёту должны быть разнообразными по содержанию
(последовательное возрастание трудности) и интересными по изложению. Устное решение
примеров и простых задач с целыми числами дополняется в старших классах введением
примеров и задач с обыкновенными и десятичными дробями. Для устного решения даются не
только простые арифметические задачи, но и задачи в два действия. Можно познакомить
учащихся и с некоторыми частными приёмами выполнения устных вычислений.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиться прежде всего чёткости и
точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять
решения. Умения правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и
проверять эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного
контроля за работой учеников. Образцы арифметических записей учителя, его объяснения,
направленные на раскрытие последовательности в решении примера, служат лучшими
средствами обучения вычислениям. Обязательной на уроке должна стать работа, направленная
на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся
выполнением письменных вычислений. Воспитанию прочных вычислительных умений
способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить
значительное количество времени на уроках математики.
Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, так как в процессе
этого разбора раскрываются причины ошибок, которые могут быть исправлены лишь после того,
как они осознаны учеником. Систематический и регулярный опрос учащихся являются
обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников давать
развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся
содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к
самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника.
Параллельно с изучением целых чисел (натуральных) продолжается ознакомление с
величинами, с приёмами письменных арифметических действий с числами, полученными при
измерении величин. Учащиеся должны получить реальные представления о каждой единице
измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном
порядке), свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единицами для
выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5 км 003
м, 14 р. 02 к. и т. п.).
Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин,
должно способствовать более глубокому знанию единиц измерения, их соотношений с тем,
чтобы в дальнейшем учащиеся смогли выражать данные числа десятичными дробями и
производить вычисления в десятичных дробях.
Десятичные дроби (7 класс) рассматриваются как частный случай обыкновенных,
имеющих знаменатель единицу с нулями. Оба вида дробей необходимо сравнивать (учить видеть
черты сходства и различия, соотносить с единицей).
Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с
небольшими знаменателями.
Усвоение десятичных дробей зависит от знания учащимися основ десятичной системы счисления
и соотношений единиц стоимости, длины, массы.
При изучении десятичных дробей следует постоянно повторять метрическую систему
мер, так как знание её является основой для выражения чисел, полученных от измерения
десятичной дробью.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках
геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках,
чертежах; определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур,
овладевают элементарными графическими умениями, приёмами применения измерительных и
чертёжных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и
вычислительного характера. Все чертёжные работы выполняются с помощью инструментов на
нелинованной бумаге.
Для организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики и во
внеурочное время возможно использование рабочих тетрадей на печатной основе в целях
усиления коррекционной и практической направленности обучения.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Формы контроля
Проверочные работы, зачёт, контрольная работа, самостоятельная работа, тест.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
— величину 1°;
—размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного, смежных углов, cумму углов
треугольника;
—элементы транспортира;
—единицы измерения площади, их соотношения;
—формулы длины окружности, площади круга.
Учащиеся должны уметь:
—присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые
группы в пределах 1 000 000;
—выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное,
двузначное целое число натуральных чисел, обыкновенных и десятичных
дробей;
—находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью;
—находить среднее арифметическое нескольких чисел;
—решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
—строить и измерять углы с помощью транспортира;
—строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
—вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
—вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
—строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра
симметрии.
Учебно-тематический план
№
Тема раздела
1
2
Нумерация.
Сложение и вычитание целых чисел и
десятичных дробей.
Умножение и деление целых чисел и
десятичных дробей.
Обыкновенные дроби
Умножение и деление обыкновенных дробей
Целые числа, полученные при измерении
величин, и десятичные дроби
Арифметические действия с целыми числами,
полученными при измерении величин, и
десятичными дробями
Числа, полученные при измерении площади, и
десятичные дроби
Меры земельных площадей
Повторение
Итого:
3
4
5
6
7
8
9
10
Количество часов
Из них
контрольных
работ
9
6
1
1
29
1
35
15
8
3
1
1
15
1
7
1
7
5
136
1
1
12