Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основании:
1.Закона «Об образовании»
2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. «Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
3.Учебного плана образовательного учреждения
Цели :
- подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни, к овладению доступными им профессиями, к
посильному участию в труде.
- формирование того или иного математического понятия, знаний, умений, навыков только на основе неоднократных наблюдений реальных
объектов, практических операций с конкретными предметами.
Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в
дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательной школы и коррекции
недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки
самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Место учебного предмета в БУП
Рабочая программа рассчитана на:
9 класс - 102 часов в год, 3 часа – в неделю, 34 учебных недели. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение
геометрического материала. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.
Рабочая программа скорректирована на основании информационного письма Министерства образования от 14.07.2020г. «Об
организации проверки знаний».
Специфика программы
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем
знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников. Обучение математике в специальной
(коррекционной) школе VIII вида должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и
профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
В старших классах школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1000000. Они учатся читать числа, записывать их
под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды.
Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счётом различными разрядными единицами. При изучении
первой тысячи наряду с другими пособиями должно быть использовано реальное количество в 1000 предметов. В дальнейшем остальными
пособиями остаются нумерационная таблица и счёты.
На всех годах обучения особое внимание учитель обращает на формирование у школьников умения пользоваться устными
вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с
некоторыми числами, полученными при измерении величин должно постоянно включаться в содержание устного счета на уроке.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счёту
должны быть разнообразными по содержанию (последовательное возрастание трудности) и интересными по изложению. Устное решение
примеров и простых задач с целыми числами дополняется в старших классах введением примеров и задач с обыкновенными и десятичными
дробями. Для устного решения даются не только простые арифметические задачи, но и задачи в два действия. Можно познакомить учащихся
и с некоторыми частными приёмами выполнения устных вычислений.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиться прежде всего чёткости и точности в записях арифметических
действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Умения правильно производить арифметические записи, безошибочно
вычислять и проверять эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного контроля за работой учеников.
Образцы арифметических записей учителя, его объяснения, направленные на раскрытие последовательности в решении примера, служат
лучшими средствами обучения вычислениям. Обязательной на уроке должна стать работа, направленная на формирование умения слушать и
повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений. Воспитанию прочных вычислительных умений
способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить значительное количество времени на уроках
математики.
Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, так как в процессе этого разбора раскрываются причины
ошибок, которые могут быть исправлены лишь после того, как они осознаны учеником. Систематический и регулярный опрос учащихся
являются обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения при решении
арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному
выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника.
Параллельно с изучением целых чисел (натуральных) продолжается ознакомление с величинами, с приёмами письменных
арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Учащиеся должны получить реальные представления о каждой
единице измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном порядке), свободно пользоваться
зависимостью между крупными и мелкими единицами для выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких
мерах (5 км 003 м, 14 р. 02 к. и т. п.).
Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, должно способствовать более глубокому
знанию единиц измерения, их соотношений с тем, чтобы в дальнейшем учащиеся смогли выражать данные числа десятичными дробями и
производить вычисления в десятичных дробях.
Десятичные дроби (7 класс) рассматриваются как частный случай обыкновенных, имеющих знаменатель единицу с нулями. Оба вида
дробей необходимо сравнивать (учить видеть черты сходства и различия, соотносить с единицей).
Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.
Усвоение десятичных дробей зависит от знания учащимися основ десятичной системы счисления и соотношений единиц стоимости, длины,
массы.
При изучении десятичных дробей следует постоянно повторять метрическую систему мер, так как знание её является основой для
выражения чисел, полученных от измерения десятичной дробью.
Изучение процентов в 9 классе опирается на знание десятичных дробей.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать
геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах; определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур,
овладевают элементарными графическими умениями, приёмами применения измерительных и чертёжных инструментов, приобретают
практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Все чертёжные работы выполняются с помощью
инструментов на нелинованной бумаге.
Для организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики и во внеурочное время возможно использование рабочих
тетрадей на печатной основе в целях усиления коррекционной и практической направленности обучения.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Формы контроля
Проверочные работы, зачёт, контрольная работа, самостоятельная работа, тест.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток.
- Табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления.
- Названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени;
- Числовой ряд чисел в пределах 1 000 000;
- Геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма), прямоугольного
параллелепипеда;
- Названия геометрических тел: пирамиды, цилиндра, конуса, шара.
Учащиеся должны уметь:
—выполнять арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 устно;
—выполнять арифметические действия с многозначными числами письменно в пределах 10000;
—выполнять арифметические действия с десятичными дробями;
—складывать, вычитать, умножать, и делить на однозначное и двузначное число числа, полученные при измерении одной, двумя единицами
измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях (лёгкие случаи);
—находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;
—решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2, 3, 4 арифметических действия;
—вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;
—различать геометрические фигуры и тела;
- строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном
положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии.
Учебно-тематический план
№
1
2
2
3
4
5
6
7
Тема раздела
Нумерация.
Десятичные дроби
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей.
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей.
Проценты
Обыкновенные и десятичные дроби
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями
Повторение
Итого:
Количество часов
9
9
10
22
24
15
8
5
102
Из них контрольных
работ
1
1
1
1
1
1
1
1
8
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ п/п
Название раздела, темы
Нумерация (9 часов)
1
Нумерация чисел. Повторение по разделу «Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби»
2
Целые и дробные числа. Повторение по разделу «Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби»
3
Чтение и запись чисел в пределах 1000000. Повторение по разделу «Числа, полученные при измерении площади, и десятичные
дроби»
4
Г.М. Линии. Линейные меры. Повторение по разделу «Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби»
5
Таблица классов и разрядов. Повторение по разделу «Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби»
6
Запись чисел римскими цифрами. Повторение по разделу «Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби»
7
Г.М. Параллельные и перпендикулярные прямые. Повторение по разделу «Числа, полученные при измерении площади, и десятичные
дроби»
8
Контрольная работа «Нумерация»
9
Работа над ошибками.
Десятичные дроби (9 часов)
10
Чтение и запись десятичных дробей.
11
Преобразование десятичных дробей.
12
Сравнение десятичных дробей.
13
Г.М. Уровень. Отвес.
14
Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями.
15
Запись десятичных дробей, полученных при измерении величин.
16
Г.М. Линейные меры.
17
Контрольная работа «Десятичные дроби»
18
Работа над ошибками.
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей (10 часов)
19
Сложение целых чисел и десятичных дробей.
20
Вычитание целых чисел и десятичных дробей.
21
Г.М. Масштаб.
22
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении и выраженных десятичными дробями.
23
Решение составных арифметических задач по теме.
24
Г.М. Геометрические фигуры.
25
Нахождение неизвестных компонентов.
26
Контрольная работа « Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей»
27
Работа над ошибками.
28
Г.М.Периметр геометрических фигур. Решение задач.
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей (22 часов)
29
Умножение целых чисел и десятичных дробей на однозначное число.
30
31
Деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число.
Г.М.Периметр геометрических фигур. Решение задач.
32
33
34
35
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число.
Умножение целых чисел и десятичных дробей на единицу с нулями.
Г.М. Квадратные меры1
Деление целых чисел и десятичных дробей на единицу с нулями.
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Умножение целых чисел, полученных при счёте и измерении величин на двузначное число.
Г.М. Квадратные меры.
Умножение десятичных дробей на двузначное число.
Деление целых чисел на двузначное число.
Г.М. Меры земельных площадей.
Деление целых чисел, полученных при измерении, на двузначное число.
Деление десятичных дробей на двузначное число.
Г.М. Меры земельных площадей.
Умножение целых чисел и десятичных дробей на трехзначное число.
Деление целых чисел и десятичных дробей на трехзначное число.
Г.М. Решение задач на нахождение площади.
Решение примеров и задач на умножение и деление целых чисел и десятичных дробей.
Контрольная работа за 1 полугодие.
Работа над ошибками.
50
Г.М. Решение задач на нахождение площади.
Проценты (24 часа)
51
Понятие о проценте. Обозначение 1%.
52
Замена дроби процентами
53
Замена процентов десятичной дробью
54
Г.М. Прямоугольный параллелепипед.
55
Замена процентов обыкновенной дробью
56
Нахождение 1% числа
57
Г.М. Прямоугольный параллелепипед. Грани, вершины, ребра.
58
Нахождение нескольких процентов числа.
59
Решение задач на нахождение нескольких процентов числа.
60
Г.М. Площадь боковой поверхности параллелепипеда.
61
Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа (общее понятие).
62
Решение задач на замену нескольких процентов частью числа.
63
Г.М. Решение задач на нахождение площади боковой поверхности параллелепипеда.
64
Нахождение числа по одному проценту.
65
Решение задач на нахождение числа по одному проценту.
66
Г.М. Цилиндр.
67
Запись десятичной дроби в виде обыкновенной.
68
Запись обыкновенной дроби в виде десятичной.
69
Г.М. Конус. Пирамида.
70
Конечная и бесконечная десятичные дроби.
71
Решение составных арифметических задач.
72
Г.М. Геометрические тела.
73
Контрольная работа «Проценты»
74
Работа над ошибками.
Обыкновенные и десятичные дроби (15 часа)
75
Образование и виды дробей, преобразование дробей.
76
Сложение дробей.
77
Г.М. Объем. Меры объема.
78
Вычитание дробей
79
Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби.
80
Г.М. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
81
Решение составных арифметических задач.
82
Умножение дробей.
83
Деление дробей.
84
Г.М. Преобразование кубических мер.
85
Умножение и деление смешанного числа.
86
Решение примеров и задач на умножение и деление дробей.
87
Г.М. Решение задач на вычисление объема.
88
Контрольная работа «Обыкновенные дроби»
89
Работа над ошибками.
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями (8 часов)
90
Запись десятичной дроби в виде обыкновенной и обыкновенной дроби в виде десятичной.
91
Г.М. Геометрические тела: цилиндр, конус, пирамида, шар.
92
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.
93
Решение примеров и задач на совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.
94
Г.М. Цилиндр. Развертка цилиндра.
95
Контрольная работа «Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями».
96
Работа над ошибками.
97
Г.М. Пирамида. Развертка пирамиды.
Повторение (5 часов)
98
Все действия с целыми и дробными числами.
99
Нахождение нескольких процентов числа.
100
Решение составных арифметических задач.
101
Контрольная работа за год.
102
Работа над ошибками.