Рабочая программа Родная (русская) литература 7-9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕРЯБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ВЕРХОТУРСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Согласовано»

«Утверждаю»

Зам. директора по УР

Директор школы

__________ Каменных О.С..

__________ Плетнева Л.Ю.

Педсовет №7 от 29.08. 2023г

Приказ № 136/1 от 29.08. 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
«Родная литература(русская)» 7-9 классы

Составитель: Шалагина Татьяна Германовна,
учитель русского языка и литературы 1 категории

с. Дерябино 2023 г.

Нормативно-правовая основа программы
Нормативно-правовую основу настоящей примерной программы (далее –
программа) по учебному предмету «Родная литература (русская)» составляют следующие
документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;
Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в
Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.
№ 1666»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №
1577).
Программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по учебному предмету
«Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная
литература».
Место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане
В соответствии с Учебным планом МКОУ «Дерябинская СОШ» на изучение предмета
«Родная литература (русская)» на этапе основного общего образования предусмотрено в
7 классе 9 часов, в 8 классе – 17 часов, в 9 классе – 9 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета «родная литература
(русская)»
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная
литература (русская)» должны отражать:

осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей
этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому
и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
2

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание
значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых)
норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам
других.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты
понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурноязыковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических
3

возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений
родной русской литературы;
проявление ценностного отношения к родной русской литературе как
хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной
культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;
понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской
литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных
авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов,
проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога
с культурами народов России и мира;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с
русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в
произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом
самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений
родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских
предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

7 класс
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и
мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале
русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания
культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского
патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души;
взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского
языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста
по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора
читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной
характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
4

навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами
её обработки и презентации.
8 класс
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о
нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом
кольце России и великой русской реке Волге;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о
русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о
языке русской поэзии;
развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и
литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как
послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы
с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и
презентации.
9 класс
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях
об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об
августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о
Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского
Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в
единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских
ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ
художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах;
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в
других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения,
определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности
и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и
овладения различными способами её обработки и презентации.
Содержание учебного предмета «родная литература (русская)»
5

7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3 ч)
Преданья старины глубокой (1ч)
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской (1 ч)
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (1 ч)
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2 ч)
Праздники русского мира (1 ч)
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома (1 ч)
Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (4 ч)
Не до ордена – была бы Родина (1 ч)
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души (1 ч)
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках (1 ч)
6

Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (5ч)
Преданья старины глубокой (2 ч)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской (2 ч)
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (1 ч)
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)
Праздники русского мира (1 ч)
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (3 ч)
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (8 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (2 ч)
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
7

О ваших ровесниках (3 ч)
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3 ч)
Преданья старины глубокой (1 ч)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (1 ч)
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Родные просторы (1 ч)
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2 ч)
Праздники русского мира (1 ч)
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (1 ч)
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (4 ч)
Не до ордена – была бы Родина (1 ч)
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
8

М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (1 ч)
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (1 ч)
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

Тематическое планирование
7 класс 9 ч
Блок

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские народные песни (исторические и
лирические):
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы,
ветры, ветры буйные…»
Преданья старины
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской
глубокой
литературе:
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Сибирский край:
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
Города земли русской
«Тобольск»)
А. И. Солженицын. «Колокол Углича»
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
Родные просторы
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Пасха:
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»
Праздники русского мира А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху»
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину)
А. П. Чехов. «Казак»
Тепло родного дома
Русские мастера:
9

Количе
ство
часов
3

1

1

1

2

1

1

С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
На Первой мировой войне:
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»
Не до ордена – была бы
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость
Родина
прекрасная…», «Георгий
Победоносец»
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война»
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза»
Долюшка женская:
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине»
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Загадки русской души
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки»
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
Взрослые детские проблемы:
А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
О ваших ровесниках
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы
«Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Такого языка на свете не бывало:
Лишь слову жизнь дана
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не
старовер…»

4

1

1

1

1

8 класс 17ч
Блок

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин:
С. Н. Марков. «Сусанин»
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого
Преданья старины
поединка…»
глубокой
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из
романа)
По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
Города земли русской
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»
В. А. Степанов. «Золотое кольцо»

Родные просторы

Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская
народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из
поэмы «Горе
старого Наума»)
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
10

Количе
ство
часов
5

2

2

1

В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Троица:
И. А. Бунин. «Троица»
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Праздники русского мира
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без
слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»
Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Тепло родного дома
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из
повести)
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни»
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы
Дети на войне:
Родина
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана

4

1

3

8
2

Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс»
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
Пора взросления:
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Язык поэзии:
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет»

2

3

1

9 класс 9 ч
Блок

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Отечественная война 1812 года в русском
фольклоре и литературе:
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…»
(русская народная песня)
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов»
Преданья старины
(в сокращении)
глубокой
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская
годовщина» (фрагмент)
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года»
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года»
(фрагмент)
Петербург в русской литературе:
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы»
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь
Города земли русской
Исакий в облаченьи…»)
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в
плавных разворотах…»)
11

Количес
тво
часов
3

1

1

Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца»
(глава «Фонарики-сударики»)

Степь раздольная:
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…»
(русская народная песня)
Родные просторы
П. А. Вяземский. «Степь»
И. З. Суриков. «В степи»
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
(1 ч)
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Родительский дом:
А. П. Платонов. «На заре туманной юности»
Тепло родного дома
(главы)
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка»
(рассказ из повести «Последний поклон»)
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Великая Отечественная война:
Н. П. Майоров. «Мы»
Не до ордена – была бы
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяйРодина
завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
Е. И. Носов. «Переправа»
Судьбы русских эмигрантов:
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»
Загадки русской души
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»
О ваших ровесниках
Прощание с детством:
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)
«Припадаю к великой реке…»:
Лишь слову жизнь дана
И. А. Бродский. «Мой народ»
С. А. Каргашин. «Я – русский!Спасибо,Господи!..»

12

1

2

1

1

4

1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».