Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной)
образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Бгажноковой И.М..
издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущенной Министерством образования и
науки Российской Федерации, учебного плана МКОУ «Дерябинская СОШ» на 2023- 2024
уч.год,
Цель предмета «Домоводство»- формирование у учащихся знаний, которые
помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно
необходимым бытовым умениям и навыкам, научить детей правилам ведения
семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и
обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в
ближайшем (семейном) окружении.
Задачи предмета:
- научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям,
связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи; заложить основы
нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их
практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
- навыки по уходу за домом, квартирой, садом, уходу за зимними вещами и их
хранением; прививают санитарно-гигиенические навыки ухода за телом и бельём,
стирки своих вещей; учат пользоваться бытовой техникой и ТБ при работе с ними,
хранить продукты, готовить несложные блюда и домашние заготовки; создают
хорошие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы
учащихся.
Место предмета в учебном плане
Обучение по данному предмету в 5 классе проводится 1 час в неделю, 34 часа в год, в
6,7,8,9 классах по 2 часа в неделю, 68 часов в год.
УМК
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5–9 классы: Сб.1. / под ред. В. В. Воронковой // Раздел «Социально-бытовая
ориентировка» / В. В. Воронкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
2. Жестовская, О. Б. «Уроки СБО». Учебное пособие для 5 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / О. Б. Жестовская. – М. :
Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.
Планируемые предметные результаты
освоения предмета « Домоводство»
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен
отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебнопознавательной деятельности:
2
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на
уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам,
другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные
(метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить
основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается
то, что учащиеся будут уметь:
1 уровень
- закаливать свой организм;
- чистить зубы;
- пользоваться носовым платком;
- использовать средства и предметы личной гигиены по назначению;
- производить влажную уборку помещения;
- использовать чистящие и моющие средства для уборки по назначению;
- мыть батареи, двери, плинтуса с моющими и чистящими средствами;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования перед приготовлением пищи;
-соблюдать правила безопасной работы во время приготовления пищи;
- мыть и чистить фрукты и овощи при помощи овощечистки;
- натирать овощи и фрукты на терке;
- нарезать фрукты и овощи при помощи ножа;
- содержать в чистоте кухонную мебель;
- мыть посуду;
- подбирать одежду и обувь по сезону;
3
- очищать верхнюю одежду одежной щеткой;
- подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению;
- зашнуровывать и завязывать шнурки.
2 уровень
- отличать средства личной гигиены от предметов личной гигиены;
- чистить зубы;
- пользоваться носовым платком;
- отличать чистящие средства от моющих средств;
-замечать непорядок;
- удалять пыль с двери, батареи и плинтуса;
- подметать, собирать мусор в совок (с помощью учителя);
- отличать фрукты от овощей;
- выбирать продукты первой необходимости;
- мыть фрукты и овощи;
- натирать фрукты и овощи на терке;
- отличать сезонную одежду от другой группы одежды;
- определить лицевую сторону одежды;
- чистить верхнюю одежду и головной убор одежной щеткой;
- чистить обувь влажной тряпочкой.
Методы обучения:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)
-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций)
-практические ( практические занятия, экскурсии)
-игровые (ролевые, деловые игры)
Место предмета в учебном плане: рабочая программа в 5,6,7,8 кл. рассчитана на 68
часов( 2 часа в неделю), 9 класс- 66 часов( 2 часа в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
Введение (5 ч)
Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных
сказок, пословиц, поговорок, загадок).
Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества,
иллюстраций русских художников).
Посещение музея этнографии, картинной галереи с целью знакомства по сюжетам
картин с убранством и бытом русского дома жителей России.
Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы.
Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких
людей. Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец,
мать, дети).
Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).
4
Современная
семья,
влияние
технического
прогресса
на
изменение
функциональных обязанностей старших членов семьи.
Жилище (10 ч)
Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов.
Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме.
Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение,
газообеспечение,
канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация,
сигнализация, лифт, домофон.
Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.
Пожар в доме (причины, источники).
Правила пожарной безопасности.
ПОНЯТИЯ: жилье, квартира, дом (городской, сельский, дачный).
СЛОВАРЬ: передняя (сени), гостиная (горница), спальня, кухня, санузел, ванная,
туалет, балкон, лоджия, подсобное помещение.
Итоговые занятия (2 ч)
Игры: «Строим дом», «Наши соседи», театр кукол «Лиса и заяц» и др.
Оформление тетрадей по домоводству.
Оформление материалов наблюдений, экскурсий (устные и письменные рассказы).
Сказки, пословицы, поговорки, загадки о семейном укладе. Ролевые игры на основе
русских народных сказок, песен, загадок, поговорок. Словарная работа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь представление:
• о составе семьи;
• о семейных традициях людей;
• о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, близких родственников;
• места работы родителей;
• домашний адрес, основные названия помещений в жилом доме, в городской
квартире;
• назначение коммунальных удобств;
• правила общежития.
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;
• вызывать службу помощи при пожаре.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
• состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей;
• места работы родителей;
• домашний адрес;
• правила общежития.
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;
• вызывать службы помощи при пожаре и несчастных случаях.
Уход за жилищем (6 ч)
Рассказ-описание «Наша квартира».
5
Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых
помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.).
Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их
виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые
правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами
(веществами).
Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические
работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).
Помощники в доме (4 ч)
Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, холодильник, утюг,
кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.
Практические работы
Усвоение правил работы с плитой, утюгом, электрочайником и другими
техническими предметами быта.
Повторение (1 ч)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление:
• о функциональном назначении передней, гостиной, спальни, о гигиенических
требованиях к сохранности жилища.
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
• санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с
бытовыми электроприборами;
• правила пользования пылесосом.
Учащиеся должны уметь:
• производить сухую и влажную уборку помещений;
• чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи;
• ухаживать за полом в зависимости от видов покрытия, используя безопасные
чистящие (моющие) средства.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
• правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.
Учащиеся должны уметь:
• производить сухую и влажную уборку помещений;
• чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи.
Окна, стекла, зеркала в доме (4 ч)
«Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала.
Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами.
Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол,
зеркал, зеркальных покрытий.
Практические работы
Мытье стекол, зеркал, светильников; правила и приемы безопасности.
Словарная работа по теме.
Насекомые и грызуны в доме - источники грозных заболеваний- 6(ч)
Профилактика и борьба с грызунами в доме.
Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары.
6
Кто ест шубы, шапки, свитера?
Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами.
Животные в городской квартире- 6(ч)
Для чего нужны животные в доме. Рассказы о собаке. Виды собак (сторожевые,
служебные, декоративные).
Виды кошек. Чем болеют кошки. История кошки. Уход за кошкой в доме.
Декоративные птицы, их виды, содержание и уход.
Домашние животные – 6(ч)
Домашние животные и птицы в деревне.
Питание, уход за домашними животными.
Кто лечит животных.
Одежда (7 ч)
Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих
одежду.
Приобретение и хранение одежды (правила, способы).
Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.
Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна,
рабочая.
Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).
Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»; «На зимние каникулы»;
«Необходимые и важные вещи в гардеробе».
Обувь (4 ч)
Виды обуви, их назначение.
Приобретение и хранение обуви (правила, способы).
Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная.
Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая.
Уход за обувью. Починка обуви (экскурсия в мастерскую).
Профессии людей, создающих обувь.
Белье (4 ч)
Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья.
Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.
Стирка белья: ручная, машинная.
Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности.
Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Глажение, правила работы с утюгом,
техника безопасности.
Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах.
Ремонт белья.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление:
• о видах одежды, обуви;
• гигиенических правилах содержания одежды, белья, обуви.
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• правила ухода за одеждой, обувью, бельем;
• правила сушки одежды и обуви;
• правила хранения и чистки кожаной, валяной, текстильной и другой обуви.
7
Учащиеся должны уметь:
• подбирать одежду и обувь по сезону;
• чистить верхнее и легкое платье.
2-й уровень Требования 1-го уровня с учетом индивидуальных возможностей
учащихся.
Тематическое планирование 5 коррекционного класса
№
Разделы программы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Введение
Жилище
Итоговые занятия
Уход за жилищем
Окна, стекла, зеркала в доме
Помощники в доме
Мебель
Насекомые и грызуны в доме - источники грозных заболеваний.
Животные в городской квартире
Домашние животные
Одежда
Обувь
Белье
Итого:
Кол-во
часов
5
10
2
6
4
4
4
6
6
6
7
4
4
68
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6 класса
Повторение (2 ч)
Наше жилище (6 ч)
Сезонные работы в доме, их виды. Подготовка квартиры (дома) к осени (зиме).
Работы во дворе, в огороде, на участке.
Подготовка материалов для утепления окон.
Квартира (4 ч)
Планировка квартиры. Функциональное назначение всех помещений квартиры и
дома. План обустройства прихожей.
Гостиная, ее функциональное предназначение.
План обустройства (зонирование) гостиной.
Сон — здоровье человека. Режим сна. Почему снятся тревожные сны. Обустройство
комнаты для сна.
Помещение для детей (детская комната).
Кухня, ее оборудование.
Санузел и ванная комната. Правила безопасного поведения в кухне, в ванной
комнате.
Подсобные помещения в квартире, их оборудование.
Растения в доме (4 ч)
8
Растения в доме, их назначение: оздоровление, эстетика быта. Виды комнатных
растений (3—5 видов). Экзотические растения (лимонное дерево, кактус и др.).
Цветущие растения, их особенности. Уход за декоративными растениями:
подкормка, температурный, световой режим.
Посуда, ее виды для комнатных растений.
Интерьер комнаты с растениями.
Советы цветоводу.
Практические работы: посадка, полив, формирование кроны.
Огород на подоконнике (балконе). Практические работы: посадка лука, посев
петрушки, укропа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление:
• о городском и сельском жилище;
• о коммунальных удобствах;
• о планировке жилища и функциональном назначении жилых помещений.
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• основные приемы ухода за жилищем.
Учащиеся должны уметь:
• содержать в порядке свое рабочее и спальное место в доме;
• ухаживать за растениями в доме (квартире).
2-й уровень
См. требования 1-го уровня с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Зимние вещи (4 ч)
Зимняя одежда, использование, хранение шерстяных, меховых, кожаных вещей.
Уход за зимней одеждой. Починка одежды. Штопка шерстяных вещей.
Правила использования зимней обуви.
Гигиена тела, нижнее белье (3ч)
Гигиенический режим по уходу за телом (ванная, душ, баня). Ежедневные
гигиенические процедуры. Режим смены белья, носков, чулок. Хранение вещей
индивидуального пользования.
Стираем белье ( 8 ч)
Моющие средства, их виды: порошки, мыло, пасты, отбеливатели. Техника
безопасности при использовании моющих средств. Условные обозначения на
упаковках с моющими средствами и на белье.
Стиральная машина, правила обращения.
Подготовка вещей к стирке: очистка от пыли, шерсти, волокон, починка белья,
сортирование по типу ткани и окраске.
Правила замачивания, кипячения, отбеливания. Выполаскивание, крахмаление,
подсинивание, сушка, утюжка.
Экскурсия в прачечную. Знакомство со стиральными машинами, сушилками,
гладильными стенками. Оформление материалов экскурсии.
Практическая работа
Стирка вещей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
9
• основные гигиенические правила;
• правила хранения одежды, белья, обуви и уход за ними;
• правила стирки изделий из шелковых тканей;
• санитарные требования и правила техники безопасности при работе с
инструментами, бытовыми электроприборами, химическими средствами;
• правила обращения со стиральной машиной.
Учащиеся должны уметь:
• производить сухую чистку одежды;
• сушить и чистить кожаные, меховые и шерстяные изделия;
• выполнять основные гигиенические правила;
• выполнять санитарные требования и правила техники безопасности при работе с
инструментами, бытовыми электроприборами, химическими средствами;
• производить мелкий ремонт одежды и белья;
• подбирать моющие средства для стирки различных изделий;
• владеть навыками ручной стирки мелких вещей.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
• правила хранения одежды, белья, обуви и уход за ними;
• правила ручной стирки индивидуальных вещей;
• санитарно-гигиенические требования по уходу за телом.
Учащиеся должны уметь:
• распознавать и правильно использовать бытовые химические средства при ручной
стирке;
• гладить и чистить одежду;
• сушить обувь и ухаживать за ней;
• производить мелкий ремонт одежды (пуговицы, петли, вешалки и др.).
Кухня (10 ч)
Оборудование кухни, оформление кухни.
Правила пользования газовой, электрической плитой, уход за ними (в сельской
местности — дровяной или угольной печью, плитой).
Техника безопасности при пользовании нагревательными приборами.
Холодильник, морозильник (устройство, назначение). Правила пользования
электроприборами на кухне. Соковыжималка, кофемолка, миксер, мясорубка,
овощерезка. Техника безопасности, уход за бытовыми приборами.
Кухонная утварь (шумовка, дуршлаг, мясорубка, половник — разливная ложка,
вилка большая, ножницы, ножи, лопаточки, прихватки, полотенце, салфетки). Правила
гигиены и хранения.
Деревянный инвентарь (разделочная доска, скалки, пестики, хлебница). Уход за
деревянными изделиями.
Посуда на кухне (кастрюли, сковородки, миски). Правила ухода и хранения.
Предметы для сервировки стола (тарелки: суповая, для второго блюда, для десерта,
блюдце). Чашки, ложки, вилки, ножи (назначение, чистка, хранение).
Посуда для круп и сыпучих продуктов, уход за ними.
Организация питания семьи (11 ч)
Питание и здоровье человека. Режим питания. Продукты питания, их виды.
Мясо и мясопродукты, правила хранения.
Молоко и молочные продукты, правила хранения.
10
Яйца, жиры, правила хранения.
Овощи, грибы, правила хранения.
Плоды, ягоды, правила хранения.
Мука, мучные продукты, крупа, правила хранения.
Меню на неделю (в зависимости от сезона и питательной ценности продуктов).
Полуфабрикаты, виды, способы приготовления.
Первичная обработка продуктов: мытье, очистка, размораживание, просеивание,
переработка, нарезка. Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Тепловая обработка продуктов: варка, жарение, тушение, выпечка, запекание,
приготовление на пару. Техника безопасности при работе с горячей посудой.
Практические работы
Приготовление салатов; варка яиц и др.
Сервировка стола для завтрака и ужина.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление:
• о режиме и гигиене питания;
• об оборудовании и санитарно-гигиенических требованиях по организации питания
семьи и приготовлению пищи;
• о правилах составления меню;
• о способах обработки основных продуктов питания.
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• назначение кухонной утвари, посуды, правила ухода за ними и технику
безопасности при работе с кухонными инструментами;
• правила пользования электроплитой, газовой плитой;
• правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него;
• правила ухода за холодильником.
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться электроплитой, газовой плитой;
• знать правила ухода за алюминиевой, эмалированной, фаянсовой посудой;
• владеть культурой сервирования завтраков, ужинов.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
• назначение кухонной утвари, посуды и правила ухода за ними;
• санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе
с режущими инструментами, кипятком, горячим маслом, горячими блюдами.
Учащиеся должны уметь:
• ухаживать за алюминиевой, эмалированной, фаянсовой посудой;
• производить первичную обработку продуктов;
• приготовить себе завтрак, ужин.
Молоко (2 ч)
Способы сохранения молока. Кипячение молока.
Практические работы
Приготовление молочного супа, каши.
Домашние заготовки ( 8 ч)
Продукты для длительного хранения.
11
Сушка, замораживание, соление, консервирование. Хранение и консервирование
продуктов. Отравление консервированными продуктами, правила первой помощи.
Быстрое приготовление варенья.
Сад и огород (8 ч)
Растения сада и огорода (повторение). Витаминная и пищевая ценность овощей,
фруктов, ягод.
Выращивание овощей, пряной зелени (семена, почва, посев).
Правила хранения овощей, фруктов, ягод.
Овощные и фруктовые салаты. Фруктовый мусс, коктейли из соков.
Экскурсии в сад, теплицы, на выставки.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление:
• о полуфабрикатах и умении ими пользоваться;
• о способах использования, а также сохранения продуктов с помощью сушки,
замораживания, консервирования.
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• правила первой помощи при отравлениях консервированными продуктами.
Учащиеся должны уметь:
• приготовить овощные и фруктовые салаты, муссы, соки и др.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
• санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при
приготовлении пищи.
Учащиеся должны уметь:
• отваривать яйца, макаронные изделия;
• приготовить овощные и фруктовые салаты, муссы, соки и др.
Тематическое планирование 6 коррекционного класса.
№
Разделы по предметам
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Повторение.
Наше жилище.
Квартира.
Растения в доме.
Зимние вещи
Гигиена тела, нижнее бельё.
Стираем бельё.
Кухня.
Организация питания семьи.
Молоко
Домашние заготовки.
Сад и огород.
Количество
часов
2
6
4
4
4
3
8
10
11
2
6
8
12
Итого:
68
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7 КЛАСС
Повторение пройденного (2 ч)
Завтрак (6 ч)
Ежедневное меню. Стоимость основных продуктов питания для семьи. Продуктовая
корзина на неделю.
Завтраки (содержание меню). Бутерброды, их виды, правила приготовления. Каши
(манная, гречневая).
Блюда из яиц (яичницы, омлеты). Напитки для завтрака (соки, чай, кофе). Посуда
для завтрака. Сервировка стола.
Обед (10 ч)
Меню на обед. Стоимость и расчет основных продуктов. Питательная ценность
овощей, мяса, рыбы, фруктов. Быстрые обеды (мясные кубики, овощи, рыба,
полуфабрикаты). Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы
приготовления). Рыбные блюда (способы приготовления). Картофельные блюда.
Овощные салаты (капуста, морковь, свекла и др.). Фруктовые напитки (виды, способы
приготовления). Посуда для обеда, сервирование. Правила приема пищи.
Ужин (6 ч)
Меню на ужин (стоимость и расчет основных продуктов). Холодный ужин (меню,
способы приготовления). Горячий ужин (меню, способы приготовления). Напитки для
ужина (теплое молоко, кефир, соки). Посуда для ужина. Сервировка стола.
Хлеб в доме (4 ч)
История хлеба. Хлеб в сознании человека как ценность и мерило труда. Русский хлеб,
его разновидности. Хранение хлеба. Блюда из хлеба на завтрак, обед, ужин.
Соль, сахар, пряности, приправы (2 ч)
Соль, ее назначение для питания, использование соли. Сахар, его польза и вред. Виды
пряностей и приправ в пище.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• основные продукты и их стоимость.
Учащиеся должны уметь:
• составлять меню из доступных продуктов; рассчитать стоимость завтрака, обеда,
ужина;
• самостоятельно приготовить завтрак (два вида), обед (два вида), ужин (два вида);
• сервировать столы для завтрака, обеда, ужина.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
• основные продукты, питания и их стоимость;
13
• правила сервировки и приема пищи.
Учащиеся должны уметь:
• приготовить бутерброды, чай, кофе;
• готовить салаты из овощей, легкие бульоны и супы из полуфабрикатов;
• приготовить холодный ужин.
Праздник в доме (6 ч)
Когда случаются праздники? Гостеприимство как форма нравственного поведения
людей. Подготовка дома (квартиры) к приему гостей (уборка, гигиена помещений).
Дизайн праздничного дома.
Этикетные правила приема гостей (внешний вид, речь, прием подарков,
поздравлений, общение с гостями, проводы, прощание с гостями).
Праздничная кулинария (14 ч)
Продукты для праздника, их расчетная стоимость. Меню для праздничного стола на
6 персон. Праздничная кулинария (3—5 рецептов). Праздничное тесто (пироги,
пирожки, печенье). Сервирование праздничного стола (скатерть и салфетки из ткани,
однородная посуда и столовые
приборы). Украшения на столе (свечи, цветы).
Практическое занятие Приглашаем гостей (4 ч).
Ремонт в доме (10ч)
Виды ремонта в доме.
Обновление потолков. Косметический ремонт: подготовка помещений, закупка
необходимых материалов ьи инструментов для ремонта потолков, стен, полов.
Оклеивание стен обоями. Краска для ремонта окон, окон , дверей ,пола. Секреты
домашних умельцев.
Тематическое планирование 7 коррекционного класса
№
Разделы программы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Повторение пройденного: домашние заготовки осенью.
Завтраки
Обеды
Ужин
Хлеб в доме
Соль, сахар, пряности, приправы
Праздник в доме.
Праздничная кулинария
Практическое занятие
Ремонт в доме
Итого:
колчасов
2
6
10
6
4
2
6
14
8
10
68
во
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8 КЛАСС
Российские традиции гостеприимства
14
Повторение (2 ч)
Разумная экономика (10 ч)
Практические работы
Расчет показаний расхода электроэнергии с электросчетчика, расчет платы на
коммунальные услуги, заполнение бланков для оплаты коммунальных услуг,
платежные документы, их хранение.
Деловые игры
Планирование бюджета семьи.
Наши ближайшие планы (4 ч)
Организация режима жизни членов семьи. Планирование рабочих и выходных дней.
Распределение обязанностей на неделю. Анализ программы членов семьи на неделю
(практическое занятие).
Здоровье (8 ч)
Гигиенический режим, его правила в течение дня, недели. Источники заболеваний.
Профилактика воспалительных и вирусных заболеваний. Травмы, ожоги. Помоги себе
сам при порезах, ожогах (правила, средства). Правила вызова врача, «скорой помощи».
Уход за больными в доме.
Домашняя аптечка (4 ч)
Правила комплектования аптеки. Средства от головной боли, кишечных расстройств,
простудных заболеваний. Народные безопасные средства для дезинфекции,
полоскания, ожогов и др.
Правила обращения с лекарствами. Хранение лекарств.
Заработная плата. Бюджет семьи.
Планирование расходов в семье из четырех человек: коммунальные платежи;
продуктовая корзина, цена, стоимость продуктов; приобретение одежды, обуви.
Вещи долговременного пользования, их стоимость.
Планирование денежных средств на отдых, непредвиденные расходы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• правила расчетов за коммунальные и бытовые услуги;
• основные гигиенические требования к охране здоровья;
• правила вызова врача, ухода за больными в семье.
Учащиеся должны уметь:
• соотносить заработную плату и примерный бюджет семьи;
• планировать свою полезную деятельность в семье;
• оказывать первую медицинскую помощь;
• пользоваться безопасными лекарственными препаратами.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
• о том, что расходы семьи строятся на основе заработка;
• основные статьи расходов (питание, одежда, коммунальные, бытовые и другие
услуги);
• свой распорядок дня и обязанности в доме;
• основные гигиенические требования по уходу за телом;
• правила вызова врача.
15
Учащиеся должны уметь:
• выполнять основные гигиенические требования по уходу за телом;
• помочь больному в доме.
Здоровье и красота (10 ч)
Толкование пословиц о красоте и здоровье. Понятие о здоровом образе жизни.
Здоровье, спорт, интересный досуг — красота жизни.
Внешняя красота, ее правила.
Гигиенические средства по уходу за кожей, волосами. Гигиенические правила для
девушек. Гигиенические правила для юношей. Косметические средства для молодых
людей. Гигиенические уголки в доме, их оборудование. Нравственное здоровье
(культура поведения и речи, этика отношений между юношами и девушками,
младшими и старшими).
Правила этики (4 ч)
Поведение в общественных местах.
Правила обращения к незнакомому человеку. Правила знакомства. Правила выхода
из конфликтной ситуации в семье, с друзьями. Правила поведения в гостях.
Организация досуга (10 ч)
Составление перечня любимых и нелюбимых занятий. Понятия досуг, отдых,
развлечения.
Организация досуга как источника получения новых знаний. Досуг как укрепление
и развитие здоровья. Досуг как развитие постоянного интереса к какому-то виду
деятельности (коллекционирование, фотография, походы и др.).
Отдых, его разновидности. Отдых как часть режима дня, недели. Бездеятельность и
отдых. Развлечения, виды развлечений (прогулки, дискотеки, слушание музыки,
настольные игры и др.).
Практические работы (5 ч)
Самостоятельное планирование досуговой деятельности. Планирование отдыха для
членов семьи.
Список любимых развлечений. Анализ и обсуждение практических работ.
Летний отдых (8 ч)
Планирование отдыха на лето. Отпуск, расчет дней для отдыха. Бюджет отдыха.
Выбор места для отдыха. Подготовка к путешествию: выбор транспорта, оплата
проезда.
Собираем вещи для турпохода (перечень), отдыха на море (перечень), отдыха на
даче (перечень), поездки к друзьям на неделю (перечень).
Тематическое планирование 8 коррекционного класса.
№
Раздел
1
2
3
4
5
6
Повторение
Разумная экономика
Практические работы
Деловые игры
Наши ближайшие планы
Здоровье
Кол-во
часов
2
8
2
2
4
8
16
7
8
9
10
11
12
Домашняя аптечка
Здоровье и красота
Правила этики
Организация досуга
Практические работы
Летний отдых
Итого:
4
10
4
10
5
9
68
Содержание программы 9 класса
Я и моя будущая семья (9ч)
Работа с анонимными анкетами. Примерный перечень вопросов: хочешь ли ты иметь
свою семью, в каком возрасте люди могут вступать в брак, что нужно для того, чтобы
семья была дружной, какую (какого) ты хочешь иметь жену (мужа), чем должны
заниматься в доме мужчины (мужья), женщины (жены) и др. Закон о семье, о браке.
Когда создается семья (возраст, материальные предпосылки и др.).
Сиротство - что это такое? Государственные проблемы, связанные с сиротством. Кто
виноват в сиротстве?
Бюджет молодой семьи, способы его пополнения надомной деятельностью (ремонт,
шитье, вязание, плетение и др.).
Как возникает семья (планирование семьи) (14 ч)
Ответственность отца и матери за жизнь и здоровье будущих детей.
Поведение супругов в семье, где ждут ребенка. Беременность. Роды.
Семейный уклад с появлением новорожденного в доме, распределение обязанностей.
Что нужно малышу. Уход за новорожденным. Питание новорожденного. Детский
гардероб.
Чему нужно обучать малыша. Развитие ребенка первого года жизни. Охрана здоровья:
детская поликлиника. Здоровье родителей и ребенка. Если ребенка иметь рано
(средства контрацепции, консультации медработников).
Домашний умелец (22ч.) Работы для мальчиков в мастерских.
Косметический ремонт в доме (повторение).
Медицина (4ч.) Оказание первой помощи при порезах, травмах.
Совместные практические работы в саду, огороде, усадьбе (8 ч)
Перекапывание земли, грядок. Работа в теплице, высадка семян, уход за растениями,
животными и др. (в соответствии с условиями школы).
Тематическое планирование 9 коррекционного класса.
№
Раздел
Кол-во
часов
17
1
2
3
4
5
Я и моя будущая семья.
Как возникает семья (планирование семьи)
Домашний умелец.
Медицина
Практические работы в саду, огороде.
Итого:
9
14
22
4
17
66
18