Рабочая программа ОСЖ 5-9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной
(коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией
Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2011 год, допущенной
Министерством образования и науки Российской Федерации,
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Министерства образования и науки РФ №1599;
учебного плана МКОУ «Дерябинская СОШ» на 2023- 2024 уч.год;,
«Социально-бытовая ориентировка» Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочеткова, А.Г.Петрикова,
и др. М.»ВЛАДОС» 2006г., ООО «Гуманитарный изд.центр «ВЛАДОС» 2004г.)
Цель: развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными
потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.
Задачи:


формирование у учащихся коррекционной школы знаний и умений,
способствующих социальной адаптации;



формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы
психического здоровья школьника и условие их социально-психологической
адаптации;



развитие коммуникативной функции
социальной адаптации детей



с интеллектуальной недостаточностью,



освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых
навыков;



развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными
потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме
самостоятельности;



повышение уровня познавательной активности и расширение объема
имеющихся знаний и представлений об окружающем мире. · воспитание
позитивных качеств личности.

речи

как непременное условие

УМК
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5–9 классы: Сб.1. / под ред. В. В. Воронковой // Раздел «Социальнобытовая ориентировка» / В. В. Воронкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2011.
2. Жестовская, О. Б. «Уроки СБО». Учебное пособие для 5 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / О. Б. Жестовская. –
М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
2

Личностными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни»
являются:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их
социальной необходимости;
- уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за
свою Родину;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение
новой социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать
себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности;
- уважительное отношение к чужому мнению;
- понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью
учителя, ставить самостоятельно цели и добиваться результатов;
- умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов,
иллюстраций, результатов трудовой деятельности;
- формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение,
усидчивость;
- формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения.
Предметными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни»
являются:
- знание и соблюдение правил личной гигиены;
- соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому помещению;
- соблюдение правил поведения в общественных местах;
- соблюдение правил техники безопасности;
- соблюдение правил дорожного движения;
- знание видов и назначения одежды и обуви;
- знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью;
- знание и соблюдение правил поведения в магазине;
- знание назначения посуды и столовых приборов;
- умение заваривания чая;
- сервировка стола к завтраку.
Минимальный уровень:
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов
продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для
здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при
приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения;
решение типовых практических задач под руководством педагога посредством
обращения в предприятия бытового обслуживания;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи;
3

знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
знание названий организаций социальной направленности и их назначения;
Достаточный уровень:
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами,
кожей рук и т.д.;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах;
представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья,
мытье посуды и т. п.);
навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством
взрослого);
пользование различными средствами связи для решения практических
житейских задач;
знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и
доходов семейного бюджета;
составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с
целью обращения в различные организации социального назначения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
— бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и
страны;
— проявление интереса к информации, расширение кругозора.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
—готовность к адекватному обсуждению общественно значимых и этических
проблем, связанных с практическим применением услуг предприятий, службы быта,
торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Эстетическое воспитание:
—воспроизведение объектов внешнего мира и свои собственные признаки:
внимание, наблюдательность, находчивость, воображение, ловкость, интерес к
национальным традициям.
—развитие любознательности, интереса к практической деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
—осознание ценности безопасного образа жизни в современном обществе, важности
правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с бытовыми приборами в
домашних условиях;
—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права у другого человека.
Трудовое воспитание:

4

—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, требующих приготовление
доброкачественной пищи, творческого отношения к домашнему труду;
—интерес к практическому изучению различных профессий.
—сформированность элементов трудовой культуры: организацию труда, экономное
и бережное отношение к продуктам, оборудованию, электроэнергии;
Экологическое воспитание:
—ориентация на применение практических навыков в области окружающей среды,
—осознание поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
—осознание бережного поведения в природе;
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
—потребность в социальной адаптации в условиях современного общества;
—повышение уровня развития через практическую деятельность;
—потребность в формировании личностных качеств: трудолюбие, аккуратность,
терпение, усидчивость.
—формирование и совершенствование необходимых навыков ориентировки в
окружающем:
—потребность в самообслуживании, ведении домашнего хозяйства;
—потребность и стремление к приготовлению
творческого отношения к домашнему труду

доброкачественной

пищи,

—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных
последствий.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
· умение работать с разными источниками информации;
· овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить
вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить
задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения
отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка
результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
5

· умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать
речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные
точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения данной программы являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• Проследить роль и значения таких предметов, как: биология, история, технология,
на социально-бытовое ориентирование человека.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в быту и жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в бытовой сфере жизни.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в школьных кабинетах;
• соблюдение правил работы со школьными приборами и инструментами на
различных уроках.
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за
ними.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой и неживой природы

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личная гигиена и здоровье
Здоровый образ жизни ― требование современного общества.
Значение здоровья в жизни и деятельности человека. Здоровое и
рациональное (сбалансированное) питание и его роль в укреплении здоровья.
Значение физических упражнений в режиме дня. Соблюдение личной гигиены
юношей и девушек при занятиях физическими упражнениями.
Негативное воздействие вредных факторов на организм человека
(электромагнитные излучения от компьютера, сотового телефона, телевизора;
повышенный уровень шума, вибрация; загазованность воздуха и т.д.).
Негативное воздействие вредных веществ на здоровье человека,
последующие поколения.
Здоровье и красота. Средства по уходу за кожей лица для девушек и юношей.
Значение косметики для девушек и юношей. Правила и приемы ухода за кожей лица.
Гигиенические правила для девушек. Средства личной гигиены для девушек
(виды, правила пользования).
Гигиенические правила для юношей.
Охрана здоровья
Виды медицинских учреждений: поликлиника, амбулатория, больница,
диспансер. Функции основных врачей-специалистов.
Виды страховой медицинской помощи: обязательная и дополнительная.
Полис обязательного медицинского страхования. Медицинские услуги, оказываемые
6

в рамках обязательного медицинского страхования. Перечень медицинских услуг,
оказываемых в рамках дополнительного медицинского страхования.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок
нетрудоспособности. Особенности оплаты по листку временной нетрудоспособности
страховыми компаниями.
Жилище
Общее представление о доме. Правила пользования общей собственностью в
многоквартирном доме. Правила проживания в собственном и многоквартирном
доме. Компании, осуществляющие управление многоквартирными домами. Виды
услуг, предоставляемых управляющими компаниями в многоквартирных домах.
Виды коммунальных услуг, оказываемых в сельской местности.
Планировка жилища. Виды и назначение жилых комнат и нежилых
помещений.
Кухня. Нагревательные приборы и правила техники безопасности их
использования. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник,
мясорубка, овощерезка и др.): назначение, правила использования и ухода, техника
безопасности.
Кухонная утварь. Виды кухонной посуды в зависимости от функционального
назначения. Материалы для изготовления различных видов кухонной утвари; их
свойства. Правила ухода за кухонной посудой в зависимости от материала, из
которого они изготовлены. Столовые приборы: назначение, правила ухода.
Санитарные нормы и правила содержания и ухода за кухонной утварью.
Национальные виды кухонной посуды.
История возникновения и развития кухонной утвари.
Кухонное белье:виды (полотенца, скатерти, салфетки, прихватки, фартуки,
передники), материалы, назначение. Практическое и эстетическое назначение
кухонного белья.
Кухонная мебель. Виды кухонной мебели. Правила ухода и содержание.
Ванная комната. Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные
машины, фены для сушки волос. Правила пользования стиральными машинами;
стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные
обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными машинами. Техника
безопасности. Виды стиральных машин в зависимости от загрузки белья
(вертикальная и горизонтальная загрузки). Режимы стирки, температурные режимы.
Условные обозначения на стиральных машинах. Характеристики разных видов
стиральных машин. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных
машин). Выбор стиральных машин в зависимости от конкретных условий (размера
ванной комнаты, характеристика машины, цены).
Мебель в жилых помещениях.Виды мебели в зависимости от ее назначения.
Размещение мебели в помещении с учетом от конкретных условий: размера и
особых характеристик жилого помещения (освещенности, формы и т.д.).
Составление элементарных дизайн-проектов жилых комнат.
Магазины по продаже различных видов мебели. Выбор мебели с учетом
конкретных условий (размера помещения, внешнего оформления, соотношения цены
и качества).
Интерьер. Качества
интерьера:
функциональность,
гигиеничность,
эстетичность. Рациональная расстановка мебели в помещении в зависимости от
функционального назначения комнаты, площади, наличия мебели. Композиция
интерьера: расположение и соотношение составных частей интерьера: мебели,
светильников, бытового оборудования, функциональных зон. Соблюдение
требований к подбору занавесей, светильников и других деталей декора.
7

Уход за жилищем. Сухая уборка: назначение, инвентарь, электробытовые
приборы, средства бытовой химии. Влажная уборка: назначение, инвентарь, моющие
и чистящие средства, электробытовые приборы для влажной уборки помещений.
Правила техники безопасности использования электробытовых приборов. Правила
техники безопасности использования чистящих и моющих средств.
Ремонтные работы в доме. Виды ремонта: косметический, текущий. Ремонт
стен. Материалы для ремонта стен. Виды обоев: бумажные, флизелиновые;
виниловые (основные отличия по качеству и цене). Выбор клея для обоев в
зависимости от их вида; самостоятельное изготовление клейстера. Расчет
необходимого количества обоев в зависимости от площади помещения. Выбор
цветовой гаммы обоев в зависимости от назначения помещения и его особенностей
(естественная освещенность помещения, размеры помещения и т. д.).
Самостоятельная оклейка стен обоями: подготовка обоев, правила наклеивания
обоев. Обновление потолков: виды ремонта (покраска, побелка), основные правила и
практические приемы. Расчет стоимости ремонта потолка в зависимости от его
площади и вида.
Одежда и обувь
Одежда. Материалы, используемые для изготовления одежды (хлопок,
шерсть, синтетика, лен, шелк, и пр.). Преимущества и недостатки разных видов
тканей.
Уход за одеждой. Виды повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение,
чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений
на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение
условных обозначений на этикетках. Глажение изделий из различных видов тканей.
Сухое глажение и глажение с паром. Правила ухода за одеждой, изготовленной из
разных видов материалов. Уход за хлопчатобумажной одеждой. Уход за
шерстяными и трикотажными изделиями. Уход за верхней одеждой из
водоотталкивающей ткани, кожи, мехового велюра (дубленки), меха
(искусственного и натурального). Виды пятновыводителей. Правила выведение
мелких пятен в домашних условиях. Санитарно-гигиенические требования и правила
техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.
Предприятия бытового обслуживания. Прачечная и химчистка: назначение,
оказываемые услуги, прейскурант. Ателье мелкого ремонта одежды: оказываемые
услуги, прейскурант. Ателье индивидуального пошива одежды.
Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с
назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с
индивидуальными особенностями. Соотношение размеров одежды в стандартах
разных стран.
Стиль одежды. Определение собственного размера одежды. Профессии
людей, создающих одежду: художники-дизайнеры (модельеры); раскройщики,
портные. «Высокая» мода и мода для всех. Современные направления моды.
Журналы мод. Составление комплектов из одежды (элементарные правила дизайна
одежды). Аксессуары (декор) одежды: шарфы, платки, ремни и т.д.
История возникновения одежды. Одежда разных эпох. Изменения в одежде в
разные исторические периоды.
Национальная одежда.
Обувь. Выбор и покупка обуви в соответствии с ее назначением и размером.
Соотношение размеров обуви в стандартах разных стран. Факторы, влияющие на
выбор обуви: удобство (практичность) и эстетичность. Правила подбора обуви к
одежде. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека.
Порядок приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата.
Гарантийный срок службы обуви; хранение чека или его копии.
8

Национальная обувь.
Уход за обувью. Правила ухода за обувью, изготовленной из натуральной и
искусственной кожи, нубука, замши, текстиля.
Ремонт обуви в специализированных мастерских.
История появления обуви. Обувь в разные исторические времена.
Питание
Организация питания семьи. Организация правильного питания. Режим
питания. Рацион питания.
Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых
магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности).
Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив.
Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца
и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на
этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и
разлив.
Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно
действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина.
Завтрак. Холодный завтрак. Составление меню для холодного завтрака.
Молочные продукты для холодного завтрака. Простые и сложные бутерброды.
Канапе. Приготовление бутербродов.
Горячий завтрак. Каши. Виды круп. Хранение круп. Молочные каши: виды,
составление рецептов, отбор необходимых продуктов. Приготовление молочных
каш. Каши, приготовленные на воде. Каши быстрого приготовления.
Блюда из яиц: яичница-глазунья, омлеты (омлеты простые и с добавками).
Приготовление блюд из яиц.
Напитки для завтрака.
Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для
приготовления завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда для
завтрака. Сервировка стола. Приготовление блюд для завтрака.
Обед. Овощные салаты: виды, первичная обработка овощей, способы
приготовления. Составление рецептов овощных салатов и их приготовление. Салаты
с рыбой; мясом (мясопродуктами): составление рецептов, отбор продуктов,
приготовление. Заправки для салатов. Украшение салатов.
Супы. Прозрачные супы. Приготовление бульона (мясного, рыбного).
Заправки для супов. Составление рецептов и приготовление супов. Суп-пюре.
Мясные блюда (виды, способы приготовления). Приготовление котлет из
готового фарша. Жарка мяса.
Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Рыба отварная. Рыба жареная.
Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий.
Фруктовые напитки: соки, нектары.
Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для
приготовления обеда. Стоимость и расчет продуктов для обеда.
Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для
холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина. Стоимость и расчет
продуктов для холодного ужина. Составление меню для горячего ужина. Отбор
продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего ужина.
Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды изделий
из теса: пирожки, булочки, печенье и др. Составление и запись рецептов изделий из
теста. Приготовление оладий и блинов изделий из недрожжевого и дрожжевого
теста. Приготовление печенья.
Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление,
маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Консервирование продуктов.
9

Меры предосторожности при употреблении консервированных продуктов. Правила
первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов.
Виды питания. Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста.
Приготовление национальных блюд.
Праздничный стол. Сервировка праздничного стола. Столовое белье для
праздничного стола: салфетки (льняные, хлопчатобумажные), скатерти.
Украшения салатов и холодных блюд из овощей и зелени.
Этикет праздничного застолья.
Блюда национальной кухни.
Транспорт
Городской транспорт. Виды городского транспорта. Виды оплаты проезда на
всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте.
Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения,
электрички. Стоимость проезда. Расписание.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение,
основные службы. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных
ситуаций на вокзале. Примерная стоимость проезда в вагонах разной комфортности.
Формы приобретения билетов. Электронные билеты.
Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Расписание,
порядок приобретения билетов, стоимость проезда.
Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Основные
службы. Основные маршруты.
Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы. Порядок приобретения
билетов. Электронные билеты. Стоимость проезда.
Средства связи
Почта. Внутренняя и международная письменная корреспонденция
(почтовые карточки, письма, бандероли). Категории почтовых отправлений: простые
и регистрируемые (обыкновенные, заказные, с объявленной ценностью). Правила и
стоимость отправления.
Телефонная связь. Беспроводные средства персональной связи (мобильные
телефоны сотовой связи, пейджеры и беспроводные стационарные радиотелефоны,
спутниковая связь). Значение сотовой (мобильной) связи в жизни современного
человека. Правила оплаты различных видов телефонной связи (проводной и
беспроводной). Сотовые компании, тарифы.
Интернет-связь. Электронная почта и ее преимущества. Видео-связь (скайп).
Видео-конференции. Особенности, значение в современной жизни.
Денежные
переводы. Виды
денежных
переводов
(адресные
и
безадресные). Различные системы безадресных переводов. Преимущества разных
видов денежных переводов. Стоимость отправления денежного перевода.
Предприятия, организации, учреждения
Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения.
Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные
направления работы. Посещение образовательных организаций дополнительного
образования.
Местные и промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия
предприятия, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии
рабочих и служащих.
Организации.Отделы внутренних дел. Отделения пенсионного фонда.
Налоговая инспекция. Паспортно-визовая служба. Центры социальной защиты
населения.
Трудоустройство. Деловые бумаги, необходимые для приема на работу
(резюме, заявление). Заполнение деловых бумаг, необходимых для приема на
10

работу. Самостоятельное трудоустройство (по объявлению, рекомендации, через
систему Интернет). Риски самостоятельного трудоустройства. Государственная
служба занятости населения: назначение, функции. Правила постановки на учет.
Исполнительные органы государственной власти (города, района).
Муниципальные власти. Структура, назначение.
Семья
Семейный досуг. Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии,
прогулки, посещения музеев, театров и т. д.
Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение
спортивных секций и др.
Досуг как развитие постоянного интереса к какому либо виду деятельности
(хобби): коллекционирование чего-либо, фотография и т. д.
Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы
и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего
отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор
места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей.
Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода.
Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов.
Планирование расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование
дорогостоящих покупок. Значение и способы экономии расходов. Назначение
сбережений. Виды вкладов в банки.
Будущая семья. Закон о семье и браке. Условия создания семьи. Семейные
отношения. Распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства,
бюджета. Способы пополнения домашнего бюджета молодой семьи надомной
деятельностью.
Ответственность родителей за будущее ребенка. Социальное сиротство.
Государственные проблемы, связанные с сиротством. Поведение родителей в семье,
где ждут ребенка. Беременность, роды. Семейный уклад с появлением
новорожденного в семье, распределение обязанностей. Грудной ребенок в семье:
уход, питание новорожденного, детский гардероб, необходимое оборудование и
приспособления. Развитие ребенка раннего возраста.
Учебно-тематический план 5 корр.класса.
№

Тема раздела
Личная гигиена
Одежда
Жилище
Культура поведения
Транспорт
Торговля
Питание
Средства связи
Семья
Итого:

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Кол-во часов
6
5
3
3
3
3
8
1
2
34

Учебно-тематический план 7 корр.класса.
№

Тема раздела

Кол-во часов
11

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Личная гигиена
Экономика домашнего хозяйства.
Одежда и обувь.
Питание.
Я и моя будущая семья.
Культура поведения.
Жилище.
Транспорт.
Торговля.
Средства связи.
Медицинская помощь.
Итого:

5
4
10
11
3
6
10
6
4
3
6
68

Учебно-тематический план 8корр.класса.
№

Наименование раздела

Количество
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Личная гигиена.
Питание.
Жилище
Одежда и обувь.
Семья
Культура поведения.
Охрана здоровья.
Экономика домашнего хозяйства.
Средства связи.
Торговля.
Транспорт.
Учреждения и организации.

4
10
4
6
8
4
6
10
6
4
4
2

Итого

68

Учебно-тематический план 9корр.класса.
№

Наименование раздела

Количество
часов

1
2
3
4
5

Личная гигиена.
Питание.
Жилище.
Одежда и обувь.
Семья

3
7
3
3
2
12

6
7
8
9
10
11

Культура поведения.
Медицинская помощь
Средства связи.
Торговля.
Транспорт.
Учреждения, организации и предприятия

2
4
1
1
1
1

12

Профориентация и трудоустройство

3

Итого

33

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».