Рабочая программа ритмика 5-8 класс

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по ритмике для 5-9 классов составлена на основе
«Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под
редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской
Федерации, 2-е издание, 2006 год).
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России
от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»
Цель предмета: исправление недостатков психического и физического развития детей
средствами музыкально-ритмической деятельности.
Задачи:
o развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни, укрепление
физического и психического здоровья детей.
o развитие общей и речевой моторики,
o эмоционально-волевое развитие учащихся,
o воспитание нравственности, дружелюбия, дисциплинированности, чувства долга,
коллективизма, организованности.
Место предмета в учебном плане
Во
время
проведения
занятий
используются
здоровьесберегающие
технологии: (уровневая дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность,
релаксация, рациональное дыхание, конкретные, доступные для выполнения задачи,
соотношение статического и динамического компонента урока. рациональность
использования оптимального времени урока (20 мин.), 34 часа, раза в неделю.

УМК
«Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под
редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской
Федерации, 2-е издание, 2006 год).

Личностные, метапредметные
учебного предмета

и

предметные

результаты

освоения

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования
по коррекционной ритмике являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися
коррекционной ритмике являются следующие умения:

содержания

программы

по

2

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения
и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо).
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
коррекционной ритмике являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
коррекционной ритмикой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и
передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,
сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и
соревновательной деятельности.
Предметными
результатами освоения учащимися
коррекционной ритмике являются следующие умения:

содержания

программы

по

- планировать занятия коррекционными упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг;

3

- представлять коррекционную ритмику как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований,
осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия коррекционной ритмикой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной
дозировкой нагрузки;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих
упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных изменяющихся, вариативных условий
Уровень усвоения учебного предмета.
Минимальный уровень: представления о ритмике как средстве укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека; выполнение не сложных
упражнений под руководством учителя; знание основных правил поведения на уроках
ритмики и осознанное их применение; выполнение несложных упражнений по словесной
инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях;
знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих
упражнений; ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр; участие в
подвижных играх и эстафетах под руководствомучителя; знание правил бережного
обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности
в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. выполнение ритмических
комбинаций движений на уровне возможностей обучающихся; понимать простейшие
музыкальные понятия (быстрый, медленный темп, громкая, тихая музыка); определять
музыкальные жанры: танец, марш, песня.
Достаточный уровень: выполнение ритмических комбинаций на максимально высоком
уровне;
развитие
музыкальности
(формирование
музыкального
восприятия,
представления о выразительных средствах музыки); развитие чувства ритма, умения
характеризовать музыкальное произведение; согласовывать музыку и движение;
самостоятельное выполнение комплексов упражнений; владение комплексами
упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в

4

оздоровительных занятияхв режиме дня (физкультминутки); выполнение основных
двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений, совместное участие со сверстниками в подвижных играх
и эстафетах; знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение
усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в
повседневной жизни; соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в
концентрических кругах; самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и
темпа движений, руководствуясь музыкой; ощущать смену частей музыкального
произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями; передавать в
игровых иплясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность,
энергичность, нежность, игривость и т. д.; передавать хлопками ритмический рисунок
мелодии; повторять любой ритм, заданный учителем; задавать самим ритм
одноклассникам ипроверять правильность его исполнения.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны уметь:
 Рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три
колонны, шеренги;
 Соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
 Самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений,
руководствуясь музыкой;
 Ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
малоконтрастными построениями;
 Передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки:
напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
 Повторять любой ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения
(хлопками или притопами).

Содержание программы
Упражнения на ориентировку в пространстве
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном
порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение
их . Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба
по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Ориентировка в
направлении движений (вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга). Выполнение
простых движений с предметами во время ходьбы. Сохранение правильной дистанции во
всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с
предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
Ритмико- гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад,

5

в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам.
Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением
темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты
туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с
вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений
ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые
движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных
движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с
постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над
головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление
несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами
(погремушками, бубном, барабаном). Приседания с опорой и без опоры, с предметами
(обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы
наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок
вперед и в стороны, вставание на полу пальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук
(правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой —
в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой
руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение
позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать
движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых
ритмических рисунков. Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и
слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки
вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями
(имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно
опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение
тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник)
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими
расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой
(«петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками
постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося
цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного
пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем,
быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.
Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне,
духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного
ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни.
Игры под музыку
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента,
темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в

6

соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки.
Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии.
Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений,
их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением,
речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
Танцевальные упражнения
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий,
на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук.
Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись
двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно,
выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.
Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками
Рабочая программа с 5 по 8 кор. классы рассчитана на 1 час в неделю, по 20 минут.

Тематическое планирование 5 корр.кл.
№
1
2
3

Название раздела
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Игры под музыку
Танцевальные упражнения.

4

Количество часов
6
9
8
7

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
5
Итого

4 ч.
34 ч.

Тематическое планирование 6корр.кл.
№
1
2
3

Название раздела
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Игры под музыку
Танцевальные упражнения.

4

Количество часов
6
9
8
7

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
5
Итого

4 ч.
34 ч.

7

Тематическое планирование 7корр.кл.
№
1
2
3

Название раздела
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Игры под музыку
Танцевальные упражнения.

4

Количество часов
6
9
8
7

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
5
Итого

4 ч.
34 ч.

Тематическое планирование 8корр.кл.
№
1
2
3

Название раздела
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Игры под музыку
Танцевальные упражнения.

4

Количество часов
6
9
8
7

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
5
Итого

4 ч.
34 ч.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».