Рабочая программа ритмика 1-4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по ритмике 1-4 классы составлена на основе учебного плана
МКОУ «Дерябинская СОШ», авторской учебной программы А. А. Айдарбекова
«Ритмика» 1класс, (сборник программ специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под ред. В. В. Воронковой, Москва,
«Просвещение», 2010 г.;
- Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ
«Дерябинская СОШ» 2023-2024 учебный год.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки
России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
Цель предмета: исправление недостатков психического и физического развития детей
средствами музыкально-ритмической деятельности.
Задачи:
o развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни,
укрепление физического и психического здоровья детей.
o развитие общей и речевой моторики,
o эмоционально-волевое развитие учащихся,
o воспитание нравственности, дружелюбия, дисциплинированности, чувства долга,
коллективизма, организованности.
Место предмета в учебном плане
o Рабочая программа начального общего образования «Ритмика» 1-4 классы,
согласно годового календарного учебного графика, расписания учебных
занятий, рассчитана на 2 часа в неделю, по 20 минут, общее количество
часов в год: 1 класс – 66 часов, 2 раза в неделю и 2,3,4 классы – 68 часов, 2
раза в неделю.

УМК
Авторская программа А. А. Айдарбекова «Ритмика» 1класс, (сборник программ
специальных

(коррекционных)

образовательных

подготовительный, 1-4 классы под

учреждений

VIII

вида

ред. В. В. Воронковой, Москва,

«Просвещение», 2010 г...

2

Планируемые предметные результаты
освоения предмета «Ритмика»
Результаты изучения предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные УУД


положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Коммуникативные УУД



обращаться за помощью и принимать помощь;



слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;



сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;



доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Познавательные УУД



выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;



делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие
в жизни класса.
Предметные результаты:
- развитие

художественного

вкуса,

устойчивого интереса к

музыкально-

ритмическому искусству и различным видам (или какому-либо виду) творческой
деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов
искусств, размышлять о музыке и танцевальном искусстве как способе выражения
духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии,
знание основных закономерностей музыкального и танцевальногоискусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных
традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности
музыкального и танцевального искусства разных народов.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать танцевальную музыку различных жанров;
3

- эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных
видах музыкально-танцевальной творческой деятельности;
- определять виды танцев, сопоставлять различные танцевальные музыкальные образы;
- общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных
танцевальных художественных образов.
В процессе обучения ритмики обучающиеся овладеют
Выпускник научится:
выполнять упражнения по инструкции учителя;
- соблюдать правила индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;
- формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при
выполнении танцевальных упражнений;
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и
входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное
исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в
коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
- ходить свободным естественным шагом, двигаясь по залу в разных направлениях, не
мешая друг другу;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя
с его линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
- выполнять игровые и плясовые движения;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Выпускник получит возможность научиться:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному (по два), рассчитываться на
первый, второй, третий, для последующего построения в 2-3 колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне и в концентрических кругах; четко,
организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки;
- выполнять движения и упражнения с предметами и без них под музыку;
- слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
- повторять простейший ритмический рисунок;
- начинать и заканчивать движения в соответствие со звучанием музыки;
- соблюдать темп движений и выполнять общеразвивающие упражнения в определённом
ритме и темпе;
- легко, естественно и непринужденно выполнять игровые и плясовые движения;
-самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений,
руководствуясь музыкой;
- передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
- выполнять любые гимнастические упражнения с предметами и без них под музыку
различного характера и темпа;
- передавать ритмический рисунок знакомых песен и мелодий;
- различать основные характерные движения некоторых народных танцев;

1 класс
4

Минимальный уровень:
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и
входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное
исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в
коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не
мешая друг другу;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя
с его линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
- выполнять игровые и плясовые движения;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Достаточный уровень:
- уметь самостоятельно принимать правильное исходное положение в соответствии с
содержанием и особенностями музыки и движения;
- организованно строиться (быстро, точно);
- сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции
учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
- соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие
упражнения в определенном ритме и темпе;
- легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
контрастными построениями.
2 класс
Минимальный уровень:
- уметь принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и
особенностями музыки и движения;
- организованно строиться (быстро, точно);
- сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции
учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
- соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие
упражнения в определенном ритме и темпе;
- легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
контрастными построениями.
Достаточный уровень:
- уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три
колонны, шеренги;
- соблюдать правильную дистанцию в колонне по три;
- самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений,
руководствуясь музыкой;
- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
малоконтрастными построениями;

5

- передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность,
грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
- самостоятельно передавать хлопками более сложный ритмический рисунок мелодии;
- повторять любой ритм, заданный учителем;
- задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения
(хлопками или притопами).
3 класс
Минимальный уровень:
- уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три
колонны, шеренги;
- соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
- самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений,
руководствуясь музыкой;
- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
малоконтрастными построениями;
- передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность,
грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
- передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
- повторять любой ритм, заданный учителем;
- задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения
(хлопками или притопами).
Достаточный уровень:
- самостоятельно уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в
соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
- четко различать двухчастную и трехчастную форму в музыке, показывать в движении
характер контрастных частей;
- отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять
движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно
самостоятельно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время
веселой, задорной пляски;
- различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
4 класс
Минимальный уровень:
- уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с
характером и построением музыкального отрывка;
- различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
- отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять
движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно
перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной
пляски;
- различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Достаточный уровень:
- знать основные позиции ног и рук, использовать их при выполнении упражнений;
- уметь самостоятельно ориентироваться в пространстве, перестраиваться по требованию
учителя в шеренгу, колонну, круг;
- знать основные элементы танцев, разученных в течение периода обучения, танцевальные
движения, а также использовать их при самостоятельном составлении небольших
танцевальных композиций;
- уметь самостоятельно составлять ритмические рисунки и исполнять их на музыкальных
инструментах.
6

Особенности реализации программы.
Особенности методики преподавания предмета. Организация, построение,
содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с умственной
отсталостью обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где
присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере,
моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:
 коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется
коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти
(слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия
(слухового, пространственного, зрительного);
 коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком
выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные
состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать
психоэмоциональное
напряжение,
приобретают
навыки
невербальной
коммуникации, адекватного группового поведения;
 коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела,
ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению
глобальных синкинезий;
 развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с
предметами и без них, с пением, с образными движениями.
Во время проведения занятий используются здоровьесберегающие технологии: (уровневая
дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, релаксация,
рациональное дыхание, конкретные, доступные для выполнения задачи, соотношение
статического и динамического компонента урока. рациональность использования
оптимального времени урока (20 мин.), два раза в неделю.
Методы и формы обучения:
o Словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание, разъяснения, оценка.
o Практические: показ учителя, совместное выполнение данного движения,
индивидуальная работа учащихся, коллективная работа всем классом.
o Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом;
Заучивание считалок, попевок, песен, проговаривание отдельных слов и
предложений.
o Игровые ситуации, имитационные движения, упражнения.

7

Содержание программы 1 коррекционного класса (66 часов)
Раздел 1.Упражнения на ориентировку в пространстве – 7ч.
1. Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с
отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка.
2. Построение в шеренгу и в колонну по команде. Перестроение в круг из шеренги,
цепочки.
3. Построение в круг и передвижения по кругу в различных направлениях за педагогом.
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.
4. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения – 23 ч.
Общеразвивающие упражнения.
- Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»).
Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки,
погремушки, ленты). Упражнения с мячами, обручами, скакалками.
- Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой
и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч).
- Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь,
круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на
полупальцы. Упражнения на выработку осанки. Музыкально-творческие игры «Море
волнуется»
Упражнения на координацию движений.
- Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).
Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед,
левой — вверх. Противопоставление пальцев рук при работе двумя руками и одной рукой.
- Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону,
левой руки — в сторону и т. д.
- Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно;
провожать движение руки головой, взглядом.
- Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц.
- Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в
музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно
потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше,
дать им свободно опуститься в нормальное положение.
8

- Свободное круговое движение рук.
- Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую
(маятник).
Раздел 3.Игры под музыку – 12ч.
1. Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки,
динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).
2. Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в
соответствии

с

изменениями

в

музыке

(легкий,

танцевальный

бег

сменяется

стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и
т. д.).
3. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных
подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение
транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и
динамическим характером музыки.
4. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.
Ходьба под счет
5. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
Музыкальные игры: «Найди свое место». « Мы с орешками играем»
Раздел 4.Танцевальные упражнения – 11ч.
1. Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег
легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Танцевальные движения : «Танец
утят»
2. Прямой галоп. Маховые движения рук.
3. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне,
подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком).
4. Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.
5. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.
6. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Раздел 5.Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
1.Движение кистей рук в разных направлениях.
2. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками
одновременно под счет учителя.

Тематический план 1 коррекционного класса
№

Название раздела

Кол- во часов
9

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

10

2

Ритмико – гимнастические упражнения.

24

3

Игры под музыку

14

4

Танцевальные упражнения

16

5

Упражнения с детскими музыкальными
инструментами
Итого:

2
66

Содержание программы 2 коррекционного класса (68 часов)
Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве – 8ч.
1. Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в
углах зала.
2. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два.
Перестроение из колонны парами в колонну по одному.
3. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.
4. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их,
собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения -21ч.
Общеразвивающие упражнения
- Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения,
упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые
движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища
в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс.
- Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание
предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги
поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение.
- Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание
ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений
- Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя —
к себе перед грудью (смена рук).
- Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой
руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с
одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой
ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и
т. д.).
10

- Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в
соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в
заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц
1. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой.
Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и
наклонившись вперед.
- Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во
время ветра).
- Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).

Раздел 3.Игры под музыку – 23ч.
1. Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой
(громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий).
2. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических
изменений в музыке и выражение их в движении.
3. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в
свободных плясках знакомых движений.
4. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания
песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа.
5. Музыкальные игры «Музыкальный стульчик». Игры с пением и речевым
сопровождением. «Мы ногами топ- топ». Игра «Третий лишний»..
6. Инсценирование доступных песен «Антошка»
7. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
Раздел 4. Танцевальные упражнения- 16ч.
1. Повторение элементов танца по программе для 1 класса.
2. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый
танцевальный бег, стремительный бег.
3. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с
выбрасыванием ноги вперед.
4. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с
поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди;
подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка
согнута в локте (для девочек). Танец: «Если нравится , то делай так…», Танцевальные
упражнения «танец с платочками». Инсценирование доступных песен «Антошка».
5. Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.
6. Основные движения местных народных танцев.
Раздел 5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
1.Круговые движения кистью (напряженное и свободное).
2. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками.
11

Тематический план 2 коррекционного класса
№

Название раздела

Кол- во часов

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

8

2

Ритмико – гимнастические упражнения .

21

3

Игры под музыку

23

4
5

Танцевальные упражнения
Упражнения с детскими музыкальными
инструментами.
Итого:

14
2
68

Содержание программы 3 коррекционного класса (68 часов)
Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве- 8ч.
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с
приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках,
держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два,
три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной
группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в
кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.
Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения - 21 ч.
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения
головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их
перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание
резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в
стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением
коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках
и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с - одновременным
выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку.
Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону
и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону,
противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми
движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами
(флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и
протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с
музыкальным
сопровождением
(под
барабан,
бубен).
Самостоятельное
составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал,
и наоборот.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение
всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая
плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую
12

подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым
движением согнуться и сесть на корточки (большие и маленькие). Перенесение тяжести
тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
Раздел 3. Игры по музыку- 23ч.
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование
музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной
доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений.
Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого
известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при
инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального
рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам.
Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым
сопровождением.
Раздел 4. Танцевальные упражнения- 16ч.
Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки.
Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски:
приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку,
присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп,
поскоки. Основные движения народных танцев. Подвижные игры с речевым
сопровождением. «Если нравится, то делай так» «Мы пойдем на лево..», «Часы»
,Музыкальный стульчик».
Раздел 5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
1.Круговые движения кистей рук, встряхивание, повороты.
2. Исполнение ритмов на барабане и бубне.
Тематический план 3 коррекционного класса
№

Название раздела

Кол- во часов

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

8

2

Ритмико – гимнастические упражнения.

21

3

Игры под музыку

23

4

Танцевальные упражнения

14

5.

Упражнения с детскими музыкальными
инструментами
Итого:

2
68

13

Содержание программы 4 коррекционного класса(68 часов)
Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве -8 ч.
1. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре.
2. Построение в шахматном порядке.
3. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их.
Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели.
4. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол.
5. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент,
обручей, скакалок.
6. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
Раздел 2.Ритмико-гимнастические упражнения -21ч.
Общеразвивающие упражнения.
- Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук
вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам.
- Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением
темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты
туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов.
- Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
- Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны,
сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп.
- Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений.
- Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей.
- Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа
движений.
- Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени.
- Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и
притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц.
- Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом,
висящими руками и опущенной головой («петрушка»).
- С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное
поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же
движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
Раздел 3. Игры под музыку – 23ч.
1. Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента,
темповых и динамических изменений в музыке.
2. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз,
малоконтрастных частей музыки.
3. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии.

14

4. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений,
их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Инсценирование
«После дождя» (мимики и пантомимики).
5. Игры с пением, речевым сопровождением «Мы ногами топ –топ». Инсценирование
песен «Кузнечик», «Два веселых гуся». Инсценирование музыкальных сказок «Колобок».
Раздел 4.Танцевальные упражнения- 16ч.
1. Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе.
2. Упражнения на различение элементов народных танцев.
3. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий
бег.
4. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на
полупальцах. Упражнения на расслабление мышц. Игра «Море волнуется…».
5. Разучивание народных танцев. Танец осенних листьев. Кружение.
Раздел 5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
1.Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак).
2.Упражнения в передаче на барабане музыкального ритма мелодий.

Тематический план 4 коррекционного класса
№

Название раздела

Кол- во часов

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

8

2

Ритмико – гимнастические упражнения.

21

3

Игры под музыку

23

4

Танцевальные упражнения

16

Итого:

68

Перечень учебно-методического обеспечения
аппаратура для озвучивания занятий: ноутбук
резиновые мячи среднего размера;
обручи;
скакалки;
ленты;
платочки;
флажки

15

Список литературы

1. Воронкова В.В.«Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида 1- 4 классы./Под ред. В.В. Воронковой. Допущено
МО и науки РФ. -М.: Просвещение,2010
Сайт:
 infourok.ru›igri-i-uprazhneniya-po-logoritmike…

16

РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ
Бабочки
Цель: развитие наблюдательности, внимания, творчества.
Все играющие имитируют бабочек: легко и красиво двигаются под музыку.
Водящий наблюдает. Музыка прекращается, и все превращаются в застывшие
красивые фигуры. Водящий выбирает лучшую «бабочку», которая становится
ведущей в следующей игре.
Мультяшки
Цель:

развитие творчества, умение в движении передать особенности

мультипликационных героев.
Звучит музыка. Ведущий предлагает героев мультфильма, которого надо
изобразить, придумать для него одно характерное движение или несколько танцев.
Тот, кто справится с танцем лучше всех, получает очко. В конце игры очки
подсчитывается.
Будь внимателен!
Цель: развитие ловкости, внимания.
Играющие становятся перед ведущим. Звучит музыка. Ведущий предлагает
участникам поиграть с разными предметами, но под музыку: ведущий мяч, а
участник ведущему и т.д. Выигрывает тот, кто точно под музыку производит
17

бросок. Проделать то же самое с кеглей, платком, кубиком и с другими предметами
по усмотрению ведущего.
После дождя
Цель: развитие творчества, пластичности, мимики и пантомимики.
Под звучание музыки различных жанров, играющие должны изобразить:
-идёт дождь (руками)
-прохожие идут по лужам (можно с зонтиками)
-солнышко засияло
-всем весело
-природа ожила (раскрываются цветы, летают птички, пчёлы и бабочки)
Ведущий внимательно наблюдает за играющими, даёт задание и отмечает тех, кто
лучше всех выполняет его. Эти лучшие исполнители становятся в центр и ещё раз
все вместе показывают, как красиво они выполняют задание.

Передай платочек
Цель: развитие ловкости, творчества, музыкального слуха, чувства такта в процессе
группового общения.
Участники выстраиваются в круг. Под музыку играющие передают платочек,
приседая на сильную долю такта. Как только музыка заканчивается, передача
платка прекращается. Тот, у кого платочек остался в руках, выходит на середину
круга, исполняя свой собственный танец, остальные поддерживают его хлопками.
Приглашение
Цель: развитие памяти, творчества, культуры поведения в процессе группового
общения.
Все играющие становятся в круг. Под музыку водящий ходит внутри круга,
останавливаясь перед кем-либо из играющих и сделав поклон, приглашает
следовать за собой. Следуя вдвоём, водящий вновь останавливается перед кемлибо и таким образом приглашает несколько человек. Водящий двигается
любым(по желанию) танцевальным шагом и все идущие за ним повторяют
движения или шаг. Неожиданно музыка заканчивается - все разбегаются и
становятся в общий круг(в любом месте). Кто опоздал становится новым водящим.
18

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
Кактус и ива
Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением, ориентироваться в
пространстве, координировать движение.
Под музыку дети двигаются по залу. По команде педагога «Кактус», ученики
останавливаются и принимают позу «кактуса» (кто как его представляет), с
продолжением музыки дети возобновляют движение. По команде «ива»принимают позу ивы. Движение продолжается, команды чередуются. По
окончании игры педагог или сами ученики выделяют лучшего игрока.
Мокрые котята
Цель: умение снимать поочерёдно с мышц рук, шеи, корпуса; двигаться
врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Дети двигаются по залу врассыпную мягким, пружинистым шагом, как котята. По
команде «дождь» садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все
мышцы. По команде «солнце» медленно встают и стряхивают «воду по очереди с
каждой из четырёх лап, с головы и хвостика, снимая соответственно зажимы с
мышц рук, ног, шеи и корпуса.
В царстве золотой рыбки
Цель: развитие творчества, фантазии, мимики, пластичности, гибкости.
В морском царстве золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются
своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрываются и
закрываются раковины, быстро перемещается по дну краб( можно добавлять
любые другие персонажи).
Снегурочка
Цель: развитие творчества, фантазии, мимики.
Наступила весна. Вся природа оживает и расцветает. Грустно лишь одной
Снегурочке: солнечные тёплые лучи несут ей гибель; она прощается совсем, что ей
дорого и медленно тает…
Вальс бабочек
Цель: развивать умение подражать движениям насекомых, легко и мягко
передвигаться по залу, выполнять плавные движении руками.
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются
своими пёстрыми крылышками. Лёгкие и воздушные, они порхают и кружат в
своём вальсе.
19

Пальма
Цель: напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
«Выросла пальма большая -пребольшая»; руки вытянуть вверх, потянуться за
руками, посмотреть на них.
«Завяли листочки»; уронили кисти рук.
«Ветви»; уронили руки от локтя.
«И вся пальма»; уронили руки вниз. Упражнение можно выполнять поочерёдно
каждой рукой.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-343-89-2-33-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».