Пояснительная записка
Рабочая программа по ритмике 1-4 классы составлена на основе учебного плана
МКОУ «Дерябинская СОШ», авторской учебной программы А. А. Айдарбекова
«Ритмика» 1класс, (сборник программ специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под ред. В. В. Воронковой, Москва,
«Просвещение», 2010 г.;
- Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ
«Дерябинская СОШ» 2023-2024 учебный год.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки
России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
Цель предмета: исправление недостатков психического и физического развития детей
средствами музыкально-ритмической деятельности.
Задачи:
o развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни,
укрепление физического и психического здоровья детей.
o развитие общей и речевой моторики,
o эмоционально-волевое развитие учащихся,
o воспитание нравственности, дружелюбия, дисциплинированности, чувства долга,
коллективизма, организованности.
Место предмета в учебном плане
o Рабочая программа начального общего образования «Ритмика» 1-4 классы,
согласно годового календарного учебного графика, расписания учебных
занятий, рассчитана на 2 часа в неделю, по 20 минут, общее количество
часов в год: 1 класс – 66 часов, 2 раза в неделю и 2,3,4 классы – 68 часов, 2
раза в неделю.
УМК
Авторская программа А. А. Айдарбекова «Ритмика» 1класс, (сборник программ
специальных
(коррекционных)
образовательных
подготовительный, 1-4 классы под
учреждений
VIII
вида
ред. В. В. Воронковой, Москва,
«Просвещение», 2010 г...
2
Планируемые предметные результаты
освоения предмета «Ритмика»
Результаты изучения предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные УУД
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Коммуникативные УУД
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Познавательные УУД
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие
в жизни класса.
Предметные результаты:
- развитие
художественного
вкуса,
устойчивого интереса к
музыкально-
ритмическому искусству и различным видам (или какому-либо виду) творческой
деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов
искусств, размышлять о музыке и танцевальном искусстве как способе выражения
духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии,
знание основных закономерностей музыкального и танцевальногоискусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных
традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности
музыкального и танцевального искусства разных народов.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать танцевальную музыку различных жанров;
3
- эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных
видах музыкально-танцевальной творческой деятельности;
- определять виды танцев, сопоставлять различные танцевальные музыкальные образы;
- общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных
танцевальных художественных образов.
В процессе обучения ритмики обучающиеся овладеют
Выпускник научится:
выполнять упражнения по инструкции учителя;
- соблюдать правила индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;
- формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при
выполнении танцевальных упражнений;
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и
входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное
исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в
коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
- ходить свободным естественным шагом, двигаясь по залу в разных направлениях, не
мешая друг другу;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя
с его линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
- выполнять игровые и плясовые движения;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Выпускник получит возможность научиться:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному (по два), рассчитываться на
первый, второй, третий, для последующего построения в 2-3 колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне и в концентрических кругах; четко,
организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки;
- выполнять движения и упражнения с предметами и без них под музыку;
- слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
- повторять простейший ритмический рисунок;
- начинать и заканчивать движения в соответствие со звучанием музыки;
- соблюдать темп движений и выполнять общеразвивающие упражнения в определённом
ритме и темпе;
- легко, естественно и непринужденно выполнять игровые и плясовые движения;
-самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений,
руководствуясь музыкой;
- передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
- выполнять любые гимнастические упражнения с предметами и без них под музыку
различного характера и темпа;
- передавать ритмический рисунок знакомых песен и мелодий;
- различать основные характерные движения некоторых народных танцев;
1 класс
4
Минимальный уровень:
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и
входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное
исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в
коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не
мешая друг другу;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя
с его линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
- выполнять игровые и плясовые движения;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Достаточный уровень:
- уметь самостоятельно принимать правильное исходное положение в соответствии с
содержанием и особенностями музыки и движения;
- организованно строиться (быстро, точно);
- сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции
учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
- соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие
упражнения в определенном ритме и темпе;
- легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
контрастными построениями.
2 класс
Минимальный уровень:
- уметь принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и
особенностями музыки и движения;
- организованно строиться (быстро, точно);
- сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции
учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
- соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие
упражнения в определенном ритме и темпе;
- легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
контрастными построениями.
Достаточный уровень:
- уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три
колонны, шеренги;
- соблюдать правильную дистанцию в колонне по три;
- самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений,
руководствуясь музыкой;
- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
малоконтрастными построениями;
5
- передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность,
грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
- самостоятельно передавать хлопками более сложный ритмический рисунок мелодии;
- повторять любой ритм, заданный учителем;
- задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения
(хлопками или притопами).
3 класс
Минимальный уровень:
- уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три
колонны, шеренги;
- соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
- самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений,
руководствуясь музыкой;
- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
малоконтрастными построениями;
- передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность,
грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
- передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
- повторять любой ритм, заданный учителем;
- задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения
(хлопками или притопами).
Достаточный уровень:
- самостоятельно уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в
соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
- четко различать двухчастную и трехчастную форму в музыке, показывать в движении
характер контрастных частей;
- отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять
движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно
самостоятельно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время
веселой, задорной пляски;
- различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
4 класс
Минимальный уровень:
- уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с
характером и построением музыкального отрывка;
- различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
- отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять
движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно
перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной
пляски;
- различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Достаточный уровень:
- знать основные позиции ног и рук, использовать их при выполнении упражнений;
- уметь самостоятельно ориентироваться в пространстве, перестраиваться по требованию
учителя в шеренгу, колонну, круг;
- знать основные элементы танцев, разученных в течение периода обучения, танцевальные
движения, а также использовать их при самостоятельном составлении небольших
танцевальных композиций;
- уметь самостоятельно составлять ритмические рисунки и исполнять их на музыкальных
инструментах.
6
Особенности реализации программы.
Особенности методики преподавания предмета. Организация, построение,
содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с умственной
отсталостью обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где
присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере,
моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:
коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется
коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти
(слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия
(слухового, пространственного, зрительного);
коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком
выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные
состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать
психоэмоциональное
напряжение,
приобретают
навыки
невербальной
коммуникации, адекватного группового поведения;
коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела,
ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению
глобальных синкинезий;
развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с
предметами и без них, с пением, с образными движениями.
Во время проведения занятий используются здоровьесберегающие технологии: (уровневая
дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, релаксация,
рациональное дыхание, конкретные, доступные для выполнения задачи, соотношение
статического и динамического компонента урока. рациональность использования
оптимального времени урока (20 мин.), два раза в неделю.
Методы и формы обучения:
o Словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание, разъяснения, оценка.
o Практические: показ учителя, совместное выполнение данного движения,
индивидуальная работа учащихся, коллективная работа всем классом.
o Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом;
Заучивание считалок, попевок, песен, проговаривание отдельных слов и
предложений.
o Игровые ситуации, имитационные движения, упражнения.
7
Содержание программы 1 коррекционного класса (66 часов)
Раздел 1.Упражнения на ориентировку в пространстве – 7ч.
1. Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с
отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка.
2. Построение в шеренгу и в колонну по команде. Перестроение в круг из шеренги,
цепочки.
3. Построение в круг и передвижения по кругу в различных направлениях за педагогом.
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.
4. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения – 23 ч.
Общеразвивающие упражнения.
- Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»).
Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки,
погремушки, ленты). Упражнения с мячами, обручами, скакалками.
- Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой
и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч).
- Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь,
круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на
полупальцы. Упражнения на выработку осанки. Музыкально-творческие игры «Море
волнуется»
Упражнения на координацию движений.
- Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).
Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед,
левой — вверх. Противопоставление пальцев рук при работе двумя руками и одной рукой.
- Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону,
левой руки — в сторону и т. д.
- Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно;
провожать движение руки головой, взглядом.
- Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц.
- Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в
музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно
потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше,
дать им свободно опуститься в нормальное положение.
8
- Свободное круговое движение рук.
- Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую
(маятник).
Раздел 3.Игры под музыку – 12ч.
1. Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки,
динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).
2. Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в
соответствии
с
изменениями
в
музыке
(легкий,
танцевальный
бег
сменяется
стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и
т. д.).
3. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных
подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение
транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и
динамическим характером музыки.
4. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.
Ходьба под счет
5. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
Музыкальные игры: «Найди свое место». « Мы с орешками играем»
Раздел 4.Танцевальные упражнения – 11ч.
1. Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег
легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Танцевальные движения : «Танец
утят»
2. Прямой галоп. Маховые движения рук.
3. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне,
подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком).
4. Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.
5. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.
6. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Раздел 5.Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
1.Движение кистей рук в разных направлениях.
2. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками
одновременно под счет учителя.
Тематический план 1 коррекционного класса
№
Название раздела
Кол- во часов
9
1
Упражнения на ориентировку в пространстве
10
2
Ритмико – гимнастические упражнения.
24
3
Игры под музыку
14
4
Танцевальные упражнения
16
5
Упражнения с детскими музыкальными
инструментами
Итого:
2
66
Содержание программы 2 коррекционного класса (68 часов)
Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве – 8ч.
1. Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в
углах зала.
2. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два.
Перестроение из колонны парами в колонну по одному.
3. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.
4. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их,
собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения -21ч.
Общеразвивающие упражнения
- Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения,
упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые
движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища
в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс.
- Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание
предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги
поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение.
- Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание
ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений
- Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя —
к себе перед грудью (смена рук).
- Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой
руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с
одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой
ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и
т. д.).
10
- Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в
соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в
заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц
1. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой.
Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и
наклонившись вперед.
- Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во
время ветра).
- Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
Раздел 3.Игры под музыку – 23ч.
1. Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой
(громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий).
2. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических
изменений в музыке и выражение их в движении.
3. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в
свободных плясках знакомых движений.
4. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания
песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа.
5. Музыкальные игры «Музыкальный стульчик». Игры с пением и речевым
сопровождением. «Мы ногами топ- топ». Игра «Третий лишний»..
6. Инсценирование доступных песен «Антошка»
7. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
Раздел 4. Танцевальные упражнения- 16ч.
1. Повторение элементов танца по программе для 1 класса.
2. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый
танцевальный бег, стремительный бег.
3. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с
выбрасыванием ноги вперед.
4. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с
поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди;
подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка
согнута в локте (для девочек). Танец: «Если нравится , то делай так…», Танцевальные
упражнения «танец с платочками». Инсценирование доступных песен «Антошка».
5. Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.
6. Основные движения местных народных танцев.
Раздел 5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
1.Круговые движения кистью (напряженное и свободное).
2. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками.
11
Тематический план 2 коррекционного класса
№
Название раздела
Кол- во часов
1
Упражнения на ориентировку в пространстве
8
2
Ритмико – гимнастические упражнения .
21
3
Игры под музыку
23
4
5
Танцевальные упражнения
Упражнения с детскими музыкальными
инструментами.
Итого:
14
2
68
Содержание программы 3 коррекционного класса (68 часов)
Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве- 8ч.
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с
приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках,
держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два,
три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной
группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в
кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.
Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения - 21 ч.
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения
головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их
перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание
резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в
стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением
коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках
и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с - одновременным
выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку.
Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону
и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону,
противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми
движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами
(флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и
протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с
музыкальным
сопровождением
(под
барабан,
бубен).
Самостоятельное
составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал,
и наоборот.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение
всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая
плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую
12
подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым
движением согнуться и сесть на корточки (большие и маленькие). Перенесение тяжести
тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
Раздел 3. Игры по музыку- 23ч.
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование
музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной
доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений.
Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого
известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при
инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального
рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам.
Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым
сопровождением.
Раздел 4. Танцевальные упражнения- 16ч.
Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки.
Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски:
приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку,
присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп,
поскоки. Основные движения народных танцев. Подвижные игры с речевым
сопровождением. «Если нравится, то делай так» «Мы пойдем на лево..», «Часы»
,Музыкальный стульчик».
Раздел 5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
1.Круговые движения кистей рук, встряхивание, повороты.
2. Исполнение ритмов на барабане и бубне.
Тематический план 3 коррекционного класса
№
Название раздела
Кол- во часов
1
Упражнения на ориентировку в пространстве
8
2
Ритмико – гимнастические упражнения.
21
3
Игры под музыку
23
4
Танцевальные упражнения
14
5.
Упражнения с детскими музыкальными
инструментами
Итого:
2
68
13
Содержание программы 4 коррекционного класса(68 часов)
Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве -8 ч.
1. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре.
2. Построение в шахматном порядке.
3. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их.
Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели.
4. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол.
5. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент,
обручей, скакалок.
6. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
Раздел 2.Ритмико-гимнастические упражнения -21ч.
Общеразвивающие упражнения.
- Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук
вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам.
- Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением
темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты
туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов.
- Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
- Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны,
сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп.
- Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений.
- Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей.
- Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа
движений.
- Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени.
- Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и
притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц.
- Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом,
висящими руками и опущенной головой («петрушка»).
- С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное
поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же
движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
Раздел 3. Игры под музыку – 23ч.
1. Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента,
темповых и динамических изменений в музыке.
2. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз,
малоконтрастных частей музыки.
3. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии.
14
4. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений,
их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Инсценирование
«После дождя» (мимики и пантомимики).
5. Игры с пением, речевым сопровождением «Мы ногами топ –топ». Инсценирование
песен «Кузнечик», «Два веселых гуся». Инсценирование музыкальных сказок «Колобок».
Раздел 4.Танцевальные упражнения- 16ч.
1. Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе.
2. Упражнения на различение элементов народных танцев.
3. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий
бег.
4. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на
полупальцах. Упражнения на расслабление мышц. Игра «Море волнуется…».
5. Разучивание народных танцев. Танец осенних листьев. Кружение.
Раздел 5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
1.Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак).
2.Упражнения в передаче на барабане музыкального ритма мелодий.
Тематический план 4 коррекционного класса
№
Название раздела
Кол- во часов
1
Упражнения на ориентировку в пространстве
8
2
Ритмико – гимнастические упражнения.
21
3
Игры под музыку
23
4
Танцевальные упражнения
16
Итого:
68
Перечень учебно-методического обеспечения
аппаратура для озвучивания занятий: ноутбук
резиновые мячи среднего размера;
обручи;
скакалки;
ленты;
платочки;
флажки
15
Список литературы
1. Воронкова В.В.«Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида 1- 4 классы./Под ред. В.В. Воронковой. Допущено
МО и науки РФ. -М.: Просвещение,2010
Сайт:
infourok.ru›igri-i-uprazhneniya-po-logoritmike…
16
РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ
Бабочки
Цель: развитие наблюдательности, внимания, творчества.
Все играющие имитируют бабочек: легко и красиво двигаются под музыку.
Водящий наблюдает. Музыка прекращается, и все превращаются в застывшие
красивые фигуры. Водящий выбирает лучшую «бабочку», которая становится
ведущей в следующей игре.
Мультяшки
Цель:
развитие творчества, умение в движении передать особенности
мультипликационных героев.
Звучит музыка. Ведущий предлагает героев мультфильма, которого надо
изобразить, придумать для него одно характерное движение или несколько танцев.
Тот, кто справится с танцем лучше всех, получает очко. В конце игры очки
подсчитывается.
Будь внимателен!
Цель: развитие ловкости, внимания.
Играющие становятся перед ведущим. Звучит музыка. Ведущий предлагает
участникам поиграть с разными предметами, но под музыку: ведущий мяч, а
участник ведущему и т.д. Выигрывает тот, кто точно под музыку производит
17
бросок. Проделать то же самое с кеглей, платком, кубиком и с другими предметами
по усмотрению ведущего.
После дождя
Цель: развитие творчества, пластичности, мимики и пантомимики.
Под звучание музыки различных жанров, играющие должны изобразить:
-идёт дождь (руками)
-прохожие идут по лужам (можно с зонтиками)
-солнышко засияло
-всем весело
-природа ожила (раскрываются цветы, летают птички, пчёлы и бабочки)
Ведущий внимательно наблюдает за играющими, даёт задание и отмечает тех, кто
лучше всех выполняет его. Эти лучшие исполнители становятся в центр и ещё раз
все вместе показывают, как красиво они выполняют задание.
Передай платочек
Цель: развитие ловкости, творчества, музыкального слуха, чувства такта в процессе
группового общения.
Участники выстраиваются в круг. Под музыку играющие передают платочек,
приседая на сильную долю такта. Как только музыка заканчивается, передача
платка прекращается. Тот, у кого платочек остался в руках, выходит на середину
круга, исполняя свой собственный танец, остальные поддерживают его хлопками.
Приглашение
Цель: развитие памяти, творчества, культуры поведения в процессе группового
общения.
Все играющие становятся в круг. Под музыку водящий ходит внутри круга,
останавливаясь перед кем-либо из играющих и сделав поклон, приглашает
следовать за собой. Следуя вдвоём, водящий вновь останавливается перед кемлибо и таким образом приглашает несколько человек. Водящий двигается
любым(по желанию) танцевальным шагом и все идущие за ним повторяют
движения или шаг. Неожиданно музыка заканчивается - все разбегаются и
становятся в общий круг(в любом месте). Кто опоздал становится новым водящим.
18
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
Кактус и ива
Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением, ориентироваться в
пространстве, координировать движение.
Под музыку дети двигаются по залу. По команде педагога «Кактус», ученики
останавливаются и принимают позу «кактуса» (кто как его представляет), с
продолжением музыки дети возобновляют движение. По команде «ива»принимают позу ивы. Движение продолжается, команды чередуются. По
окончании игры педагог или сами ученики выделяют лучшего игрока.
Мокрые котята
Цель: умение снимать поочерёдно с мышц рук, шеи, корпуса; двигаться
врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Дети двигаются по залу врассыпную мягким, пружинистым шагом, как котята. По
команде «дождь» садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все
мышцы. По команде «солнце» медленно встают и стряхивают «воду по очереди с
каждой из четырёх лап, с головы и хвостика, снимая соответственно зажимы с
мышц рук, ног, шеи и корпуса.
В царстве золотой рыбки
Цель: развитие творчества, фантазии, мимики, пластичности, гибкости.
В морском царстве золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются
своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрываются и
закрываются раковины, быстро перемещается по дну краб( можно добавлять
любые другие персонажи).
Снегурочка
Цель: развитие творчества, фантазии, мимики.
Наступила весна. Вся природа оживает и расцветает. Грустно лишь одной
Снегурочке: солнечные тёплые лучи несут ей гибель; она прощается совсем, что ей
дорого и медленно тает…
Вальс бабочек
Цель: развивать умение подражать движениям насекомых, легко и мягко
передвигаться по залу, выполнять плавные движении руками.
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются
своими пёстрыми крылышками. Лёгкие и воздушные, они порхают и кружат в
своём вальсе.
19
Пальма
Цель: напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
«Выросла пальма большая -пребольшая»; руки вытянуть вверх, потянуться за
руками, посмотреть на них.
«Завяли листочки»; уронили кисти рук.
«Ветви»; уронили руки от локтя.
«И вся пальма»; уронили руки вниз. Упражнение можно выполнять поочерёдно
каждой рукой.
20